Знаменская церковь. Знаменская церковь Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.

Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков.

Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина , который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.

Пущино-на-Наре - родовое имение князей Вяземских. Великолепный архитектурный ансамбль в стиле классицизма был возведен в конце XVIII века, предположительно, по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова. Пущино-на-Наре достойно внимания благодаря не только сохранившимся фрагментам главного усадебного дома с его роскошными коринфскими колоннами, но и удивительной атмосфере уединения и покоя. К тому же при виде того состояния, в котором находится дом, становится понятно, что едва ли он простоит еще сто лет, и у нас есть редкая возможность увидеть памятник "воочию", а не на картинке.

Архитектурной доминантой усадебного комплекса является двухэтажный кирпичный дворец, расположенный на главной планировочной оси. Это роскошное творение с греческим портиком под низким фронтоном, с итальянскими арками в цокольной части и полукруглыми трехчастными окнами. по первоначальному проекту к дому были пристроены четыре прямоугольных флигеля, к которым позднее пристроили портики с фронтонами. Декор фасада изобилует многочисленными элементами, вокруг парадного двора были высажены кусты акаций, внутренний двор украшал фонтан, а за парком открывался чудесный вид на реку Нару.

Перестройки, которым дворец подвергался в последующие годы, практически не отразились на внешнем облике усадьбы. Однако тот факт, что она остается заброшенной, не может вызывать оптимизма - дворец постепенно разрушается, старых деревьев в парке остается не так много. Но в этой увядающей красоте есть что-то неуловимое и совершенно неповторимое, что-то, что притягивает сюда многих ценителей прекрасного.

Усадьба Турово

Село Турово вошло в туристические справочники как усадьба Арцыбашевых. В начале XIX века ее выкупил гвардии капитан А.Д. Арцыбашев, отец будущего декабриста Дмитрия Арцыбашева. Несмотря на то, что он не принимал непосредственного участия в восстании 14 декабря 1825 года, он понес наказание вместе со своими единомышленниками. Отказавшегося склонить колени колени перед императором декабриста отправили в составе Таманского полка на Кавказ, где он принял участие в русско-персидской и русско-турецкой войнах.

До наших дней в усадьбе Турово сохранилось лишь малая часть от памятников классицизма. Среди них стоит отметить одноэтажный флигель с мезонином, декорированным треугольным фронтоном и полуциркульным окном с медальонами. В специально выложенных нишах когда-то располагались скульптуры.

Усадебные постройки были окружены прекрасным парком, террасы которого плавно спускались по склону холма. На вершине холма перпендикулярно друг другу высажены две липовые аллеи. От главного дома сохранились лишь невыразительные фрагменты, которые свидетельствуют о более поздней перестройке.

Усадьба Рай-Семёновское

Село Семеновское на протяжении многих лет было родовым имением бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII столетия его владельцем был выдающийся дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, славившийся своими прогрессивными взглядами. На рубеже XVIII-XIX веков усадьба перешла к его потомку А.П. Нащокину, гофмаршалу Павла I, который создал в Семеновском прекрасный архитектурный ансамбль и назвал его Раем.

Из сохранившихся усадебных построек, пожалуй, наименьшего внимания заслуживает главный дом, который неоднократно перестраивался и утратил свои первоначальные формы. Дом был окружен парком, от которого сохранилась лишь часть, а также аллея, ведущая к дому от главных ворот. Центральной достопримечательностью усадьбы является Спасская церковь, построенная в 1771-1783 годах. Это пышное сооружение, увенчанное мощной ротондой с полусферическим куполом. К основному объему пристроена колокольня с белокаменным шпилем. Над сооружением церкви трудился выдающийся архитектор М.Ф. Казаков - он выполнил оформление внутреннего пространства. В отделке интерьера был использован добываемый в окрестностях разноцветный мрамор.

Погружаясь в историю усадьбы, становится понятно, отчего Нащокин испытывал особую гордость от созерцания своей усадьбы. Помимо того, что Спасская церковь считалась одной из лучших среди сельских храмов России, он еще решил использовать целебные свойства местных минеральных источников. В 1803 году Ордин-Нащокин открывает в усадьбе водолечебницу, получившую широкую известность. К сожалению, постройки курорта до наших дней не сохранилась, а после революции усадьба постепенно пришла в запустение.

Усадьба Пущино-на-Оке

Усадьба Пущино-на-Оке расположена неподалеку от центра одноименного города, на высоком берегу реки Оки. Из усадебного комплекса сохранился трехэтажный дом, от которого к реке ведет когда-то шикарная лестница. К дому ведет липовая аллея, а в заброшенном парке сохранился заболоченный пруд. Несмотря на богатую историю этого места, усадьба находится в полном запустении, поэтому лучше всего себя чувствуют здесь те, кто ищет уединения и покоя. Во время прогулок по тропинкам возникает грустное ощущение того, что время беспощадно даже к камню...

Первыми владельцами усадьбы Пущино-на-Оке была семья Арцыбашевых, которые приобрели ее в 1799 году. В конце XIX века имение выкупил известный чаеторговцем С.В. Перловым, который устроил масштабную перестройку и переделал главный дом в неоклассическом стиле. В последующие годы владельцы имения неоднократно менялись, среди них были весьма известные в стране фамилии. Любопытно, что еще совсем недавно дом находился во вполне приличном состоянии, и именно здесь проходили съемки нескольких исторических фильмов. Но, к сожалению, последние годы усадьба заброшена и находится на грани разрушения.

Усадьба Воздвиженское

Усадьба Воздвиженское, расположенная в паре километров от Серпухова, в настоящее время находится на территории Дома отдыха "Авангард". История этой усадьбы уходит своими корнями в XVII век, и на протяжении нескольких столетий сменилось несколько владельцев. Стоит отметить, что Воздвиженское во все времена состояло из двух отдельных усадеб, которые были объединены только общим названием.

Оказавшись на территории бывшей усадьбы, путешественники прежде всего видят большие пруды, разделенные плотиной. Из сохранившихся построек стоит отметить церковь Воздвижения креста Господня, которая была построена в 1787 году. Сейчас храм, давший имя целой усадьбе, разрушен, а его сохранившаяся часть превращена в котельную. Главный усадебный дом пребывает в полуразрушенном состоянии. От него сохранилась малая часть, которая все же позволяет охарактеризовать его как одноэтажное сооружение, увенчанное в центральной части деревянным мезонином с балконами. С одной из сторон к дому примыкала оранжерея, а со всех сторон дом был окружен парком со старинными деревьями, которые до сих пор выглядит весьма очаровательно.

Усадьба Васильевское

Усадьба Васильевское представляет несомненный интерес для всех заинтересованных российской историей, а также для любителей путешествовать по старинным усадьбам. Здесь сохранились фрагменты типичной дворянской усадьбы: мощеная булыжником подъездная дорога, остатки старинного парка, а также деревянный Никольский храм, построенный в 1689 году.

В 1692 году в усадьбе Васильевское родился русский ученый-географ Федор Иванович Соймонов, вошедший в историю России как один из первых картографов. Принимавший участие в многочисленных военных походах эпохи Петра Первого Соймонов активно занимался составлением картографических материалов, изучением окраинных территорий Российской империи. Пристальное внимание он уделял не только не только вопросам их исследования, но и проблемам развития. Он составил первую карту Каспийского моря, был автором первой русской печатной карты, а также атласа Балтийского моря и прочих работ.

В конце XVII века отец будущего знаменитого ученого в своей усадьбе инициировал строительство деревянного храма. В 1689  году храм был освящен в честь Святого Николая Чудотворца. Это небольшой храм с трапезной и граненой апсидой. В более позднее время церковь подвергалась перестройкам, существенно исказившим ее первоначальный облик. В ходе реставрационных работ 1969 и 1980-х годов храму был возвращен первоначальный облик.

Усадьба Рождествено-Телятьево

Усадьба в селе Телятьево, основанная в XVII веке, славится живописной церковью Рождества Христова, построенной на месте более древнего деревянного храма. В XIX веке поместье принадлежало семье графов Соллогубов, выходцем из которой был известный русский писатель В.А.Соллогуб. После покупки имения, новые владельцы занялись серьезной перестройкой усадебного дома, а также прославились своей коллекцией предметов искусства - европейской живописи, графики и скульптуры и барельефов работы западных и русских мастеров.

Настоящей жемчужиной усадебного комплекса стала церковь Рождества Христова, единственное сохранившееся до сих пор сооружение. Возведенная в 1731 году и расширенная за счет новых приделов в 1855 и 1912 годах, она стала прекрасным образцом барокко. Храм представляет собой бесстолпную, крестообразную в плане постройку с полукруглым алтарным выступом. Над сферическим куполом возвышается увенчанный главкой восьмигранный барабан. Декоративное убранство фасадов достаточно сдержанное и не изобилует многочисленными элементами. Архитектурную композицию дополняет трехъярусная колокольня.

После революции усадьба Рождествено-Телятьево, как и остальные дворянские усадьбы была разрушена, а некоторые постройки отошли в ведение совхоза. Великолепные художественные коллекции прежних владельцев перешло в собственность государства, а часть имущества была утрачена.

Усадьба Подмоклово

Усадьба Подмоклово расположена приблизительно в двух километрах к югу от Серпухова. Жемчужиной архитектурного комплекса усадьбы является церковь Рождества Богородицы. Построенная в 1714-1722 годах по инициативе владельца усадьбы, князя Григория Федоровича Долгорукова, она стала ярким образцом итальянского барокко.

Уникальность этого храма заключается в том, что он выполнен в виде, так называемой, двусветной купольной ротонды. Нижний ярус представляет собой арочную галерею, которая на втором ярусе выполняет роль балкона, украшенного скульптурами. Пышное архитектурное убранство дополняет ионический ордер опор галереи, а также аккуратный рельеф карнизов и прочих элементов. Наличие скульптур ангелов и евангелистов является удивительным примером в русской архитектуре того времени, ведь когда строился храм, Синод категорически запретил использовать подобные элементы. Да и ротондальная форма храма была достаточно редкой на Руси.

В начале XIX века вблизи храма была построена колокольня и каменная ограда, однако до наших дней эти постройки, как и усадебный дом, не сохранились. Исключение составили, пожалуй, только руины одного из флигелей. В 1970 году часть скульптур была снята с галереи с целью реставрации, но так и не вернулись на прежнее место - они стали частью коллекции Серпуховского художественного музея. В 1993 году церковь Рождества Богородицы был возвращен верующим.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Устиновка, далее автобусом через Нудоль до ост. Вертково - 16 км, оттуда пешком 5 км.

Проезд автомобилем: От Клина в сторону Волоколамска по стокилометровому кольцу (А-108) до п. Нудоль. Через Нудоль проехать до поворота на д. Вертково, через деревню до коровника, где асфальтовая дорога переходит в грунтовую; по ней еще около 4 км. до д. В.-Соймоново, проехать деревню насквозь. Еще примерно в 1 км в поле - церковь.В сухую погоду дорога вполне проходима даже для машины с низким клиренсом.

Когда-то на месте, теперь обозначенном только на подробной километровой карте Подмосковья как «Урочище Теплое», находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIIIв. Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А.Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

Знаменская церковь - единственная постройка, сохранившаяся в бывшей усадьбе Теплое. Издалека не сразу заметно плачевное современное состояние великолепного памятника: стройная и ажурная, она возвышается над окружающими ее деревьями.

Для строительства церкви тогдашним владельцем усадьбы Н.А.Соймоновым был приглашен архитектор Н.А.Львов, строивший примерно в то же время в Петербурге на Выборгской стороне дачу для П.А.Соймонова, своего родственника (сыновья Ф.И.Соймонова оказывали молодому Львову покровительство). Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Н.А.Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.

Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

Храм постепенно приходит в полную негодность: крыши боковых приделов провалились, в центральной части кровли тоже хватает прорех, дверь кое-как заколочена. Сама усадьба Соймоновых погибла в 1941г., деревня снесена, а до ближайшего поселения – Васильевского-Соймонова - около полутора километров. И о восстановлении одного из выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века пока что речь не идет.


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.