В гости в гостиницу «Метрополь» — путешествие в закрома «московской легенды»! Гостиница Метрополь: экскурсия, интерьеры номеров, ресторан Номер люкс, который выбирают молодожены.

Гостиница Метрополь класса «5 звезд» находится в центре рядом с Большим театром.

До Метрополя на этом месте была гостиница с банями купца Челышева, которую выкупил в 1890-х годах Савва Мамонтов, задумавший построить здесь шикарный гостиничный комплекс в стиле модерн. Строительство началось в 1899 году, но вскоре магнат потерпел финансовый крах, и достраивали здание уже новые владельцы.

В 1905 году роскошный Метрополь был построен.

Фасады здания украшают майоликовые панно, некоторые, в том числе центральное «Принцесса Греза», изготовлены по эскизам Врубеля.

Обратите внимание на скульптурный фриз «Времена года» над балконами: он располагается по всему периметру здания.

Также гостиницу опоясывает надпись из майолики с цитатой Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После революции на одной из сторон фасада было добавлено «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

Из-за своего центрального расположения и близости к Кремлю Метрополь оказался в центре революционных событий: шесть дней шли сражения между юнкерами и красногвардейцами под руководством М. Фрунзе, здание подверглось обстрелу артиллерии.

После победы пролетариев в Метрополе на втором этаже разместил свою приемную Свердлов, в ресторане проводились заседания ВЦИК, на которых выступали Ленин и Троцкий, а в номерах жили большевики.

В конце 20-х годов Метрополь снова становится главной московской гостиницей. В разные годы здесь жили Бертольд Брехт, Бернард Шоу, Сергей Прокофьев, Александр Куприн, Мао Цзедун, Пьер Ришар, Жерар Депардье и другие гости самого высокого ранга.

Пройдемся по первому этажу. Холл, где находится рецепшн отеля:

Ресторан «Европейский». Мраморные колонны и стены, лепнина, зеркала и живописные работы на потолке — интерьер ресторана выдержан в классическом стиле.

Роскошный ресторан «Метрополь» с витражной крышей. Завтраки сопровождаются живыми звуками арфы.

Лестница с большими витражными окнами.

Атриум отеля.

Коридоры устланы мягкими коврами. На стенах висят картины — подлинники и копии известных произведений.

В холлах — антикварная мебель. Хорошо сохранившийся старинный гарнитур из карельской березы на ВИП-этаже.

Настенный светильник-ангел.

В Метрополе нет двух одинаковых номеров, везде разные антикварные предметы интерьера и мебель, шикарные люстры 18-20-х веков, во многих апартаментах стены обиты шелком, на потолке – роспись и лепнина. Каждый номер – своего рода мини-музей. Площадь небольшая: люксы по 40-50 кв м, президентские номера – около 100 кв м.

Интерьер одного из люксов:

Альков с кроватью.

Вид из окна на Театральный проезд и Неглинную улицу.

Еще один люкс. Отделка выполнена в нежных светлых тонах, этот номер часто выбирают молодожены.

Вид из окна этого люкса — на Театральную площадь, Большой театр, здание Государственной думы.

Многие предметы искусства принадлежат государству, их сохранность регулярно проверяет госкомиссия.

Президентский номер 3364. В 1993 году здесь жил Майкл Джексон, останавливались Ким Чен Ир, Жак Ширак, Марлен Дитрих, Элтон Джон, Арнольд Шварценеггер и многие другие мировые знаменитости. Мебель – антикварная, из карельской березы. В шкафу-витрине – драгоценный мейсенский фарфор. Проживание стоит 85 000 рублей в сутки.

Лев на старинном пианино «Стейнвейн», сделанном в Гамбурге в 1913 году. На нем играли Поль Мориа и Мишель Легран во время своих приездов в Москву. Майклу пианино тоже понравилось.

Спальня совсем небольшая. Кровать тоже антикварная, немного меньшего размера, чем современные.

Если номера в Метрополе разные, то ванные комнаты — везде одинаковые и ничем особенным не отличаются. В президентских апартаментах есть небольшая сауна.

Джексон попросил номер, из которого будет видно здание КГБ.

Второй президентский номер.

Кресло работы венецианских мастеров.

Еще несколько деталей этих ВИП-апартаментов:

В Метрополе все пропитано историей, здесь чувствуется дух старины, который бережно сохраняют. Уникальная архитектура и антиквариат в стиле модерн, внушительный перечень живших здесь исторических личностей — это действительно гостиница-музей, достопримечательность Москвы.

Как доехать до гостиницы Метрополь

На общественном транспорте: ст. м. «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь революции», «Лубянка» далее 2-3 минуты пешком.

Адрес: Театральный проезд, дом 2

«Метрополь» - одна из самых известных гостиниц в центре Москвы, чье здание, наряду с Большим театром, формирует внешний вид Театральной площади. Над его созданием трудились архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев и Николай Шевяков, а внутренний декор был выполнен по эскизам Виктора Васнецова и Константина Коровина.

Отель был открыт в 1905 году и почти чудом пережил революции и войны, не потеряв свой статус. Историю легендарного «Метрополя» рассказал в своей книге писатель Амор Тоулз .

Роман «Джентльмен в Москве » о русском аристократе Александре Ростове, «сосланным» большевиками в «Метрополь» на несколько десятилетий без права выйти из отеля, стал настоящей сенсацией в США и Европе. Туристы со всего мира просят персонал отеля показать им те комнаты, бары и гостиные, в которых бывал граф Ростов. Нашему журналу была предоставлена уникальная возможность пройтись по этим помещениям. Следуйте за нами!

Знаменитый фасад

«Мужчина в зимнем пальто прошел всю Красную площадь и вышел на Театральную. Он внимательно посмотрел на здания Большого и Малого театров, потом на отель “Метрополь” и пришел к выводу, что его фасад с мозаиками Врубеля нисколько не изменился ».

Герой, о котором говорит Тоулз - лучший друг Ростова, Михаил Миндих, вернувшийся из лагерей и, несомненно, помнящий дореволюционную Москву с ее прекрасными зданиями разных стилей и эпох. «Принцесса Греза», которую видит Миндих - одно из самых известных панно Москвы, выполненное Михаилом Врубелем по заказу Саввы Мамонтова. Панно стало копией врубелевской работы, выставленной на нижегородской выставке, а позже в специальном павильоне в столице. Тогда, в конце XIX века, публика враждебно приняла это произведение, но прозорливый Мамонтов не сдался. Он заказал копию «Принцессы Грезы» в керамике, чтобы украсить ею фасад «Метрополя». И вот уже более ста лет панно неизменно радует глаз москвичей.

Ресторан «Боярский»



«На втором этаже “Метрополя”, с северо-западной стороны здания, располагался ресторан “Боярский” - лучший ресторан в Москве и, вполне возможно, во всей России. В ресторане были сводчатые потолки, придававшие помещению вид боярских палат, элегантная обстановка, услужливые и предупредительные официанты, а также лучший в столице шеф-повар. Ресторан был настолько популярен, что каждый вечер перед входом туда стояла толпа людей, но войти могли только заказавшие столик и те, чьи имена значились в книге метрдотеля Андрея ».

Савва Мамонтов, начавший строительство «Метрополя», мечтал объединить под одной крышей оперный театр, художественную галерею, современную гостиницу, рестораны и спортивные залы. Судебный процесс и разорение помешали меценату осуществить свой грандиозный замысел, а новые владельцы оказались меньшими романтиками, но хочется верить, что столь богатая и обстановка отеля - дань идеям мецената Мамонтова. Банкетный зал «Боярский» по интерьеру напоминает русский храм, даже рисунок на стенах повторяет церковные орнаменты. После революции это великолепное помещение использовалось и как танцевальный класс, и как общежитие.

Работа «Метрополя»



«Историки утверждают, что на протяжении последних двух столетий наша культура распространялась по стране из салонов Петербурга. Именно из расположенных на Фонтанке салонов новые блюда, моды и идеи делали робкие шажки в русском обществе. Но происходило все это исключительно потому, что под салонами, зачастую в полуподвалах и подвалах, находилось много людей, которые своим трудом обеспечивали хорошую жизнь наверху. Это были повара, дворецкие, лакеи, курьеры, которые работали для того, чтобы общество могло обсудить теорию Дарвина и новые картины Мане. Точно по такой же схеме работал и «Метрополь». Начиная с открытия отеля в 1905, году там собиралась самая интеллектуальная, влиятельная и блистательная публика, однако яркий глянец и безукоризненная элегантность этих людей обеспечивались усилиями сотрудников нижних этажей ».

Нет практически ни одной книги или статьи об истории русской архитектуры модерна, где бы не упоминалось здание этой гостиницы. Оно было знаменито не только своей красотой, но и удобством. Отель «американского типа» был первым в России по уровню инженерных новинок и одним из лучших по уровню подготовки персонала.

Интерьеры отеля

«Номер 208 был выполнен в стиле венецианского палаццо. Это был один из лучших номеров отеля. Пребывание большевиков с печатными машинками, которые наконец уехали в Кремль, не оставило на номере никаких следов. Потолок был расписан аллегорическими фигурами, смотрящими вниз с небес. Спальня и гостиная были гигантских размеров ».

Особенность интерьеров Метрополя заключается в том, что все комнаты, гостиные и банкетные залы оформлены в разных стилях. Своей уникальностью они создают перекличку эпох. В рамках одного здания художники и архитекторы попытались представить культурную историю человечества!

Большой банкетный зал

«Декабрь, “Пьяцца”... Со времени открытия “Метрополя” москвичи считали рестораны отеля одними из лучших мест в городе для встречи Нового года. Уже первого декабря в “Пьяцце” стояла елка, на которой висели гирлянды и венки. К восьми часам тридцать первого декабря, к моменту, когда начинал играть оркестр, все столики были уже заняты. Около девяти часов официанты стаскивали отовсюду стулья, чтобы разместить всех прибывавших гостей. На каждом столе (вне зависимости от достатка людей, которые за ним сидели) стояла черная икра, которую, как известно, можно есть хоть ложкой, хоть черпаком.

<...>

Софья не была настолько не от мира сего, чтобы не знать, кто такие слоны, но она никогда прежде не видела такого роскошного зала, как в “Пьяцца”. Ее поразили не только элегантная обстановка зала и его размеры, но и стеклянный потолок, зимний сад и фонтан в самом его центре! »

Банкетный зал на первом этаже отеля знаменит своим куполом, созданным по проекту инженера Шухова (да-да, того самого, который построил первую в России радио- и телебашню), а эскизы для росписей плафона подготовили художники первого ряда. Известен зал и своей историей. До революции здесь пел Федор Шаляпин, а после место на сцене заняли Ленин и Троцкий. Когда-то давно именно здесь познакомились Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Знал ли эту историю Амор Тоулз? Возможно, ведь его герой спасает первое свидание очень уж застенчивых юноши и девушки.

Бар «Шаляпин»



«Бар был расположен в фойе. В нем была стойка из красного дерева и задняя стенка, плотно заставленная бутылками. Это был бар несколько в американском стиле, и про себя граф называл его “Шаляпиным” в честь великого певца, который часто заходил в него до революции. Раньше здесь всегда было много людей, но в тот вечер посетителей было мало, и обстановка в целом напоминала пустую церковь между службами, место дум и размышлений. Впрочем, такая атмосфера очень подходила настроению графа в тот вечер ».

Этот бар - еще одна важная часть «Метрополя». Он находится у того входа, который считается центральным. Пройти мимо и не заметить стойку и барменов просто невозможно. А еще здесь всегда можно найти экземпляр книги «Джентльмен в Москве».

Заложники «Метрополя»

«Нина прожила в отеле уже десять месяцев потому, что и она была в какой-то мере заложницей “Метрополя”... ».

Коллизия героев романа «Джентльмен в Москве» заключается в том, что все они по тем или иным причинам не могут покинуть гостиницу и вынуждены оставаться здесь, изучая отель, словно подземный город. И это метафора всей истории отеля.

Были времена, когда «Метрополь» превратили в общежитие, и в одном номере обитали по 2-3 семьи. Среди таких жильцов были Осип Мандельштам и семья Людмилы Петрушевской. Правительство быстро осознало, что столь удобный и красивый отель нужно использовать по назначению, и сделало гостиницу для интуристов, однако последняя семья съехала отсюда лишь в 60-х годах прошлого века. В разное время гостями отеля были Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие писатели, артисты и политики. Видимо, американского писателя Амора Тоулза «Метрополь» тоже сделал своим «заложником», иначе бы не родилась история о джентльмене в Москве - самом счастливом, и, одновременно, самом несчастном человеке в советской России.


Мы любим гостиницы. И очень любим гостиницы с историей. И особенно – истории про гостиницы с историей. Поэтому не воспользоваться возможностью посетить с экскурсией знаменитый московский «Метрополь», мимо нарядного здания которого пробегали много раз, посчитали негуманным по отношению к собственному любопытству.

Именно сюда настойчиво предлагали заселиться Воланду Берлиоз и Босой, в одноименный ресторан гостиницы как в одно из самых модных мест советской столицы ходили наши родители и здесь до сих пор с большим удовольствием останавливаются иностранцы, мировые звезды, ну и, конечно, примы и солисты во время гастролей на сцене Большого театра.

Об экскурсиях в одну из старейших гостиниц Москвы мало кто знает. По четвергам и субботам по мере формирования групп их проводит историк «Метрополя» и искусствовед Екатерина Егорова. Наша группа была довольно многочисленной, человек двадцать, видно и слышно отлично, а вот сделать чисто интерьерную фотографию – уже проблема. Но у нас получилось.

Начинается экскурсия по одному из самых ярких историко-архитектурных памятников московского модерна от бывшего главного входа с видом на Театральную площадь. Здесь, за парадными дверями меж двух мраморных волчиц, нам рассказывают о том, с чего началась славная история «Метрополя». На месте старых саун меценат и покровитель нового (по тем временам) искусства Савва Мамонтов задумал построить… грандиозный культурно-развлекательный комплекс, который бы вмещал рестораны, художественные галереи, театр, гостиничную часть и даже спортивный центр с катком. В 1899 году был объявлен конкурс, и среди представленных архитектурных работ Мамонтову приглянулся проект Вильяма Валькота. Правда, спустя некоторое время Мамонтов был обвинен в растратах, и здание перешло к новым владельцам, которые решили пригласить архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова для доработки проекта и продолжения строительства здания теперь уже как роскошной гостиницы. Отель был открыт в 1901 году. Однако в том же году произошел сильный пожар, потребовавший значительной реконструкции здания. И только в 1905 году состоялось второе рождение «Метрополя» – его торжественное открытие.

Так мы узнаем возраст охраняющих бывший некогда парадным вход волчиц – 110 лет. Вглядываемся в барельеф на потолке, изображающий мужчину и женщину, пытаясь разгадать его символику.

Холл из бельгийского и швейцарского мрамора оформляла та же мастерская, что создавала парадные интерьеры ГМИИ им. Пушкина. Здесь расположился уютный бар «Шаляпин», где и оплачивается экскурсия, а после ее окончания предлагается бокал шампанского или морс.

От входа двигаемся в лифтовой вестибюль. Пол уже не швейцарского мрамора, но все же гранитный, с историей. Стены облицованы ониксом. И здесь мы обнаруживаем то, чем особенно хорош «Метрополь»: тут можно не только полюбоваться на росписи, мозаику и лепнину кистей и рук известных художников, подойти на расстояние невытянутой руки к старинным скульптурам, картинам и вазам разных эпох, но и посидеть на диванах, креслах и стульях, которые как минимум ровесники тем волчицам у входа. Служащий здесь по назначению антиквариат передан «Метрополю» из сокровищниц Гохрана. Интересно, что Екатерина Егорова, рассказывая о гостинице, говорит от первого лица: «у нас останавливались», «нам передали», «мы сохранили», – снижая пафос статусного доходного заведения до общенационального достояния и своего, особенно любимого московского дома.

Каркас шахты лифта с цветочной мозаикой в стиле модерн сохранен на всех этажах, хотя сами кабины, конечно, заменены на современные. Говорят, именно этот лифтовой вестибюль изобразил на одной из своих ранних картин Казимир Малевич.

Затем группа поднимается на четвертый этаж, распределившись между новыми грузовыми лифтами и лестницей, что вьется вокруг шахты старого лифта. В окнах – витражи, на постаментах – скульптуры, на потолке – росписи. Уже здесь отчетливо проявляется многостилевое нутро модернистского «Метрополя». Затем Екатерина ведет нас в атриум, откуда расходятся широкие коридоры к номерам и многочисленным залам гостиницы.

На стенах атриума фотографии знаменитых постояльцев, по которым так просто проследить стремительную историю «Метрополя», и заодно всей страны. Гостиница оказалась в центре революционных событий. После 1917 года здесь обосновались большевики: в номерах жили руководители Народного комиссариата, в залах проводили заседания ВЦИК, Свердлов в одном из самых популярных в то время номеров устроил себе приемную, Чичерин разместил в гостинице свой Наркомат иностранных дел, – холеный «Метрополь» стал известен как Второй Дом Советов (Первый – «Националь»). Шаляпин, Врубель, Рябушинский, Комиссаржевская, Брюсов и Бунин на время отступают перед портретами Сталина, Ленина, Бухарина и Свердлова – и снова они, гости роскошного отеля: здесь жили Мандельштам, Мариенгоф, Куприн, Барбюс, Прокофьев, Вертинский, останавливались Брехт, Шоу, Стейнбек… всех и не запомнить, – в конце 20-х «Метрополь» снова становится первоклассной гостиницей. Правда, процесс выселения квартир растянулся на несколько десятилетий: последняя была освобождена только в 1964 году.

Галерея портретов известных гостей и постояльцев обвивает стены атриума на всех этажах. Кстати, колонны по углам перил на каждом этаже оформлены по-своему: где-то их венчает золотой клыкастый пан, где-то – нежная белолицая дева. Характерная черта эпохи модерна – уникальность, неповторимость отделки – прослеживается и в номерном фонде: 390 номеров – и все разные по планировке и внутреннему убранству.

В 1986 году порядком обветшалая гостиница закрылась (вместе со страной) на перестройку, то есть реставрацию. Период новой истории у обеих начался в 1991 году.

Группа следует дальше – в зал «Боярский», от псевдодревнерусского колорита которого меркнет модернистский дух «Метрополя». Под купольными сводами, расписанными узорами в боярском стиле (Чехонин, Кузнецов) и украшенными имитацией древнерусских мозаики и литья, дивная акустика. Говорят, что определенную роль в этом играет огромная хрустальная люстра сложной формы и весом в тонну. Реставраторам пришлось здесь немало потрудиться: столетние стены многократно перекрашивались – росписи Чехонина были скрыты под девятью слоями краски!

К Древней Руси отсылают и резной балкон, и антикварный медведь в углу. Чучелу, переданному «Метрополю» для поддержания русской традиции ставить чучела животных в ресторанах с национальной кухней, примерно сто лет. Когда-то он стоял в «Савое» и предположительно был описан Стейнбеком в «Русском дневнике».

И вот, наконец, мы спускаемся на этаж ниже, проходим через нарядный холл с привычным уже антиквариатом – кресла с резными лебедями, столик с нимфами, картина с заливом в ночи, витиеватое позолоченное зеркало, лепнина, колонны, канделябры… Именно здесь нам рассказывают о том, как проверяется и охраняется каждая из почти 800 антикварных единиц, возвращенных или переданных на временное хранение из госзапасников «Метрополю»: заполнили уникальный архитектурный объект вполне себе уникальным содержимым.

По широкому, выложенному красно-зелеными коврами коридору вдоль картин и лепнины на его стенах Екатерина ведет нас на осмотр «люксика», как нежно экскурсовод называет номер 3305 с видом на Театральную площадь. В светлом, в кремово-сиреневую полосочку номере останавливались Пьер Карден, Пьер Ришар, Жерар Депардье…

Кровать с альковом, отделанный деревом расписной потолок: облака в голубом небе – и два хитро выглядывающих из деревянного обрамления зеленых попугая. Полагаем, французы должны были оценить чувство юмора художника.

Собранную на радость богатым постояльцам красоту портят только на удивление грязные окна. Екатерина объясняет, что мытье окон – это большая проблема для отеля, с которой справляются только альпинисты. И скоро, наверное, они «к нам» прибудут.

По пути в следующий люкс нам рассказывают о некоторых постояльцах: в этом номере жил печально известный Ли Харви Освальд, здесь – Владимир Познер с семьей после возвращения в страну; с животными в «Метрополь» нельзя, но тут в качестве исключения обитала Патрисия Каас со своей голой собачкой, этот же номер выбирает для себя в каждый приезд с гастролями в Большом Диана Вишнева. «У нас были все», – не без оснований добавляет Екатерина.

Второй осмотренный люкс оказался барочно-золотым с нежно-голубой оправой. Мебель под XVIII век, шелковые обои, портрет девы в синем, вид – на Театральную площадь.

Этот номер любят молодожены и гостящие в Москве европейские принцессы, и даже, поговаривают, королевы, вроде тогда еще правящей испанской Софии и королевы Нидерландов Беатрикс.

Напоследок экскурсовод оставляет самое «сладкое» – один из двух президентских люксов, которому тоже есть что добавить к многослойной и непростой истории российского «Метрополя».

В номере 3364 жили Ким Чен Ир, Марлен Дитрих, Жак Ширак, Пласидо Доминго, Поль Мориа, Элтон Джон и Майкл Джексон… Наверняка список почетных гостей растянулся бы надолго, но имя короля поп-музыки вызывает особое оживление в группе, и Екатерина вспоминает, как сложно было обеспечить Джексону безопасность во время входов и выходов из гостиницы, как «Метрополь» в очередной раз осаждали – теперь уже не революционеры – фанаты певца в 1993 году, как он пожелал жить непременно с видом на Лубянку.

На исходе часа мы вновь спустились в лифтовой вестибюль первого этажа и прошли в зал знаменитого на всю Москву ресторана «Метрополь». Именно здесь пел Шаляпин, выступали Ленин и Троцкий, проходили заседания ВЦИК (а после заседаний зал превращался в столовую); именно сюда ездил Степа Лиходеев накануне самого запоминающегося утра своей жизни.

Сейчас по утрам тут накрывают завтраки (с 7:30 до 10:00) для постояльцев и людей с улицы. Примерно 2 тысячи рублей с человека за утренний «шведский» стол и возможность под звуки живой арфы выпить чашку кофе в великолепном неоклассицистическом зале 1910-х годов, к которому приложили руку многие видные деятели искусства и архитектуры начала XX века, например: перекрытия зала разрабатывал знаменитый инженер Шухов.

Закрепить усвоенное можно в начальной точке экскурсии – в симпатичном баре «Шаляпин» бокалом шампанского и обсуждением увиденного.

С первого взгляда, «Метрополь», многоликий и противоречивый, кажется собранием разрозненных предметов в обрамлении своеобразного русского ар-нуво. Но этот основательный соглядатай целого века нашей сложной истории не только уникальный памятник архитектуры и истории, музей-хранилище богатого художественного наследия для избранных (майоликовое панно Врубеля на фасаде может увидеть каждый, а вот оценить интерьерные росписи по эскизам Васнецова и Коровина – далеко не все), но и явный носитель во многом противоречивого национального духа и характера: утонченный и основательный, деловой и величавый, прозападный и великорусский, патриархальный и космополитичный, цельный и многоликий. Вот такой он, «Метрополь» изнутри.

Гостиница Метрополь - одна из старейших гостиниц Москвы, расположенная в самом центре города. Мало кто, кроме постояльцев, знает о том, какие красивейшие интерьеры скрываются за прекрасным зданием в стиле модерн. В это воскресенье нам повезло попасть на довольно редкую экскурсию по интерьерам гостиницы Метрополь, в рамках которой мы увидели несколько номеров, интерьеры ресторанов Метрополя, прогулялись по красивым коридорам и холлам. В общем, прикоснулись к прекрасной и легкомысленной жизни.

Гостиница Метрополь - шедевр московского модерна. В хорошую погоду можно около часа провести только разглядывая прекрасные майоликовые панно. Но мы оставили это на другой раз, а сегодня нас ждали интерьеры исторического здания гостиницы.


Итак, попасть на экскурсию в гостиницу Метрополь довольно тяжело - нужно в интернете найти организатора экскурсии(мы например попали в Метрополь с группой Дарины Федоровой-Землянской). Группа, которую пускают в гостиницу на экскурсию, обычно немногочисленна - ведь огромная толпа зевак с фотоаппаратами может не на шутку напугать гостей Метрополя. В общем, нас собралась небольшая группа из 15 человек.

Как только мы дождались опаздывающих участников нашей экскурсии, организатор повела нас в здание гостиницы. Сдав вещи в гардероб у нас было немного времени перевести дух и оглядеться: ресепшен, диванчики, антиквариат.


Мы находились в современном атриуме гостиницы Метрополь, которым был пристроен к старому зданию в 90-х годах, когда гостиница получала статус 5-зведочной. Новые требования к отелям привели к тому, что главный вход в Метрополь был перенесен, потому как около отеля должна быть парковка. Надо сказать, что в этом новом красивом холе, оформленном под мрамор, все было выполнено под старину: по периметру зала были установлены антикварные светильники и другие интересные предметы.


Когда появилась наша экскурсовод - мы были уже готовы к путешествию по гостинице. Прослушав небольшую лекцию об истории здания, мы наконец-то отправились смотреть струю часть Метрополя.

Первое что мы увидели в старом здании - это необыкновенной красоты лифт, украшенный стеклянными витражами в стиле модерн. В небольшом холле перед лифтом был установлен рояль, на стенах висели картины, стояли удобные и красивые диванчики.



Стена этого холла были оформлены настоящим ониксом, на полу лежал графит из Мексики. В общем, уже холл давал понять, что это не простая гостиница. Это гостиница-дворец для самых высокопоставленных особ.


Время было вечернее (около 16 часов), поэтому в воскресное время пустовали рестораны. Именно этот факт позволил нам (о чудо!) попасть в главный ресторан Метрополя.


Когда открылись двери в центральный ресторан, все застыли в немом изумлении. У меня, например, было ощущение, что я попала на Титаник. Перед нами был зал - атриум с широченным витражным куполом.

Высота потолка была не меньше 5 метров, размером ресторан - с бальный зал! В центре зала был установлен фонтан, а по периметру красиво сервированные столики.

Возникло непреодолимое желание одеть длинное красивое платье и прийти сюда с галантным кавалером на ужин. Смокинг обязателен! (шутка)
Экскурсовод рассказала нам о том, что в этом ресторане постояльцы завтракают под звуки арфы. Кстати, на завтрак сюда может прийти любой желающий, его стоимость чуть больше 2 тысяч рублей.


После такого «культурного шока», мы отправились по лестнице на четвертый этаж, чтобы посмотреть еще один ресторан - Боярский.
Наша группа «зависала» с фотоаппаратом буквально везде. Например, лестничный пролет оформляет шикарное световое панно. Ну как тут не остановиться?
Ресторан Боярский отличался интерьером от предыдущего.


По форме он напоминает что-то среднее между древнерусскими палатами и храмом, так как венчает его круглый потолок. Экскурсовод рассказала нам, что ресторан здесь появился не так давно, а ранее здесь был холл для гостей.



Все стены были расписаны в русском стиле. Мне, например, узор напомнил Палаты Бояр Романовых. В центре зала, конечно же, стоял русский мишка, антикварный, между прочим.


Из ресторана Боярский мы вышли к красивому артиуму к лестнице. По периметру коридоров можно было увидеть многочисленные портреты знаменитостей, которые когда-либо останавливались в гостинице Метрополь. В их числе например Шерон Стоун, которая не разрешила себя сфотографировать, но зато подарила фотографию с автографом.



Осмотрев рестораны, по коридорам, устланными коврами, мы отправились с святая-святых гостиницы «нумерам».
Номера гостиницы Метрополь дадут фору любому музею, где выставлены предметы мебели и декоративно - прикладного искусства. Гостиница обладает шикарной коллекцией антиквариата, причем вся эта красота принадлежит государству, а не гостинице. Есть специальные списки, по которым контрольные органы проверят наличие и сохранность тех или иных предметов. Кстати, на многих предметах в номерах даже установлена сигнализация. Как сказала экскурсовод, она до сих пор не может найти историю большинства антикварных вещей, которые находятся в Метрополе. В 20-е революционные годы множество «сокровищ» было украдено из отеля, потом потери восполнили частично из фонда отеля Савой, частично из многочисленных дворянских усадеб.

Стоит отметить, что в отеле необычайно широкие коридоры. На самом дорогом этаже в коридоре можно увидеть антикварную мебель из ценной карельской березы, лепнину, шикарные люстры.




Вот еще один уголок для гостей - прямо перед лестницей.


За экскурсию нам показали несколько номеров класса «полулюкс», «люкс» и даже «президентский люкс», который находился на реставрации.

Номер люкс, который выбирают молодожены

Одним из первых нам показали очень красивый номер, оформленный в голубых тонах. Роскошная кровать и херувимчики у входа - видимо поэтому этот номер так популярен у молодоженов.




Про каждый предмет в номере можно рассказывать легенды и истории. На антикварных предметах и картинах даже висит сигнализация.

Номер с антикварной мебелью

Экскурсовод показала нам еще один номер, где останавливаюсь Шерон Стоун. Основной его особенностью является наличие многочисленных антикварных вещей: инкрустированного столика, статуэток, комода.





Экскурсовод обратила наше внимание на необычную скульптуру девушки с шариками у руках. У нее в ногах были мужские головы, которые ртами эти шарики пытались ловить. Самое интересное, что никто до сих пор не знает, что значит эта скульптура? Один из известных гостей Метрополя предположил, что эта скульптура посвящена первой феминистке.


А вот так выглядит спальня этого номера.


Также экскурсовод показала нам номер, где когда-то жили знаменитые Вертинские.

Когда родилась Анастасия Вертинская, то ее было решено крестить. В помещение пригласили священника, а когда открыли дверь после окончания крещения, то увидели в коридоре толпу подслушивающих людей: от гостей до персонала. Еще бы, безбожное время коммунизма, а тут такие странные звуки раздаются из комнаты. Номер скромнее - но тоже очень красивый. Антикварная мебель из красного дерева, стены, отделанные натуральным шелком.



Заглянем в ванную? Ванные в Метрополе выглядят примерно одинаково. Одинаково скромно.



Президентский люкс был просто роскошен! С кабинетом и прекрасным видом из окон. Это очень большой по площади номер для Метрополя - около 60 метров.


Особенно ценным экспонатом (не могу назвать его просто мебелью) является венецианское кресло - ему самое место быть в музее.





Так как в гостинице жизнь не остановилась, когда мы пришли сюда, то есть гостиница жила своей повседневной жизнью, некоторые помещения нам не показали. К ним относятся конференц-залы, названные именами наших знаменитых писателей: Чехов, Толстой. Эти названия не являются мемориальными - это современные названия, ранее залы назывались по стилю, в котором они выполнены.


Ближе к концу экскурсии по Метрополю мы подошли к красивой лестнице, которая, однако, была довольно узкой по сравнению с просторными коридорами Метрополя. Как выяснилось, дальше начинаются более бюджетные номера отеля.


Впечатлений от посещения гостиницы была масса! У меня было ощущение, что мы побывали с экскурсией в музее, но никак не в отеле. Сами понимаете, антиквариат, небольшие площади номеров, специфический запах, как следствие этого - это никак не ассоциируется с современным отелем. Если когда-нибудь вы увидите, что есть возможность посетить экскурсию по интерьерам Метрополя - обязательно покупайте билет.

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

ВНИМАНИЕ!!! Данная экскурсия в нашем проекте временно не проводится! Вы можете попасть на экскурсию на сайте отеля по ссылке

Наш проект тоже предлагает вам «поехать в номера» и посетить один из самых фешенебельных отелей столицы – легендарную гостиницу «Метрополь». На этой экскурсии вас ожидает знакомство с более чем 100-летней историей этого роскошного здания, его уникальной архитектурой, внутренним и внешним убранством, роскошными номерами и холлами с антикварной мебелью и предметами интерьера, а также с легендарным рестораном под стеклянным цветным куполом!
В программе экскурсии вокруг и внутри «Метрополя»:

* Основатель и первый строитель Метрополя знаменитый купец меценат и покровитель искусств Савва Мамонтов.

Для чего Савва Мамонтов хотел выстроить такую гостиницу, что ему помешало и кто достроил ее потом в нынешнем привычном для нас виде. Отчего произошёл пожар в декабре 1901 года и что писали по этому поводу московские газеты. Почему для другого известного Саввы это место стало почти «личным кабинетом»?

* Где можно увидеть первые городские работы известного скульптора Н. Андреева, о которых прежние москвичи говорили, как о «стыде и сраме».

Какие архитекторы и художники работали на строительстве отеля и почему «Метрополь» в начале 20 века окрестили Вавилонской башней? Что стояло на этом месте ранее, в каком месте течет под землей речка Неглинка и какие окна отеля смотрят на единственный исторический остаток Китайгородской стены?

* Какие главные события происходили в «Метрополе» , кто любил останавливаться в этом отеле и во что превратился отель после Октябрьской революции.

* Роскошные холлы, коридоры, лестницы, номера, ресторан и его залы в призме времен 20 и 21 века.
Внутри гостиницы экскурсию проводит старейший её сотрудник, который немало именитых гостей встречал и сопровождал в «Метрополе». Из первых уст он поведает всем эксклюзивные истории из жизни «Метрополя», покажет его закрома – холлы, коридоры, лестницу, ресторан. Во время экскурсии будет показано один или два номера гостиницы, которые будут свободны от гостей.