Усадьба князей Голицыных «Влахернское — Кузьминки. Усадьба голицыных в кузьминках Кто из царей не был в кузьминках

Топонимика местности. Существует три наиболее употребительных названия местности, на которой расположена усадьба. Самое древнее — Мельница, по наименованию строения (или нескольких строений), находившейся на р. Голедянке (она же Голядянка, Голядь, Голяда, Чурилиха). Второе название — Кузьминки, происхождение которого, по одной из версий, связано с церковным праздником св. Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), по другой — с особым видом мельницы «Козьминка-Тожь». Третье название — село Влахернское закрепилось в XIX в. и отражает связь с названием храма во имя Влахернской иконы Божьей Матери, построенного в начале XVIII в. владельцами усадьбы.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) — первый владелец усадьбы Кузьминки. Именитый человек, один из богатейших людей России XVII-XVIII вв. В 1704 г. (по некоторым данным 1702 г.) Петр I подарил Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Строганов был крупным землевладельцем (более 10 млн. десятин), владел солеварнями и металлолитейными заводами, торговал пушниной. Большая часть его владений находилась на Урале и в Сибири, поскольку род Строгановых издавна помогал Русскому государству осваивать эти земли. Известно, что Григорий Дмитриевич построил на собственные средства несколько военных кораблей и преподнес в дар Петру I, а по случаю победы в Полтавской битве на деньги Строганова были установлены одни из семи триумфальных ворот на пути к Кремлю. Строганов покровительствовал живописи (мастерские иконописи), был владельцем хора, собирал старинные рукописи.



Получение Строгановыми дворянского титула. Сыновья Г. Д. Строганова Александр (старший брат, ставший владельцем усадьбы), Николай и Сергей Григорьевичи 6 марта 1722 г. были возведены Петром I в баронское достоинство. Первый из баронов Строгановых, получивший графское достоинство, был Александр Сергеевич, возведенный в графское достоинство Римской империи императором Францем I 29 июня (9 июля) 1761 г. в Вене.



Влахернская икона Божьей Матери. Находилась во Влахернском храме, выстроенном вдовой Г. Д. Строганова Марией Яковлевной. В 1716 г. она подала прошение о разрешении построить деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Влахернской в Московском уезде, на р. Голяде при Мельнице Кузьминки. Согласно данным священника Влахернского храма Н А. Порецкого, в 1653 г. царю Алексею Михайловичу из Константинополя были привезены две иконы Влахернской Богоматери. Одна из них была оставлена в Успенском соборе Московского Кремля, другую подарили Строгановым. Первоначально считалось, что более старая икона находилась в Кремле, однако экспертиза, проведенная уже в XX в. сотрудниками Третьяковской галереи, показала, что икона из Кузьминок более древняя и относится предположительно к VII в. Название иконы происходит от местечка близ Константинополя — Влахерны. Икона издавна считалась чудотворной и была известна как реликварий. Современные исследования показали, что в ней содержатся частицы черной шерстяной материи. По легенде внутри иконы находились частицы одеяния Богородицы. Интересна техника выполнения иконы — воскомастика. Мастика готовилась из минералов-наполнителей и связующих ладана и камеди. Благодаря этим ароматным смолам, поверхность иконы источает приятный аромат даже при небольшом повышении температуры. В 1806 г. икона «ко 2 Июля, дню святой восточной церковью, ей празднуемому, поновлена и украшена видимой на ней богатой ризою, усердием ея сиятельства княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, ордена святой великомученицы Екатерины кавалерственной дамы». В 1826 г. императрица Мария Федоровна пожертвовала иконе брошь.

В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее.



Владельцы усадьбы во второй половине XVIII века. М. М. Голицын (1731 — 1804) и А. А. Голицына (1739 — 1816). В 1757 г. внучка Г. Д. Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В этом браке соединились род богатейших предпринимателей и промышленников баронов Строгановых и древний и знатный род князей Голицыных. В приданом невесты было село Влахернское. За почти полвека владения Кузьминками супруги многое сделали, благоустраивая усадьбу.



В 1750 — 1770-х гг. под руководством архитектора И. П. Жеребцова были перестроены усадебные сооружения: мельница, барский дом с флигелями, пристани, беседки. Во второй половине XVIII в. был разбит Французский регулярный парк (либо под руководством садовника И. Д. Шнейдера, либо архитектора Р. Р. Казакова). Тогда же была реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом. Восточнее усадьбы Михаил Михайлович построил деревню Аннино, названную в честь жены.



Михаил Михайлович и Анна Александровна не оставляли без внимания Влахернскую церковь. В 1759 г. Голицын обратился с прошением к митрополиту Тимофею дозволить выстроить вместо сгоревшего деревянного храма каменный. В 1774 г. каменная церковь была закончена. Владельцы усадьбы делали пожертвования Влахернскому храму: Михаил Михайлович — дарохранительницу, серебряные вызолоченные сосуды; Анна Александровна — большой напрестольный серебряный крест, ризу для Влахернской иконы Божьей Матери и проч.
По всей видимости, семейная жизнь Голицыных сложилась удачно. Анна Александровна родила мужу десятерых детей. Некоторые исторические данные позволяют предположить, что супруги были людьми добрыми, помогавшими окружающим и пользовавшимися их уважением. Так, на дарохранительнице, находившейся во Влахернском храме, была выгравирована надпись: «Сия дарохранительница сооружена декабря дня 1781 года тщанием генерала-поручика ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА действительного камергера польского белого орла кавалера Князя Михаила Михайловича Голицына и приложена в селе Влахернском в церковь Пресвятой Богородицы Влахернской в вечную память, по завещанию в Бозе почивающего секунд-майора Василия Ивановича Павлова, который в добродетели и благочестии пожив до глубокой старости, преставился 22 апреля 1774 года и при сей церкви тело его погребено». Также в 1783 г. священник Влахернского Фёдор Иванов обращался к Михаилу Михайловичу с просьбой об увеличении содержания и получил удовлетворение.
Михаил Михайлович умер в 1804 г. Анна Александровна прожила ещё 12 лет. Она пережила войну 1812 года. Сыновья Голицыных Александр и Сергей Михайловичи отправили на дело обороны отечества сто тысяч рублей. Узнав об этом, Александр I сказал: «Пожертвование велико, но я их знаю и не удивляюсь». Во время войны французы заняли усадьбу Кузьминки. После войны Анна Александровна доносила предводителю Московского дворянства А.А. Арсеньеву о разграблении в усадьбе.
В 1813 г. Анна Александровна открыла богадельню для 12 женщин. «Вероятно, большинство их лишилось в год войны, кто мужа, кто сыновей, опоры жизни, и сердобольная Княгиня спешит утереть горькие слёзы несчастных». Богадельня разместилась на нижнем этаже дома причта, впоследствии была переведена князем С.М. Голицыным II в Дубровицы.
Михаил Михайлович и Анна Александровна погребены на кладбище Донского монастыря в Москве.



Усадьба при князе С. М. Голицыне (1774 — 1859)

После Михаила Михайловича и Анны Александровны Голицыных усадьбу унаследовали их сыновья Александр Михайлович (1772-1821) и Сергей Михайлович (1774-1859). Поскольку Александр Михайлович жил за границей, то фактически (а после его смерти и формально) хозяином Кузьминок являлся Сергей Михайлович Голицын. Он был высоким сановником, придворным, занимался благотворительной деятельностью, был награжден всеми гражданскими орденами Российской империи.
Большинство современников писали о нем, как о добром и честном, но ограниченном и лишенном дарований человеке. «Князь Сергей Михайлович оставил в памяти людей, знавших его, образ человека честного и доброго, но ограниченного, не развитого и узких понятий» (С.В. Энгельгардт, здесь и далее цит. по кн. Е.В. Олейниченко «Князь С.М.Голицын-хозяин усадьбы Кузьминки»).
«Это был человек ограниченный, самолюбивый, привыкший с ранней молодости играть первенствующую роль по своим связям и богатству, но вместе с тем очень добрый, набожный нелицемерно, имевший в себе истинно аристократические свойства» (С.М.Соловьев).
«Общественное мнение было таково, что князь не блистал ни умом, ни образованием, но был честен, добр, прямодушен, обладал «рыцарско-барским духом» (Д.И. Никифоров).
При С.М.Голицыне усадьба была окончательно восстановлена после войны 1812 г. и перестроена в 20-30 гг. XIX в. Для строительства Голицын пригласил семью знаменитых архитекторов Жилярди. По проектам Доменико Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроен Господский дом и ряд других сооружений. К 30-40-м гг. XIX в. Кузьминки стали прекрасным архитектурно-парковым ансамблем, гармонично соединившим в себе русский ампир, романтизм, бидермайер. Сохранились рисунки и литографии по рисункам И.-Н. Рауха с видами Кузьминок того периода.
Сергей Михайлович любил усадьбу и проводил в ней много времени. У него не было законных детей, поскольку с женой Евдокией Ивановной Голицыной (знаменитой «Ночной княгиней») отношения не сложились и супруги жили отдельно. Усадьба стала своеобразным «детищем» Голицына. Он вместе с незамужними сестрами жил в Кузьминках в теплое время года. «На лето Голицыны переезжали в свою подмосковную Кузьминки и принимали по воскресеньям. Я нигде не видывала такого изобилия цветов. Не только парк был ими усеян, но в одной из комнат вся стена была убрана цветами»,-писала С.В. Энгельгардт.
При Голицыне усадебное хозяйство поддерживалось на высоком уровне и в большом порядке. «Во время прогулок по Москве князь Абамелик завез нас, между прочим, и к последнему из бояр, более чем восьмидесятилетнему громадно богатому князю Сергию Михайловичу Голицыну, жившему в собственном дворце, поблизости от столицы. Одному из своих племянников он поручил показать нам свои хозяйственные заведения. Скотный двор был полон превосходными коровами йокширской породы, нарочно привезёнными из Англии...Проводник наш заметил, что наследники князя навряд ли будут в состоянии продолжать подобную роскошь...» (К.Ф. Фицтум фон Экштедт, цит. по: Е.В.Олейниченко «Князь С.М.Голицын — хозяин усадьбы Кузьминки»). В тот период многие посетители Кузьминок обращали внимание на ухоженное состояние усадебных парков и прекрасные оранжереи.
В Кузьминки приезжали гости: члены императорской фамилии, бывали иностранцы. Здесь князь С.М. Голицын принимал императрицу Марию Федоровну (1826), Вел. князя Михаила Павловича (1830), императора Николая I (1835). Усадьба была одним из любимых мест прогулок москвичей. Ежегодно 2 июля устраивался Влахернский праздник.
Интересно, что хотя многие современники Сергея Михайловича называли усадьбу «Кузьминки», сам хозяин не любил это название и предпочитал «село Влахернское». В разговоре с А.Я. Булгаковым Голицын заметил «А, милый мой, это только крестьяне называют так: село Кузминки; следует говорить село Влахернское или, если вам больше нравится — Мельница»" (Цит. по: С.Шумихин «Мадригал с двойным дном», журнал «Наше наследие»).

Усадьба во второй половине XIX века.

После смерти князя Сергея Михайловича Голицына в 1859 г. владельцем усадьбы стал его племянник Михаил Александрович Голицын (1760-1804). Будучи дипломатом, Михаил Александрович большую часть времени проводил за границей. Известно, что во время приездов в Россию, он бывал в Кузьминках у своего дяди, однако так и не успел стать полноправным хозяином. В 1860 г. М.А. Голицын умер в Монпелье. Усадьба перешла во владение его сыну Сергею Михайловичу Голицыну II (1843-1915). Родившийся и воспитывавшийся во Франции, Сергей Михайлович был лишен многих предрассудков, присущих русскому дворянскому сословию. Так, в начале 1860-х гг. он женился на цыганской певице Александре Осиповне Гладковой. В 1870-е гг. князь записался в московские купцы 1-й гильдии и торговал железом, солью и сельскохозяйственными продуктами (М.Ю.Коробко). При этом Голицын демонстрировал патриотизм и любовь к России: поступил на службу в гусарский полк; исполнял поручение министра внутренних дел по анализу состояния продовольственного снабжения Москвы; в 1865 г. открыл музей в московском доме на Волхонке; на собственные средства установил в Швейцарии памятник в честь русских войск, перешедших через Альпы под командованием Суворова в 1799 г.; оказывал денежную и организационную помощь при строительстве русских церквей и храмов за границей, в частности — церкви в честь святителя Николая в Ницце.
Сергей Михайлович жил в Кузьминках до 1873 г. После развода с первой женой Александрой Осиповной он окончательно переехал в усадьбу Дубровицы. Во второй половине XIX в. Кузьминки стали дачным местом. Здесь жили купцы и их семьи, а также интеллигенция. В усадьбе отдыхали архитектор И.Е. Бондаренко, искусствовед И.Э. Грабарь, художник В.Г. Перов. В московском журнале «Искры» о Кузьминках писали: «...Вы смело можете отправляться гулять в парк, не надевая шикарных туалетов, и можете быть вполне уверены, что вас никто не встретит; наоборот, желаете общество — вам стоит отправиться в места для прогулок, наиболее излюбленные кузьминскими дачниками. Ко всему этому присоединяется отсутствие пыли, грязи, громыхающих поездов с ужасными ревунами-свистками, граммофонов и прочей прелести» (Цит. по М.Ю. Коробко. Москва усадебная. М., 2005. — с.141-142). Н.Н. Врангель писал об усадьбе Кузьминки в начале ХХ века: «В окрестностях Москвы больше помещичьих усадеб. Родовые традиции бережливее сохранялись в старых подмосковных, и красивы до сих пор пригородные имения. Конечно, эта сохранность только относительная. Ведь от Кузьминок, отдаваемых под дачи...сохранялись только стены...» (Н.Н. Врангель. Помещичья Россия//Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. — с. 142).

Архитектурные памятники усадьбы Кузьминки

Египетский павильон (Кухня)

Одно из усадебных зданий, предназначавшихся для хранения и приготовления пищи. Построено в 1813-1815 гг. на территории так называемого Красного двора неподалеку от Господского дома. Архитектор неизвестен. Предположительно автором проекта здания мог быть А.Н. Воронихин, а завершил строительство Д.И. Жилярди. Представляет собой превосходный образец архитектуры конца XVIII — первой четверти XIX века с использованием древнеегипетской тематики. На фронтоне с северной стороны изображена львиная голова с двумя сфингами по бокам; на архитраве — крылатый египетский диск; капители колонн украшены стилизованными изображениями пальмовых листьев и лотосов. Интересна форма окон, суживающихся кверху. По свидетельству историка М.Ю. Коробко, Египетский павильон, а также Померанцевая оранжерея в Кузьминках — единственные здания «египетского» стиля данного периода в Москве. В 2004 г. мэром Москвы Ю.М. Лужковым было подписано распоряжение о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи. Однако на протяжении более чем десяти лет уникальные здания остаются неотреставрированными и продолжают разрушаться.

Померанцевая оранжерея

Несмотря на позднейшие перестройки, здание и по сей день представляет собой выдающийся образец русского ампира первой четверти XIX в. Авторами оранжереи могли быть И. Д. Жилярди, Д. И. Жилярди или А. Н. Воронихин. В 1836 г. возведен бельведер. Во внутренней отделке центральной части здания использованы древнеегипетские мотивы, которые сохранялись до начала 2000-х годов, а сейчас частично или полностью утрачены. Потолок зала украшали изображения древнеегипетских иероглифов и символов. Потолочная люстра с двенадцатью подсвечниками в виде цветов лотоса по окружности и шестью подсвечниками в центре повторяла общую стилистику зала. Название оранжереи «померанцевая», вероятно, появилось во второй половине XIX в. Связано с цитрусовыми деревьями померанцами, популярными в XVIII-XIX вв., которые содержали в кадках и выставляли на улицу в теплое время года. На рисунках и литографиях по рисункам И.-Н. Рауха здание называется просто «оранжереей». Ко второй половине позапрошлого столетия относится также наименование «Оранжевая дача». Здесь, как и во многих других усадебных сооружениях, жили дачники. В советское время в здании разместилась научная библиотека ВИЭВ и лаборатории. С конца ХХ в. сооружение находится в аварийном состоянии. До настоящего времени не реставрировалось и не использовалось. В 2014-15 гг. обвалилась крыша портика северного фасада оранжереи, что, безусловно, ускорит гибель здания. Оценивая состояние архитектурных памятников Москвы в конце 2016 г. С. С. Собянин отметил: «Мы в 6,5 раз сократили количество памятников, которые находятся в ненадлежащем состоянии». Когда Померанцевая оранжерея окончательно разрушится, действительно, количество объектов культурного наследия сократится еще на один.



Один из выходных летних дней мы провели в замечательной дворянской усадьбе Влахернское-Кузьминки, которая находится неподалеку от районов Кузьминки, Люблино и Выхино-Жулебино. Ранее я слышала о Кузьминском парке, но то, что когда-то на его территории была одна из самых богатых и красивых усадеб Подмосковья, узнала совсем недавно.

Вид на конный двор

Вплоть до XVIII века это была ничем не примечательная местность, принадлежавшая Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. Единственной постройкой, которая размещалась на этих землях, была мельница, поэтому территория современных Кузьминок так и называлась в то время «Мельница». По легенде название «Кузьминки» появилось от находящейся поблизости церкви Косьмы и Дамиана, однако никаких подтверждений существования такого храма в округе не было найдено. По другой версии здешние земли стали называть «Кузьминки» в честь лучшего работника мельницы Кузьмы. В 1702 г. незастроенные земли Симонова монастыря к юго-востоку от Москвы были подарены Петром I Григорию Дмитриевичу Строганову, принадлежавшему к старинному и очень богатому купеческому роду.

По легенде родоначальник Строгановых был близким родственником татарского хана, который принял христианскую веру, крестился под именем Спиридон и породнился с Дмитрием Донским. Когда в одном из военных походов он был захвачен татарским войском, хан приказал ему отречься от православной веры, и, услыхав отказ, велел привязать Спиридона к столбу, исстрогать его тело, разрубить на части и разбросать.

Когда через какое-то время после мученической смерти Спиридона родился его сын, то ему дали фамилию Строганов, в память о пытках, которым подвергся его отец. Однако многие историки не согласны с татарским происхождением рода Строгановых и утверждают, что семья эта берет начало в новгородской земле. Тем не менее, за многие годы Строгановым удалось сколотить огромное состояние: они владели не одним десятком городов и сотнями сел, имели свои солеварни и занимались торговлей. Всегда этот род был надежной опорой великим князьям и царям в государственных делах. Именно за свои многочисленные заслуги и получил Григорий Дмитриевич от Петра Великого свои обширные владения в Кузьминках. Однако сам он ничего построить на этих землях не успел. Только при его вдове и детях началось строительство храма, который был освящен в честь семейной реликвии - Влахернской иконы Божьей матери, которую Строгановым подарил царь Алексей Михайлович.

Местность получила еще одно название - Влахернское. Изначально церковь была выполнена из дерева, поэтому неоднократно она страдала от пожара и перестраивалась. В конце XVIII века было построено каменное здание по проекту архитектора Р. Казакова. Но это случилось уже при новом владельце усадьбы Влахернское-Кузьминки князе М.М. Голицыне.

Еще при сыне Григория Дмитриевича Строганова Александре в имении началось строительство главного дома, была сооружена система прудов таким образом, что они соединялись между собой и были больше похожи на реку.


Пруд в Кузьминках

Одна из дочерей Александра Строганова Анна вышла замуж за князя М. Голицына, в приданое которому кроме других домов и предприятий досталась и усадьба Кузьминки.

Он начал масштабное преобразование и благоустройство имения: была перестроена церковь и господский дом, заложены английский и французский парк. Однако наивысшего расцвета усадьба достигла в XIX веке при его сыне Сергее Михайловиче Голицыном. Он пригласил для обустройства имения известного архитектора Д. Жилярди, который создал в усадьбе целый комплекс зданий, навеки прославивших мастера. Жилярди был автором служебных помещений слободки, Скотного двора, Египетского павильона, колоннады «Пропилеи», Конного двора и Музыкального павильона, а также руководил реконструкцией объектов, которые были построены ранее и нуждались в ремонте.

Усадьба Кузьминки являлась тем местом, где знаменитый архитектор мог вдоволь разгуляться. Его здания лишены вызывающих узоров и богатой лепнины, а отличаются правильными формами и пропорциями, характерными для классицизма. В XIX веке Кузьминки называли подмосковным Павловском, настолько потрясающими были все архитектурные объекты усадьбы, которые гармонично вписались в окружающий ландшафт. С.М. Голицыну принадлежали чугунные заводы, на которых отливались скульптурные группы, ворота, скамейки для парка и многие другие предметы, украсившие собой усадьбу Кузьминки.

В гостях у князя С.М. Голицына бывали и члены царской семьи и самые именитые представители русской интеллигенции. К сожалению, детей у князя не было, так как жена оставила его вскоре после свадьбы, и усадьба после смерти отошла к его племяннику. Последний владелец имения в 1912 г. продал его Московским властям. Перед революцией сгорел господский дом, а позже вся усадьба была национализирована. На ее месте возник институт ветеринарии, который просуществовал здесь до начала XXI века. При этом большинство построек было безжалостно уничтожено.

Сейчас городские власти пытаются воссоздать былое великолепие усадьбы, но получается это лишь отчасти. Давайте посмотрим, что же можно увидеть в Кузьминках в настоящее время. Свою прогулку мы начали от церкви Влахернской иконы Божьей матери, которую восстановили совсем недавно.


Церковь Влахернской иконы Божьей матери

Напротив размещаются чугунные ворота, украшенные грифонами, а за ними когда-то возвышался барский дом. Сейчас на его месте находится один из корпусов института ветеринарии, принадлежащий Россельхозакадемии.


Ворота с фонарями

Говорят, что в планах восстановление господского дома, а пока воссозданы только два боковых флигеля, в которых проходят выставки, рассказывающие об истории русской усадьбы и о роде Голицыных.


Воссозданный флигель

Перед западным и восточным флигелем выставлены скульптуры современных авторов, изображающие знаменитых русских писателей и литературных героев.


Выставка скульптур

Мы решили, что выставки можно посетить в прохладную погоду, а пока светит солнце стоит прогуляться по парку.

Выходим к Тополевой аллее и начинаем прогулку по Слободке. Так называли ранее комплекс зданий и служебных помещений, в которых жили и работали люди, обслуживающие усадьбу. В одном из флигелей в настоящее время размещается музей русской усадебной культуры.


Музей усадебной культуры

Далее мы видим деревянное здание бывшей больницы. Это было одно из первых зданий Слободки, позже поступившее в ведение земства. Именно в этой небольшой больнице скончался от чахотки известный русский живописец, автор картин «Чаепитие в Мытищах» и «Охотники на привале» В.Г. Перов.


Здание больницы

Выходим к Кузьминским прудам и идем вдоль берега.

Бывший Скотный двор виднеется за густыми деревьями, поэтому решено было идти в другую сторону. В некоторых местах на берегу нам попадались горбатые мостики, соединяющие берег с искусственными островками.


Горбатый мостик


Горбатый мостик

По пути за оградой мы видим заброшенное здание в очень плохом состоянии. Это бывшая Померанцевая оранжерея. При князе Голицыне здесь выращивали лимоны, апельсины, абрикосы и многие другие экзотические растения.


Оранжерея

Недалеко от нее находится Львиная пристань, которую восстановили не так давно. Она украшена египетскими львами. В советское время их демонтировали и отвезли в Люберцы для украшения какого-то правительственного здания. Пристань же потихоньку разрушалась и превратилась в гору булыжников. Однако сейчас она практически такая же, как на старых дореволюционных фотографиях. Не хватает только колоннады Пропилеи с другой стороны пруда, которую так и не восстановили.


Львиная пристань


Львиная пристань

Еще немного и перед нами появляются гроты, созданные для того, чтобы гости могли укрыться от жары летним днем.


Вид на гроты

А с другой стороны пруда перед нами предстает самая известная постройка усадьбы Кузьминки - Конный двор с Музыкальным павильоном. Это настоящий шедевр Д.Жилярди.


Конный двор

В центре у колоннады проводились музыкальные концерты для друзей и гостей Голицыных. В 1846 г. павильон украсили две скульптуры «Укротители» известного мастера П.К. Клодта. Аналогичные работы скульптора украшают Аничковый мост в Петербурге, улицы в Неаполе и Берлине. Судя по фото, еще в прошлом году эти скульптуры были в удовлетворительном состоянии, однако сейчас мы заметили дыры и ржавчину, а у фигуры коня с правой стороны павильона не оказалось на месте ноги. Тем не менее, весь комплекс Конного двора в целом выглядит очень красиво.


Укротители

Устав от долгой прогулки мы посидели в одном из многочисленных уличных кафе рядом с плотиной Верхнего пруда. Кстати, небольшой белый домик также является воссозданным памятником архитектуры - это домик на плотине, построенный в 1840-х гг. XIX века на фундаменте той самой мельницы, которая дала первое название Кузьминкам.


Домик на плотине

Немного в стороне реконструировали Птичий двор, существовавший в имении в XVIII веке. На нем разводили несколько видов экзотических птиц, увезенных французами во время войны 1812 г. Позднее Д.Жилярди перестроил птичник под кузницу, а в советское время в ней разместились квартиры. С расширением Москвы жильцы покинули здание, и оно стояло в полуразрушенном состоянии. Совсем недавно его восстановили по первоначальному проекту русского архитектора И.Еготова.


На территории усадьбы Влахернское-Кузьминки можно посетить музей меда и литературный музей К. Паустовского, выставки в многочисленных павильонах и под открытым небом, в июле посмотреть на фестиваль цветников, покататься на пароме по каскаду прудов и просто отлично провести время на природе. Будем надеяться, что реконструкция утраченных архитектурных объектов продолжится, и Кузьминки снова станут одной из самых красивых и интересных усадеб Москвы.

История усадьбы Голицыных в Кузьминках тесно переплетена с судьбами известных в российской истории русских семей. Это место тогда было одним из самых известных среди русской знати, а сейчас оно – историческая памятка тех лет.

Всего 150 лет назад в Москве усадьбу Влахернское-Кузьминки называли не иначе, чем «Русским Версалем». Это название она заслужила благодаря своей архитектурной красоте и обширной парковой зоне. Сюда приезжали Петр I, Александр II, Николай I. Здесь частенько на праздничных мероприятиях бывали иностранные послы.

В конце XIX века Кузьминки стали любимым местом дачного отдыха. Вместе с Россией усадьба Голицыных пережила тяжелые времена, но сумела сохраниться, и сейчас она очень популярна у посетителей. Поместье, достойно принимавшее когда-то царей, и сейчас может похвастаться конным двором со скульптурными произведениями Петра Клодта, флигелем, где жили когда-то дворянские слуги, аутентичной баней и кузницей.

По усадьбе Голицыных можно передвигаться одному или с экскурсоводом, пешком или на велосипеде, а также есть возможность попутешествовать на плоту по Верхнему Кузьминскому пруду, прокатиться в седле на конях или заказать интереснейшую экскурсию на автобусе. Экскурсия будет интересна и взрослым, и детям. Все они с удовольствием посещают мероприятия, которые проводятся возле усадьбы. Это интерактивные программы, знакомящие с усадебной историей, играми и забавами аристократов и их детей, с жизнью русских крестьян усадьбы. При этом гиды наряжены в исторически достоверные одежды аристократов и крестьян.

В усадьбе Голицыных работают секции, студии и кружки для детей. Школьники охотно посещают исторический и ботанический кружок, уроки декоративно-прикладного искусства, актерского мастерства, художественную студию и кружок бального танца. В усадьбе можно провести необычную церемонию бракосочетания «Свадьба в музее». По специальной программе можно отметить день рождения в русских традициях с аутентичной музыкой, играми и забавами, с исконно русским щедрым угощением. Те, кто любит активный семейный отдых, могут отправиться на организованный пикник, на котором напоят настоящим чаем из самовара и познакомят с обширными достопримечательностями усадебного парка и архитектурными сокровищами.

Музей на территории усадьбы Голицыных оживит и приблизит те давние времена русской дворянской эпохи, когда здесь парковались не автомобили, а царские кареты, когда звучал не рок, а проводились грандиозные светские балы. Совершить увлекательный экскурс в прошлое, окунуться в атмосферу тех лет и подышать свежим воздухом парка, позволит путешествие в этот замечательный уголок Москвы.

Усадьба Кузьминки
Музей Русской Усадебной Культуры в Кузьминках

Усадьбе «Кузьминки» 300 лет . 150 лет назад современники восторженно отзывались о ней как о «Русском Версале», отдавая должное величию архитектуры, единству природы и искусства в обустройстве грандиозного парка, великолепию салонов, званных вечеров, праздников и маскарадов

Отдел Музейного объединения «Музей истории Москвы» - Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999г.

Постоянная экспозиция музея русской усадебной культуры – результат научной работы и новых исследований сотрудников Музея в Российском Государственном архиве древних актов, отделе письменных источников Государственного исторического музея, библиотеках, московских и региональных музеях.

Впервые представлена полная портретная галерея Строгановых и Голицыных - хозяев усадьбы. Среди них были купцы и предприниматели, владельцы солеварен, заводов, художественных мастерских, военные и государственные деятели, дипломаты и благотворители. Яркий образ родового гнезда прославленных в истории Отечества фамилий создают экспозиционные комплексы «Дворянские праздники и приёмы», «Великосветские обеды и культура застолья», «Кабинет хозяина усадьбы», «Традиционный досуг и занятия в усадьбе Кузьминки», «Дачная жизнь в усадьбе», «Служительский флигель Слободки: быт и культура обитателей». Экспонаты - архивные документы, книги XVIII-XIX вв., памятные медали, произведения прикладного искусства, посуда, мебель и, конечно, трогательные повседневные мелочи, из которых, собственно, и состоит частная жизнь человека: веера, платья, зонтики, бальные книжки, туфли, дамское рукоделие, самовары.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО МУЗЕЮ

Цикл выставок, экскурсионных и музейных программ в Музее русской усадебной культуры в Кузьминках

СОСТАВ ПРОГРАММЫ:

Место проведения

ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиция «Знакомьтесь, Голицыны», «Традиции домашнего воспитания в XIX в.»

Постоянная экспозиция

Служительский флигель

Экспозиция «Конный двор в Подмосковной усадьбе»
«Исторические средства передвижения XIX-нач.ХХ вв.»,
«С путеводителем по Москве»
«Мир детства»

Постоянная экспозиция

Конный двор. Северный флигель

ПРОГРАММЫ

Интерактивная игровая программа «Старинные народные игры и развлечения».

Конный двор
Манеж, двор музея

Круглый год

Территория усадьбы

Конное представление «Путешествие в сказку».

Круглый год

Конный двор
Внутренний двор

Литературно-музыкальный салон князей Голицыных, рассказ о самом известном владельце усадьбы Кузьминки - князе СМ. Голицыне, литературных и музыкальных пристрастиях в XIX веке, итальянская и французская музыка, русский романс, математические фокусы, чаепитие с голицынским печеньем.

«Почта деда Мороза»

Служительский флигель
Конный двор

Недорого и надежно - продвижение уникальными статьями для оптимизаторов и web мастеров

Экскурсии

  • Прогулка по усадьбе Кузьминки»: пешеходная прогулка по парку, осмотр центральной части уникального архитектурно-паркового комплекса Влахернское-Кузьминки.
  • Мир садово-паркового искусства»: пешеходная экскурсия по парку с осмотром цветников (в рамках Фестиваля цветников).
  • Экскурсия "Кузьминки из прошлого в настоящее" (для уч-ся и взрослых)
    Осмотр стационарной музейной экспозиции: рассказ о быте XIX в., об истории усадьбы и её владельцах.
  • Пешеходная экскурсия по парку "Прогулки по усадьбе Кузьминки" (для уч-ся и взрослых):
    рассказ об истории создания архитектурно-паркового ансамбля, осмотр достопримечательностей старинной усадьбы.
  • Велосипедная экскурсия по парку (для уч-ся и взрослых): "На велосипедах в прошлое":
    прогулка по территории усадебного комплекса. (Велосипеды музейные)
  • Экскурсия на плоту по Верхнему Кузьминскому пруду "Водное зеркало усадьбы" (по предварительной заявке):
    рассказ об истории создания усадьбы, её архитектурных памятниках, философии поэзии и эстетики старинного парка. На плоту работает буфет.
  • Автобусная экскурсия <Дорога в Подмосковную князей Голицыных> (по предварительной заявке):
    (Начинается от дома князей Голицыных на Волхонке)

    Семейные программы:

    «Свадьба в Музее» ; торжественная церемония регистрации, поздравление молодоженов в стиле XIX века, фотографирование в музейных интерьерах, поиск подковы «на счастье», катание в экипаже, посадка розы в музейном дворике,

    «День Ангела» : поздравление именинника, старинные игры и развлечения, музыка XIX века, праздничное угощение. «Пикник в усадьбе»: прогулка по усадебному парку, знакомство с основными достопримечательностями, старинные дворянские и крестьянские игры - крокет, серсо, «Кошки-мышки», жмурки и другие, чаепитие из самовара.

    Игровые интерактивные экскурсии Детям:

    «Жизнь старого дома»: знакомство с историей усадьбы в увлекательной форме, дворянские развлечения: игра в шарады и фанты (экскурсоводы в исторических дворянских костюмах). Для учащихся 1-6 классов.

    «Голицынские крестьяне»: знакомство историей усадебного крестьянского быта XIX в., народными играми и старинными развлечениями (экскурсоводы в крестьянских костюмах). Для учащихся 1-6 классов.

    «Загадки Конного двора»: знакомство с жизнью Конного двора в XIX веке, увлекательные исторические загадки, шарады, рассказывающие о деятельности приказчика, конюхов и других служащих князей Голицыных, осмотр конюшни. Возможно катание в экипаже или верхом на лошади (пони). Для учащихся 3-7 классов.

  • Музейный лекторий(для уч-ся и взрослых) по истории усадьбы Кузьминки, её владельцах, культуре, быту, этикету XIX в .

    Видеосеансы по истории города Москвы и архитектурно-парковым ансамблям России

Справки и заказ экскурсий: 377-94-57

Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30), выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день;

Входные билеты:

Взрослые посетители - 25 руб.
Льготные категории: учащиеся - 10 руб., пенсионеры - 12 руб.
Иностранцы - 50 руб.

Каждая первая пятница месяца - бесплатное обслуживание лиц, не достигших восемнадцати лет.

Бесплатное посещение музея для следующих категорий посетителей:

  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды: входные билеты - бесплатно, экскурсионное и лекционное обслуживание - бесплатно.
  • Военнослужащие срочной службы: входные билеты - бесплатно
  • Инвалиды Великой Отечественной войны и других войн: входные билеты - бесплатно
  • Работники Министерства культуры РФ, Комитета по культуре, музейные работники, работники реставрационного центра им. Грабаря, члены Союза художников России, члены ИКОМ: входные билеты - бесплатно

Экскурсионные путевки:

Музей предлагает

Льготный

Взрослые

Иностранцы

Обзорные экскурсии
"Кузьминки из прошлого в настоящее"
"Прогулка по усадьбе Кузьминки"
"Прогулка по усадьбе Кузьминки и парку"
Тематические экскурсии
"Мир садово-паркового искусства (в летний период)"
"Честная боярыня Масленицы"
Игровые костюмированные экскурсии Детям
"Жизнь старого дома","В плену увеселений", "Волшебный сундучок"
"Святочный вечер","Не всё коту масленица"
Театрализованные представления с чаепитием
для групп от 8 до 20 человек
"Литературно-музыкальный салон князей Голициных", Салоны "Ночная княгиня", "Рождество в усадьбе" ,"Русская масленица", "Дачная жизнь в Кузьминках", "Влахернский праздник", "Пикник в усадьбе"

1 билет 150

1 билет 180

1 билет 200

Экскурсионная группа - 14 человек + 1 сопровождающий

АДРЕС и ТЕЛЕФОН

Музей русской усадебной культуры всегда рад гостям! Приглашаем Вас на экскурсии, выставки и праздничные программы!

Адрес Музея: «Служительский флигель». Тополевая аллея, 6. 377-94-57. «Конный двор». Старые Кузьминки, 13-15. 372-60-66. «Детский музейный центр в усадьбе Кузьминки» (находится в «Конном дворе»), 657-65-84.

Время работы музея: С 10.00 до 18.00, с 1 июня до 1 октября с 11.00 до 19.00. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея. Выходные дни: понедельник и последняя пятница месяца (санитарный день).

Проезд: до станции метро «Рязанский проспект», далее авт. 29 (до конечной остановки) или от станции метро «Текстильщики» тролл. 27 или 38 (до конечной остановки).

Проекты.

В МУЗЕЕ РАБОТАЮТ КРУЖКИ И СТУДИИ «ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА»:

  • «Мир русской усадьбы»: исторический кружок
  • «Мой усадебный сад»: ботанический кружок
  • «Бисерное рукоделие»: кружок декоративно-прикладного искусства
  • «Домашний театр в русской усадьбе»: театральная студия
  • Художественная студия рисунка, акварели и живописи
  • Студия исторического бального танца Детям и родителей, подростков и молодежи.
  • Друзья и спонсоры. Клуб друзей Музея

    В 2004 г. Музей русской усадебной культуры инициировал создание Клуба друзей Музея. Цель Клуба: возрождение усадьбы Кузьминки.

    С февраля 2004 г. в Музее работает секция Клуба - Клуб старожилов Кузьминок. Встречи членов Клуба старожилов Кузьминок проводятся регулярно каждую вторую субботу месяца.

    Приглашаем всех любителей русской старины, радеющих за возрождение усадьбы Кузьминки, стать членами Клуба друзей Музея!

    Официальный сайт музея "Русской усадебной культуры"

    История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

    В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

    В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

    В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, М. Быковский, П. Клодт.

    Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

    Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

    На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

    Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту . Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

    Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

    К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

    Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

    Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

    Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

    Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

    Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

    Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

    Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

    Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

    Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.