Теремной Дворец Московского кремля - чудо русской архитектуры XVII столетия. Теремной дворец кремля и верхоспасский собор Теремной дворец при каком царе построен

Московский Кремль почти четыре века не перестает восхищать человечество. Роскошное убранство впечатляет разнообразием форм. Большие размеры постройки и богатство украшений дают возможность каждый раз приходить и удивляться, открывать что-то новое, незамеченное раньше. Представьте только, если бы Мерсо, персонаж повести Камю «Посторонний», вспоминал по деталям не свою убогую комнатушку, а эти палаты.

Теремной дворец в Кремле стал неотъемлемой частью не только Москвы, но и всей России. Мало кто из других городов или стран не наслышан про него. Он заслуженно претендует на звание восьмого чуда света. Это один из символов Российской Федерации.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход - это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.

Предназначение Теремного дворца

Сегодня историки спорят, зачем же царь приказал строить Теремной дворец в Кремле. Ученые расходятся в мнениях. Одни утверждают, что Теремной дворец в Кремле, в каком веке ни был он построен, имел одно предназначение - обеспечить покой и отдых царя и всей его семьи. Верхние этажи строились в качестве детских комнат. Другие настаивают, что таким пышным убранством он хотел показать богатство свое и страны. Потому использовались помещения для приема послов шведских и не только. Также здесь, по их мнению, проводились важные совещания бояр.

Некоторые историки даже высказывают такие абсурдные идеи, что палаты предназначались для содержания любовниц царей. Это мнение они обусловили сходством с гаремом султанского И на сегодняшний день этот турецкое построение отличается роскошью и богатством.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.

Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом - это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли - это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.

Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж - в нем расположились ее мастерские. Второй - это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника - археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева - и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он - известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты - это студийные декорации, а «царские шмотки» - умелая работа костюмеров.

Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.

Как попасть?

На сегодняшний день Теремной дворец Московского Кремля закрыт для свободного посещения. Но попасть в него все-таки возможно.

Нужно заранее записаться в группы для посещения. Очереди огромнейшие, потому договариваться необходимо заблаговременно. Но и это только половина дела. После набора группы необходимо получить разрешение от представителя Кремля на посещение дворца. Ну а попав внутрь, просто получайте удовольствие от экскурсии.

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ

Не многие москвичи знают, что стоит в Кремле сказочный дворец, построенный еще при царе Михаиле Федоровиче Романове в XVII в. И уж совсем немногим довелось побывать в царском Тереме.

С древнейших времен, по свидетельству летописи, еще при великом князе Иване Калите в Кремле стоял Теремной дворец. Был он деревянный, рублен из векового дуба. Скорее всего, тот дворец был построен Юрием Долгоруким, возведен был царский Терем неподалеку от церкви Архангела Михаила.

Строились великокняжеские хоромы долгие столетия по единому канону: высокие шатровые кровли с шатровым верхом в виде бочки с медным золоченым гребнем наверху, с широкими двойными окнами, украшенными узорчатой резьбой. Позолоченные украшения теремов, окна из разноцветной слюды, яркая роспись наличников - все придавало теремам нарядный, праздничный вид. На фоне серых посадских изб Терем царский казался сказочным.

Когда в XV в. по велению царя Ивана III на месте деревянного дворца был воздвигнут каменный, его архитектурный облик мало отличался от деревянного старинного Терема. При Иване III началось великое строительство в Кремле. Заново возводились главные храмы, стены, башни и бойницы. Строили в основном итальянские мастера, но их искусство не оказало значительного влияния на русское зодчество. Так, для главного кафедрального Успенского собора Кремля итальянский архитектор Аристотель Фиораванти за образец взял древний Успенский собор Владимира.

Известно, что с давних времен и до Петра I все постройки на Руси возводились по вековым традициям. На протяжении многих столетий горели не раз и деревянные, и каменные дворцы, да и город разрушался дотла при вражеском нашествии, но вновь и вновь отстраивались и Кремль, и Москва. К счастью, до дня сегодняшнего превосходно сохранился Теремной дворец царя Михаила Романова, построенный в 1636 г. по образцу древних царских хором.

Дорогой читатель! Я проведу тебя по этим древним палатам царского Терема, расскажу, какое впечатление производит осмотр их на иностранных гостей.

Давно это было, шел декабрь 1956 г… Я сопровождала замечательных французских актеров Ива Монтана и Симону Синьоре, показала им Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец, соборы кремлевские. Но здесь мне хочется подробно рассказать, какое впечатление произвело на гостей посещение Теремного дворца.

Прекрасных французов сопровождали представители посольства Франции, ответственные работники Министерства культуры, пресса, переводчики, фотокорреспонденты. Все шумно переговаривались, но когда мы взошли на Верхоспасскую площадку и приблизились к Золотому крыльцу, ведущему в древние теремные покои царей, все сразу смолкли. Взору гостей предстал блистающий золотом и пурпуром портал крыльца, у парапетов застыли скульптурные каменные львы, и «страшно» было взойти на ступени каменной лестницы, украшенной дивной резьбой. Наконец все поднялись в Переднюю комнату, или Проходные сени, где по утрам собирались приближенные бояре, чтобы засвидетельствовать свою преданность государю. Здесь же царь иногда устраивал трапезы, поэтому называли эту комнату еще и Трапезной. Роспись стен и потолка комнаты изумительной красоты: изящный растительный узор подчеркивает значимость религиозных сюжетов. Обивка старинной мебели выполнена в цветовой гамме настенной живописи. Все сработано русскими умельцами.

Здесь при полной тишине я начала свой рассказ и пригласила гостей в следующую палату - Думную, или Соборную, еще ее называли Крестовой. В ней собиралась Боярская дума, обсуждались вопросы государственной важности. Стены и сводчатый потолок этой комнаты выдержаны в голубых тонах, даже стекольца голубые с белым. Из Соборной палаты следуем в Государев кабинет, или Престольную, где стояло царское кресло (престол).

Государева комната - это рабочий кабинет царя, где он проводил много времени, беседовал с близкими людьми, давал обеды «без чинов», где все занимали место без учета знатности, рода и чина.

В Престольной комнате в 1660 г. состоялся собор - церковный суд над патриархом Никоном. Собор постановил здесь в присутствии царя Алексея Михайловича лишить Никона «патриаршего престола и чести».

Престольная комната - самая нарядная, самая живописная, где сплошь расписаны и стены, и потолок, преобладающий цвет - красный, по нему идет позолота. Лавки, стулья - все обтянуто малиновым бархатом. Расписная столешница с золоченым подстольем на фигурных ножках. Кресло царя тоже обтянуто малиновым бархатом. На стенах изображены гербы областей России. В углу красуется круглая печь, затейливо украшенная красными кафелями. Стекла окон, в тон отделки комнаты - красные и белые, забраны в медные переплеты. Когда редкие лучи солнца заглядывают в Терем, он воистину кажется сказочным.

Царские палаты замыкает опочивальня, в центре которой стоит кровать темного дерева, украшенная рельефной резьбой. Над кроватью балдахин - «небо», как говорили в старину. Изразцовая печь, обивка мебели - все в тон искусной росписи стен. Из опочивальни дверь открыта в царскую молельню, где сохранились два резных позолоченных иконостаса с иконами XVII–XVIII вв. Воспитанные французские гости постеснялись войти в молельню, но задали вопрос: «Где жили русские царицы?» Пришлось рассказывать, что женская жилая половина дворца всегда строилась отдельно и, к сожалению, не сохранилась, однако уцелел приемный зал русских цариц - Золотая царицына палата. В то время там шли реставрационные работы, и, приоткрыв дверь в палату, откуда была частично видна роскошная роспись стен, я сказала: «Вот как описывал убранство Золотой царицыной палаты патриарх Иеремия, который был принят царицей Ириной в 1589 г. Палата «покрыта была чистым золотом, украшена многочисленными скульптурными изображениями птиц и зверей из драгоценных металлов». Епископ Арсений добавлял: «…стены Палаты, казалось, были обиты золотом и светились»».

Я продолжаю рассказывать, а французские гости не только не переговариваются, а как-то странно замирают при моих словах: «…великолепие наряда царицы Ирины, по словам епископа Арсения, сопровождавшего патриарха Иеремию, всех присутствующих повергло «в некий тихий ужас«…Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Я замолчала… Симона Синьоре тихо вздохнула…

Проходим через Святые сени в Грановитую палату. По тем временам палата, построенная в XV в. итальянскими архитекторами Марко и Антонио Солари, была самым большим и великолепным залом на Руси, площадь которого достигала 495 м, а высота - 9 м. В Грановитой палате на протяжении пяти столетий происходили приемы, государственные совещания, отмечали воинские победы. В 1552 г. Иван Грозный устроил трехдневный пышный пир, празднуя победу над Казанью. Петр 1 отмечал здесь в 1709 г. блистательную победу над шведами под Полтавой, а Екатерина Великая дала обед в честь полководцев, одержавших победу над Турцией в 1774 г. Во время таких торжественных празднеств столы и поставцы в Грановитой палате ломились от золотой и серебряной посуды, от груды яств.

Свет, падавший из восемнадцати окон, освещал великолепную настенную живопись, выполненную палехскими мастерами по описям XVII в. Рассказывая о ней, я показала гостям изображения русских князей и царей со времен Владимира Мономаха. На этом экскурсия закончилась. Совершенно ошеломленные и восхищенные увиденным, высокие гости, прощаясь, сказали: «Нам кажется, что мы побывали в сказке. Нет, мы побывали в древней России, мы не представляли такого чуда!»

А ведь гости не осматривали еще одну очень интересную комнату - Детскую. Она поражает изяществом и богатством белокаменной резьбы. Над входом высеченная по камню надпись гласит, что комната построена по повелению царя Михаила Романова для царевичей Алексея и Ивана. Ее окружает открытая терраса - гульбище, на западной стороне которой сооружена маленькая смотрильная башенка. С площадки башни неожиданно открывается живописный вид на город, на его улицы и улочки, на купола церквей, на пеструю панораму столицы.

Дорогой читатель! Когда ты идешь торопливо по Воздвиженке по направлению к Троицким воротам, посмотри на Кремль - ты увидишь эту островерхую цветную башенку и крышу Терема - двухскатную, яркую, красно-белую, с высоким гребнем - и золотые маковки церквей Теремного дворца.

Здесь сохранились шесть церквей, неповторимое убранство которых, созданное русскими мастерами, по праву считается шедевром не только отечественного, но и европейского искусства.

Особое место в Теремном дворце занимает Верхоспасский собор, построенный в XVII в. Вход в церковь запирается золотой решеткой, почему собор известен еще под названием Спас за Золотой решеткой. На сводах храма сохранилась роспись XVII столетия. В деревянном резном золоченом иконостасе есть и иконы XVII в., выполненные кремлевским живописцем Федором Зубовым. В этом соборе цари крестили своих детей, а в день их совершеннолетия объявляли наследниками престола, здесь молились все русские цари от Михаила Романова до Петра I. Это камерный, домовый собор царской семьи. Построенные в разное время, теремные церкви в XVII в. были подведены под одну крышу мастером каменных дел Осипом Старцевым. На крыше поставили одиннадцать позолоченных главок, над куполами которых засветились золотые ажурные кресты. Эти главки хорошо видны из-за стен Кремля.

Прекрасен, неповторим кремлевский ансамбль! Трудно не согласиться с Лермонтовым: «Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… Надо видеть, видеть…»

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

автора Молева Нина Михайловна

Дворец на Пречистенке Пречистенка, 16 – этого дома нет среди московских пушкинских адресов. Пушкиноведы предпочитают осторожную формулировку: здесь мог бывать поэт. Архивные документы позволяют сказать: не мог не бывать. Слишком тесно была связана его жизнь со

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом . Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

История

Николай I

1836—1849

С подлинным материалом архитекторы обращаются весьма вольно. Строят на месте Боярской площадки Владимирский зал , превращают Верхоспасскую площадку в крытое помещение, переделывают лестницы, возводят по собственной прихоти шатровую башенку и смотровую площадку…

Более аккуратен подход Федора Солнцева. Он реставрирует интерьеры Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты по-настоящему, использует по возможности подлинные предметы, а если их не хватает, то изготавливает новоделы по старинным образцам. Современники поверили и приняли интерьеры за исконные.

1838

В связи с реконструкцией и строительством выселяют фрейлин и других дворцовых служащих из Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1812

В Теремном дворце поселяется свита Наполеона . После войны ей на смену приходят российские придворные служащие.

1810

Сокровища Теремного дворца переходят в Оружейную палату.

1809

Упразднение церквей Спаса Нового и Успения.

Временщики

1743

Ремонт, пристройка на третьем ярусе. Помещают в Теремной дворец сокровища царской Оружейной и Большой казны.

Петр I

1723

1670

Отливка и установка Золотой решетки.

1666

Украшение дверей Комнаты.

1664

1660

В Комнате проходит церковный собор, постановивший лишить Никона сана.

1655

Старый патриарший дворец отходит к царевнам, потому что Никон на Цареборисовом дворе строит .

1654

Царица Мария Милославская дает прием грузинской царице Елене Левонтьевне в Золотой Царицыной палате.

1646

Алексей Михайлович обустраивает новые Потешные хоромы в Теремном дворце. Строит их дворцовый плотник Васька Романов.

1630-е

Постельные палаты стали нижней частью Теремного дворца (см. ниже) и получили название Мастерских палат.

1637

Какой-то конюхъ Иванъ Осиповъ, по ремеслу златописецъ, наводилъ уже въ это время сусальнымъ золотомъ, серебромъ и разными красками на кровлю репьи «да въ тежъ хоромы, во всѣ окна (опроче чердака, т. е. терема) дѣлалъ слюдяные окончины».

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895. , будущий святитель. Он написал целую книгу о путешествии в Московию, вот фрагмент, посвященный Золотой Царицыной палате:

Если мы рассмотрим сводчатую палату, в которой находились, то увидим, что другой — подобной ей по красоте, — нет в целом свете. Она устроена сферообразно, покрыта чистейшим золотом, украшена изображениями и, по искусному своему расположению, удивительным образом отражает произносимые в ней звуки. На стенах ее изображены арабески, деревья, черные и красные виноградным кисти, а также — разные птицы. Посреди свода находился прекрасно изваянный лев, держащий в зубах змею, с средины которой спускалось множество прекрасных подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и — искусно сплетенных на подобие корзин.

Я не могу в совершенстве описать эту круглую палату и подробно рассказать о ней, ибо меня страшит обилие описываемого. Но сильное желание понуждает меня к описанию ее, хотя никакой ум не в силах вполне достигнуть этого. Со всех сторон палаты смотрели на нас бесчисленные изображения мозаической работы, представлявшие различные события и лики — св. Девы Богородицы, Владычицы мира, держащей на руках нашего искупителя, — лики св. ангелов, иерархов, мучеников; все эти изображения — прекрасной работы, — были украшены алмазами, крупным жемчугом и др. драгоценными камнями. Кроме того, все лики святых имели прекрасные венцы и были обложены дорогими окладами.

Я не могу перечислить всех жемчужин, рубинов, сапфиров, топазов и др. блестящих драгоценных камней, которыми были покрыты иконы. Лучше кончу свою речь об этом, потому что не могу в совершенстве описать бесчисленное множество находившихся здесь предметов.

Арсений Элассонский, «Описание путешествия в Московию».

А еще царица Ирина Годунова принимает патриарха Иова , ради избрания которого и приезжали Иеремия с Арсением.

1535

Елена Глинская принимает царицу Казанскую (вероятно, Сююмбике) в Лазаревской палате (возле церкви Воскрешения Лазаря).

Великое княжество

1526

Первое упоминание Наугольной палаты, впоследствии известной как Золотая Царицына палата.

1508

Алевиз Старый строит нижний ярус теремов. Среди них имеется Лазаревская (Задняя) палата. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням и соединялось дверью с Передними переходами, или Красным крыльцом.

1395

Закладка каменных погребов на месте будущего Теремного дворца.

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат – златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка – Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.