Стрелецкие ворота. Мой личный фотоблог

1672-73 гг. Ансамбль усадьбы Коломенское. Ансамбль передних ворот. Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге,

и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор. Здесь же высоких гостей встречали «хитроумной затеей», которые так любили устраивать в своих дворцах русские государи. Роль «диковины» отводилась большим механическим львам работы «иноземного мастера» Петра Высоцкого, встречавшим гостей грозным рычанием: «За воротами стояли четыре льва, сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружина которых заставляла львов вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва». Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе. В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и «пешего хождения». Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм «львова рыканья», приводивший в действие огромные фигуры львов.

В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя. Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы, в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы.

С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.

Фряжский погреб

В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот. В результате реставрационных работ как в сказке появились утраченные ранее печуры, воссозданы средневековые окна и дверные проемы, обнаружен часовой механизм XVIII века, соединенный с колоколами на ярусе звона, отреставрированы внутристенные лестницы, проведены уникальные работы по инъектированию балок перекрытий. Как результат – сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат, проведена покраска шатра на период XVII века, выявлены исторические габариты печей. И теперь, приехав в Коломенское, посетители могут увидеть те самые Ворота, которые в XVII веке встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу. В первой половине 2004 года в ансамбле Передних ворот открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

Сытный двор

Сейчас вы можете ознакомится не только с архитектурным памятником XVI века, но и расположенной в нем экспозицией “Вехи истории Коломенского”.

Спасские ворота

С западной стороны на территорию современного Государева двора в Коломенском посетители могут пройти через Задние или Спасские ворота. Ворота исторически служили хозяйственным въездом в дворцовую усадьбу (парадный въезд на Государев двор осуществлялся через Передние ворота) - через них въезжали колымаги и кареты, возы и пошевни с разной кладью.

Первое упоминание о Задних воротах содержится в чертеже XVII века из Приказа Тайных дел – Ворота на чертеже нанесены против Передних ворот по оси восток – запад. По первоначальной надписи над изображением ворот на этом чертеже известно, что они названы «задними». Ворота изображены с крещатыми бочками, как было принято.Спасские ворота имеют два проезда: один широкий для обозов и всадников и другой для пешеходов. Створки Задних ворот, согласно упоминаниям, также как и Передних, были глухими. На чертеже, выполненном командой князя П.В.Меркулова в 1767 г., Задние ворота изображены вместе с утраченными Стрелецкими караульнями.

В 1813 году к западному фасаду Задних ворот были пристроены две каменные стены, образовавшие перед воротами небольшой двор. Эти две каменные стены ограничили служительские и садовничьи земли, примыкавшие к Государеву двору.

Садовые ворота.

Садовые (Вознесенские) ворота (XIX в.)
Сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Стена и ворота сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII века.
В 2006-2007 гг. Вознесенские ворота вместе с частью ограды Государева двора были воссозданы.

В начале XXI века было проведено комплексное архитектурно-археологические исследования территории. Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен.

Кстати, именно здесь находился деревянный дворец Алексея Михайловича, который из-за ветхости был разобран в XVIII веке. На его месте за 200 с лишним лет выросли крупные деревья. Стараясь сохранить образовавшийся сад, строители воссоздали дворец в другом месте.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича.(новый)

Воссоздан по старинным чертежам в 2007-2008 гг. на новом месте - у пересечения проспекта Андропова и 1-й улицы Дьяково Городище. «Оригинальный» дворец династии Романовых был сооружён в XVII веке (1667 г.) и располагался возле церкви Казанской иконы Божьей Матери, вплоть до 1767 года. Он состоял из отдельных хором, соединённых между собой переходами и самой церкви Казанской иконы Божьей Матери. До наших дней сохранились лишь фрагменты фундамента «оригинального» дворца.
Работы начаты летом 2007, завершены в ноябре 2008 г.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Сады Коломенского

Исторические сады занимают значительную часть музея-заповедника.
К началу XVIII века в сохранившихся списках садов значатся:
Красный, Казанский, Новый, Вознесенский, Большой и Дьяковский.
В них росли тысячи яблок, сотни груш, кусты малины, смородины,
крыжовника, белой и красной вишни, редкие деревья - кедры, пихта,
грецкие орехи.
В садах высаживались овощи и лекарственные травы.
Урожай использовался про «государев обиход», т. е. для царской семьи.
До наших дней сохранились три сада: Казанский, Дьяковский и
Вознесенский.

Челобитный столб


Проезд: метро "Коломенское"
Памятник архитектуры. XVII в. Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца царя Алексея Михайловича. По преданию на столб клали челобитные – просьбы и жалобы царю. На нем размещали царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы. Челобитный столб представляет собой кирпичное цилиндрическое сооружение, сложенное из большемерного кирпича размером 31х14,5х8,5 см, высотой 103 см, диаметр средней части 75 см; имеет цоколь высотой 23 см.
Первоначально сооружение было известно как Челобитный столб. Название указывает на его функцию – места подачи челобитных – просьб и жалоб – великому государю, а также публичного оглашения царских приговоров и повелений. В советскую эпоху столб имел название – Часовой столб.
Обычно появление столба связывают с постройкой в Коломенском в 1667-1670 гг. нового дворца царя Алексея Михайловича Романова. Полагают, что в этот период, ближе к юго-восточному углу дворца, был поставлен Челобитный столб.
Впервые существование Челобитного столба за¬фиксировано на плане государева двора, выполненном состоявшим в свите герцога Голштинского камер-юнкером Ф. Беркгольцем, предположительно, в 1740-х гг. В переведенной на русский язык экспликации к плану он обозначен как «столб, на который прибивают приказы и объявления». Принимая во внимание определенные погрешности перевода, можно констатировать правильную смысловую передачу сохранения функций данной постройки.
На дошедшем до нас архивном плане 2-й половины XVIII в. отмечено
местоположение Челобитного столба. В ведомости дворцового села Коломенского 1760-х гг., цитируемой И.В. Маковецким по архивному источнику, наряду с другими постройками, упомянут и Челобитный столб, это единственное имеющееся на сегодня письменное свидетельство его существования.
К этому временному периоду относится изображение Челобитного столба, сделанное работавшим в России немецким театральным декоратором Фридрихом Гильфердингом. Дошедшая до нашего времени гравюра (в 2-х вариантах) является единствен¬ным подлинным изображением Дворца царя Алексея Михайловича, выполненным с натуры и незадолго до его разборки. У юго-восточного угла хором, перед окнами царского терема, на поросшей травой площадке Гильфердингом показан Челобитный столб – невысокое вазонообразное сооружение «с приступами» и двухчастным круглым навершием, обнесенное изгородью из жердей. Надо полагать, что в те годы он вряд ли использовался по назначению, являясь, скорее, памятником ушедшей эпохи.
Во время Отечественной войны 1812 г. стоявшими в Коло¬менском французскими войсками усадебным постройкам был нане¬сен значительный урон. Не исключено, что именно тогда Челобитный столб практически был утрачен.
С середины 1820-х гг. началось возрождение Коломенского ансамбля. Одновременно со строительством велись большие работы по благоустройству усадебной территории. В этот период был возведен Челобитный столб, но в другом материале и иной конфигурации.
Хранящаяся в ГМЗ «Коломенское» акварель середины XIX века, сомнительно приписываемая Ф.Солнцеву, и анонимный чертеж того же времени из фондов РГАДА, изо¬бражающие дворец ХVII века, видимо, воспроизводят современный, существовавший Челобитный столб, заметно отличающийся от по¬казанного на гравюре Гильфердинга. Это цилиндрической формы кирпичное сооружение, завершающееся круглой плитой, имеющей незначительный вынос, и поставленное на многоступенчатом постаменте. В 1872 г. И.Е. Забелин, работая над монументальным трудом «Домашний быт русских царей в XVII и XVIII столетии» и часто посещая Коломенское, высказал предположение, что данный памятник в XVII в. был устроен не для челобитных, а для солнечных часов, так как находился на самом Государевом дворе, куда не пускали посторонних, а у Передних ворот стоял стрелецкий караул. Это предположение в 1928 г. повторил известный искусствовед В.Згура.
Такая гипотеза оказалась востребованной в советский период. В конце 1920-х гг. под руководством П.Д. Барановского начинаются комплексные работы по исследованию и реставрации древних памятников усадьбы. Приступая к восстановлению столба, Барановский опирался на его сохранившиеся изображения. В частности, на фотографию 1905 г. сделанную жителем села Коломенского И. Медведевым, которая свидетельствует о заброшенности памятника, утрате им завершения и значительном разрушении его кирпичной кладки, выполненной большемерным кирпичом.
Вначале 1930-х гг. им была воплощена в жизнь идея о солнечных часах, высказанная ранее Забелиным. К сожалению, фотодокументы этого периода не обнаружены. Фотография 1956 г. свидетельствует о проведенной реставрации, однако можно полагать, что серьезных изменений облика, который придал ему Барановским, Часовой столб не претерпел.
В процессе реставрационных работ 2000-х гг. была докомпанована и восстановлена лицевая поверхность кирпичной кладки, устроена по периметру столба отмостка из искусственного белого камня. Кирпичная кладка оштукатурена. Таким Челобитный столб сохранился до настоящего времени.

Домик Петра I, XVIII в.

Москва,ансамбль усадьбы Коломенское
Проезд: метро "Коломенское"

Дом Петра I в Коломенском – единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. Он был построен в 1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море. В этом специально для него построенном доме царь прожил два месяца, наблюдая за постройкой Новодвинской крепости, которая должна была защитить город Архангельск, единственный в то время морской порт России, от ожидавшегося нападения шведского флота. Простой деревянный дом имеет три теплых жилых помещения с холодными сенями между ними. Особенность дома – большое количество окон, что дало повод современникам называть царское жилище «государевыми светлицами». В XIX веке дом Петра перевезли в Архангельск. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон». В послереволюционные годы возникла угроза уничтожения исторического памятника, поэтому в 1934 году П.Д. Барановский привез его в Коломенское. В 2008 году была проведена полномасштабная научная реставрация памятника. Ремонтно-реставрационные работы включали в себя усиление и замену утраченных элементов конструкций, устройство перекрытий и стропильной системы, протезирование бревен, замену верхних венцов сруба, воссоздание элементов крыльца. Экспозиция в Домике Петра I воссоздает интерьер домика времени жизни в нем Петра I, повествует о начальном этапе петровских преобразований и знакомит с разносторонними интересами царя-преобразователя.

Петр Первый в Коломенском

В Московском объединенном музее-заповеднике начался новый выставочный проект формата оpen air «Мастера скульптуры на открытом воздухе в Коломенском». Здесь установили копию знаменитой скульптуры Петра I. Оригинал находится в центре Антверпена (Нидерланды). Это произведение – работа всемирно известного мастера Георгия Франгуляна. Модель памятника российскому Императору в музее-заповеднике установили не случайно. Именно здесь, на древней Коломенской земле провел свое детство Петр I. Скульптура появилась вблизи Государева двора, у домика Петра I.
Оригинал же стоит в центре Антверпена (Нидерланды) с 1998 г. Тогда скульптуру подарила русская делегация, приехавшая в Нидерланды на фестиваль «Дни Петра Великого».

Автор скульптуры – Академик Российской академии художеств Г. Франгулян. Среди известных работ – скульптура «Распятие», установленная в соборе св. Франциска, памятники Б. Окуджаве и И. Бродскому в Москве, А. Пушкину в Брюсселе, скульптурная композиция «Ладья Данте» в Венеции. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Музее им. А. Пушкина и частных коллекциях в различных странах мира.
С именем первого Российского Императора в Коломенском связано многое. После Азовского похода 1696 г. именно здесь он собрал войско, прежде чем торжественно въехать в Москву. В декабре 1709 года сюда свезли плененных под Полтавой шведов, а позже царь-победитель с триумфом вошел в столицу.
Память об Императоре хранят и стены Домика Петра I. Он был построен в 1702 г. в устье реки Северная Двина корабельными мастерами специально к приезду государя. Царь проживал в нем более двух месяцев и следил за строительством Новодвинской крепости. Чтобы спасти Домик Петра I, его разобрали, перевезли в Москву, реставрировали, а в 1936 году открыли для посетителей. Напротив крыльца домика на площадке стоят галерные якоря. Они были найдены у Коломенского в Москве-реке. По музейной легенде, они затонули и лежали здесь с тех пор, когда на реке строились суда для флотилии Петра I.
С Нидерландами у Петра I складывались особые отношения. Там в 1717 г. останавливался русский царь, с целью налаживания торговых связей с западным государством. Бронзовый император стоит, уперев руки в боки. Под ногами - сургучная печать Петра. Для придания монументу большей динамичности одна рука императора на 20 см длиннее другой. По данным ЮНЕСКО, памятник Петру I в Антверпене входит в десятку лучших уличных скульптур Европы.

Хозяйственная постройка 17-18 век

Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское. Москва,метро "Коломенское"
В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея – была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. Медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда.
Постройка деревянная, рубленная, прямоугольная в плане, покрытая двускатной кровлей.

Медоварня, редкий памятник деревянной архитектуры Подмосковья этого периода поражает монументальностью. Огромные стволы лиственниц, из которых она сложена, достигают в размере 40-50 см.
Редкий памятник деревянной архитектуры Москвы этого периода поражает монументальностью.
В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.

Водонапорная башня

Москва,метро "Коломенское"
Водовзводная башня, XVII в. - водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.
в Коломенском

Неподалеку от церкви Вознесения обособленно от других памятников стоит Водовзводная башня. Вероятно, она была построена в 70-е гг. XVII в. Точная дата не установлена. По легенде, опубликованной в XIX в., в этой башне хранились клетки с соколами для соколиной охоты царя Алексея Михайловича. Поэтому второе название башни - Соколиная. В 1675 г. мастером Богданом Пучиным в башне был установлен водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Верхнюю часть сооружения завершает крыша - "бочка" с металлическим покрытием,точно повторяющая первоначальную форму кровли. Под восточным пряслом здания располагается узкий белокаменный колодец со сводом. Из него выходят две керамические трубы в сторону Георгиевской колокольни и в сторону с. Дьяково. Колодец, возможно, доходил до водоносного слоя. Механизм подъема воды не сохранился, однако башня использовалась именно для этой цели.

В 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском было построено специальное здание Водовзводной башни. В ней с помощью механизмов вода поднималась из колодца в резервуары и по трубам разводилась потребителям.

В восточном крыле до настоящего времени сохранилась лишь часть утраченного водонапорного механизма – белокаменный сводчатый бассейн с колодцами и двумя трубами.
Одновременно с вышеупомянутым назначением Башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском
Москва, Андропова проспект, 39
Проезд: м.Коломенская, м.Каширская
Год постройки: Между 1529 и 1532.
Церковь. Действует.
Престолы: Вознесения Господня
Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

Вконтакте

Ворота расположены у западной границы Государева двора и с конца XVIII века служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции.

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

История

Точная дата постройки ворот неизвестна. Возможно, они появились при перестройке усадьбы в 70-х годах XVII века (предположительно в 1671–1672 гг.). Своим названием ворота обязаны иконе Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Западные Спасские ворота расположены напротив восточных Передних ворот, построенных в 1673 году. Последние поначалу служили главными воротами летней царской резиденции, вход в которую осуществлялся со стороны . С южной стороны к Спасским воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенных в 1680-е годы и использовавшихся для охраны царской усадьбы.


Bhbyf rjhytdf , CC BY-SA 4.0

В XVIII веке ворота несколько раз ремонтировались - в 1735, 1742 годах и позднее. В конце XVIII века Спасские ворота стали основным въездом на территорию усадьбы. Вероятно по этой причине в XIX веке в килевидные кокошники завершения ворот были вмонтированы вензели Петра I и двуглавые орлы.


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

В 1814 году при постройке дворца императора Александра I Стрелецкие караульни были разобраны.


yeowatzup , CC BY 2.0

В 1838 году Е. Д. Тюриным был разработан проект восстановления ворот, призванный предотвратить постепенное разрушение деревянного верха сооружения. На реализацию проекта потребовалось несколько ремонтов, наиболее значительный из которых был в 1868 году. Результатом этих мероприятий стала замена обветшавшего деревянного покрытия на вальмовую кровлю. Нынешнее завершение «кресчатой бочкой» появилось в ходе реставрационных работ 1977-1978 годов, выполненных по результатам исследований исторических документов, в том числе описи 1740 года.

В 2001-2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация Спасских ворот, а в 2007 году были восстановлены Стрелецкие караульни.

Фотогалерея





Полезная информация

Задние

Стоимость посещения

вход в парк свободный, на выставки за отдельную плату; единый билет во Дворец Алексея Михайловича 400 руб.
прогулка на теплоходе: взрослый билет 400 руб., детский 150 руб.

Часы работы

  • территория, ежедневно
  • 1 апр–31 окт: 7:00-22:00
  • 1 нояб–31 марта, 8:00-21:00
  • экспозиции музея
  • ежедневно: 10:00–18:00, кроме понедельника

Расположение парка

Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское - Лефортово - Люблино - Измайлово».

Ограничения

В парк запрещено проходить, а точнее проезжать на роликах или велосипедах. При такой большой территории это существенный недостаток.

Архитектуруа

Меньшие по размеру Спасские ворота изначально были не менее представительными, чем парадные Передние ворота. Выполненные из кирпича, ворота имеют два пролёта: широкий был предназначен для проезда обозов и экипажей, а более узкая «калитка» использовалась пешеходами.

Фасады ворот оформлены подобием тосканского ордера. Арочные пролёты фланкированы трёхчетвертными колоннами и обрамлены профилированными архивольтами, что придаёт объёму ворот пластическую насыщенность.

Пластику фасадов дополняет составленный из сухариков фриз и киоты, помещённые над проёмами ворот. Спасские ворота имеют редкое для ворот покрытие в виде «кресчатой бочки». Конёк кровли был украшен прорезным металлическим гребнем.

Спасские (Задние) ворота - одни из трёх ворот, в XVII столетии составлявшие часть крепостных укреплений, опоясывавших территорию царской загородной резиденции в Коломенском и долгое время служившие для въезда на хозяйственный двор усадьбы. В настоящее время - памятник архитектуры XVII века и один из входов на территорию музея-заповедника.

Задние ворота появились на территории усадьбы Коломенское в середине XVII века во время масштабного обустройства монаршей загородной резиденции царём Алексеем Михайловичем Романовым . Прясла опоясавших тогда усадьбу каменных стен соединили между собой трое ворот, одни из которых - Задние - выполняли чисто вспомогательную функцию, служа въездом на хозяйственный двор, где находились обеспечивавшие жизнедеятельность царского семейства строения, телеги с провиантом и разной кладью.

Точная дата строительства ворот неизвестна, хотя историки и исследователи датируют их появление более определённо - 1671-1672 годами. Своим вторым названием - Спасские - ворота обязаны образу Спаса Нерукотворного, располагавшемуся в киоте над проездными арками.

Расположенные напротив тогдашних главных Парадных (Красных) ворот и обращённые к церкви Вознесения Христова , Спасские ворота хотя и намного уступали им в размерах, но были не менее нарядно украшены. Их фасады декорированы колоннами тосканского ордера, в верхней части украшены фризом, а два арочных пролёта (один для экипажей, второй для пешеходов) обрамлены архивольтами и оборудованы металлическими коваными решётками. Необычно покрытие ворот, выполненное в форме «крещатой бочки» - относится к распространённому в XVII-XVIII столетиях типу навершия церковных и гражданских зданий, очень редко применявшемуся именно при строительстве ворот.

В начале 1680-х годов с южной стороны к воротам пристроили два здания Стрелецких караулен для размещения в них охранной службы, обеспечивавшей порядок на территории загородной резиденции. Стоит отметить, что Стрелецкие караульни просуществовали до начала XIX столетия, но во время строительства дворца Александра I их разобрали и восстановили уже в 2007 году, расположив их с обеих сторон от ворот.

За всю историю своего существования Спасские ворота неоднократно ремонтировались, а после того, как в конце XVIII столетия именно через них стали въезжать в загородную резиденцию высокие гости, они получили статус парадных ворот и в начале XIX века их килевидные навершия были украшены вензелями императора Петра I и гербовой фигурой в виде двуглавого орла - одного из символов самодержавной Российской империи.

Во время одного из многочисленных ремонтов в 1868 году обветшавшая кровля ворот («крещатая бочка») была разобрана и вместо неё настелена вальмовая (четырёхскатная с торцовыми треугольными скатами) кровля. Исторический облик навершию ворот был возвращён в 1977-1978 годах, причём перед этим были тщательно изучены сохранившиеся в документах и описях XVII века сведения и описания их внешнего вида.

Полномасштабный комплекс ремонтно-реставрационных работ по восстановлению исторического облика Спасских ворот был осуществлён в 2001-2003 годах, и в настоящее время они выглядят так, как и в первые годы своего существования.

Задние, или Спасские ворота в Коломенском – архитектурная и историческая реликвия второй половины XVII века. Они ограничивали с западной стороны Государев двор с деревянным шедевром – . Отличительная особенность конструкции этого сооружения – крыша в виде перекрещивающихся бочек. Сейчас через Спасские ворота в Коломенском проходят посетители музея-заповедника от проспекта Андропова.

Ориентироваться по положению, которое занимают Спасские ворота в Коломенском среди остальных достопримечательностей, поможет высотное фото. Впереди указанного стрелкой сооружения виднеются контуры восстановленных фундаментов хозяйственных построек. Среди них похожее на садовую теплицу строение, это навес над ледником продовольственных запасов для царского стола, еще один музейный экспонат.

Дорожка от ворот ведет на Липовую аллею, где раньше находился сгоревший дворец, любимая резиденция отца Петра Великого. Восстановили его на новом месте, гораздо южнее, чтобы сохранить выросшие за века деревья. Возле Москвы-реки видна высокая , на середине пути между нею и Спасскими воротами – , бывший домовой храм царского семейства.

Спасские ворота в Коломенском и их окружение

На информационном стенде, встречающем прошедших Спасские ворота в Коломенском, дата их строительства указана конкретно, хотя историки пока не единодушны. Упомянуты в тексте пояснения Стрелецкие караульни – помещения для стражи, примыкающие к воротам с южной стороны. Здесь же фото объекта с его наружной стороны, рядом пояснительный текст на нескольких языках.

Один из двух арочных проемов, которыми оборудованы Спасские ворота в Коломенском, заметно превосходит второй по габаритам. Предназначался он для проезда конных экипажей с вельможными обитателями дворца и их гостями, сюда же направлялись прибывающие подводы с продовольствием. Проезд, как и пешеходную калитку меньшего размера, ограждают створки решетчатых дверей.

На крупном изображении калитки для прохода людей можно разобрать, как устроены Спасские ворота в Коломенском. Кирпичная кладка в основном оштукатурена, оставлены без покрытия декоративные выступающие пояски в местах начала закруглений арок. Между внутренним и наружным фасадами – более глубокая по габариту арка, куда убираются створки дверей в открытом положении.

Упомянутая уже Липовая аллея – одно из самых живописных мест всего музея-заповедника Коломенское. Дорожка выложена тротуарной плиткой неброской расцветки, возле ограждающих бордюров проложена ливневая канализация для сбора дождевых вод. Фонари освещения, садовые скамейки, обилие зелени располагают к неспешным прогулкам, маршруты которых определяют по схемам территории.

Именно Липовую аллею пожалели при определении места расположения восстанавливаемого царского дворца, который современники причисляли к чудесам света. Спиливать вековые деревья, выросшие на месте бывшей резиденции, ради иллюзорной исторической достоверности явно нецелесообразно. Древние деревья будут радовать еще многих посетителей музея-заповедника, ведь липы живут 300 лет и более.

Еще об архитектуре ворот

Если сравнить очередную фотографию с заглавной, то очевидно. что фасадными частями Спасские ворота в Коломенском с обеих сторон одинаковы. Арочные проемы разделены колоннами со стволами, прилегающими вплотную к стенам. Обводы из нештукатуренного красного кирпича подчеркивают правильную форму арок, над которыми с обеих сторон выполнены выемки (киоты) для икон. Ворота и названы Спасскими по одному из святых образов, встречавших посетителей и ныне восстановленных.

При реконструкции 2007 года восстановлены часть крепостной стены Государева двора с северной и Стрелецкие караульни с южной стороны ворот. Отремонтирована крыша и кровельное покрытие, выполненное традиционным методом из древесины. Приметна форма верхней части ворот, где продольная фигурная бочка пересекается двумя поперечными. Отдаленно такая кровля напоминает завершение церкви Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском, где на бочке установлены три главы вдоль продольной оси.

Зимний вид Спасских ворот

Музей-заповедник популярен у москвичей и приезжих в любое время года, доказательство тому — фотографии нашего слайдера. Морозец и густая пелена снежных хлопьев не препятствуют прогулкам, только бодрит, не давая подолгу засматриваться на достопримечательности. Снежный ковер и сугробы на скамейках не менее живописны, чем зеленое летнее убранство. Пользу зимних прогулок трудно переоценить, это и удовольствие, и закаливание организма.

Облетевшая листва оголила древесные ветви, однако иногда они и зимой весьма живописны. Именно так было во время нашего зимнего посещения музея-заповедника, когда ветки были покрыты густыми шапками снега. Зимний пейзаж разительно отличается от летнего и прекрасен по-своему.

При этом продольная бочка кровли, венчающей Спасские ворота в Коломенском, почти не видна. Выпавший снег хорошо удерживается чешуйчатым покрытием, и темнеют только торцы поперечных бочек, теперь похожие на купола.

Музей-заповедник Коломенское — это бывшая царская резиденция и вотчина. Находится заповедник на юге Москвы и занимает территорию 390 га. Сегодня это государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Коломенское одно из самых интересных и загадочных мест Москвы. Его история уходит вглубь веков. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в V–III тыс. до н.э здесь жили люди каменного века. В I тыс. до н.э. здесь возникают многочисленные «селища» древнего финно-угорского племени.

По легенде, жители Коломны, спасшиеся от нашествия хана Батыя еще в 1230-х годах, основали в этих местах село, которое впоследствии стало называться Коломенским.

Первые упоминания о селе датируется 1336 годом в в духовной грамоте Великого московского князя Ивана Калиты. С XVI века эта местность становится резиденцией великих русских князей и русских царей. Активное строительство дворцов и хором пришлось на 1528-1770-е годы.

В 1923 году по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском был создан музей. В конце 1920-х сюда стали свозить старинные деревянные постройки. Один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея — «Медоварня». Она была привезена из бывшего села Преображенского. Из Архангельска был привезен Домик Петра I. Была завезена Моховая башня Сумского острога XVII в. Позднее были поставлены Святые врата Николо-Корельского монастыря и башня Братского острога из Сибири.

У входа в музей-усадьбу со стороны метро «Коломенская» установлена стела «Я люблю Москву», которая является символом возрождения Москвы. С каждым годом усадьба становится все лучше и краше, что очень радует москвичей и гостей столицы.

Стела «Я люблю Москву» в Коломенском

В начале моего пути мне попалась карта-схема усадьбы, которую я не очень внимательно изучила, о чем в дальнейшем очень пожалела. Рекомендую заранее продумать свой маршрут, так как территория музея-усадьбы очень большая, рассеченная оврагом, через который не так просто перебраться. Мне хотелось увидеть все сразу, ничего не упустить, но лучше планировать знакомство с «Коломенским» не за один день.

В состав музея-заповедника Коломенское входит: Государев двор, Вознесенская площадь, Этнографический центр, Музей деревянного зодчества, Дворец царя Алексея Михайловича, природные объекты.

Спасские (Задние) ворота со Стрелецкими караульнями, XVII в.

Они служили «черным ходом». Использовались Задние ворота для хозяйственных нужд и подвоза провианта. Царственые и княжеские особы въезжали в усадьбу через Парадные ворота. Через Спасские ворота попадаешь в Государев двор.

Я особа нецарственная, поэтому зашла в усадьбу через «черный ход», да и от метро «Коломенская» это ближайший вход.

Пройдя через Спасские ворота, я увидела Церковь Казанской иконы Божией Матери, к которой я первым делом и направилась. Только пошла я к церкви не по центральной Липовой аллее, а по параллельной ей дорожке. Она была более безлюдная. Желающих погулять на Масленицу в Коломенском оказалось очень много.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная «Державная Богоматерь» пребывает в этом храме.

Церковь я обошла со всех сторон и хорошенько рассмотрела домашний храм царя.

Храм очень нарядный. Жалко, что последний день Масленицы был не совсем солнечный. Зима не хотела сдавать свои позиции. Наверное, очень красиво смотрятся голубые луковки куполов, украшенные звездочками, в лучах солнца.

Домик Петра I, XVIII в.

Это единственный мемориальный музей, посвященный царю-реформатору, находящийся в Москве. Построен Домик Петра I в 1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море, а привезен в Москву и установлен в Коломенском в 1934 году.

Рядом с домиком Петра I в 2013 году установлен памятник Петру I. Это копия памятника, которая стоит в центре Антверпена в Бельгии. Памятник здесь установлен не случайно. С Коломенским тесно связана жизнь Петра I начиная с раннего детства.

Напротив домика Петра I установлены галерные якоря военно-морского флота петровских времен. Они были подняты со дна реки Москвы возле Коломенского. По легенде эти якоря затонули и лежали здесь со времен строительства на реке судов для флотилии Петра I.

Борисов камень

Древний камень с берегов Западной Двины. В XII веке на нем было сделано изображение Голгофского креста и надпись «Сулиборь хръстъ» («Крест Сулибора»). Создание надписи относят ко времени правления полоцких князей Бориса Всеславича и его сына Рогволода. Камень перевезен в Москву в 1879 году и установлен в Коломенском в XX веке.

Фрагмент стены, окружавшей Государев двор.

Государев двор окружался оградой с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг двора были разбиты сады.

Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права

Памятник архитектуры. Вторая половина XIX века.

Памятник посвящен Александру II в благодарность за отмену крепостного права в 1861 году. Установлен крестьянами села Шайдорово Царицынской волости Московского уезда Московской губернии. В 1980 году перевезен в Коломенское.

Государевы ледники

Ледники — глубокие погреба, выложенные белым камнем. Ранней весной их набивали москворецким льдом, который сохранялся до осени. Во льду хранили различные продукты.


Кормовой двор Государев. Ключничьи палаты кормового дворца.

Стена и фундаменты Кормового двора

В здании работал управляющий кормовым двором путный ключник. В этом же комплексе находились палаты, в которых хранились припасы и посуда. Ключник кормового двора и подчиненные ему подключники занимались также раздачей блюд с государева стола боярам и другим царским приближенным.

Недалеко от Государева двора находится Усадьба пасечника.

Пчеловодство было широко распространено в Коломенском и его окрестностях. Усадьба включает деревянный дом, хозяйственные постройки, пасеку и приусадебный участок. Экспозиция знакомит с историей пчеловодства и кладом жизни русского пасечника рубежа XIX-XX веков.

Усадьба пасечника


Заповедная дубовая роща

Роща является частью Вознесенского государева сада, известного с XVII века. Возраст коломенских дубов 400-600 лет. Высота этих древнейших деревьев достигает двадцати шести метров, а диаметр стволов свыше двух метров. По преданию, в дубовой роще любил проводить время будущий император Петр I. Под сенью деревьев Петр I обучался грамоте.

Половецкая баба XII век

Изваяние мужской фигуры в шлеме, с чашей священного напитка в руках. Такие скульптуры ставились на могильных курганах южнорусских кочевых народов. Образ почитаемого предка: русское название «баба» возводят к тюркскому «вава», то есть «предок».

Погуляв по Государеву двору и его окрестностям, я направилась к Передним воротам. Пройдя в ворота, оказываешься на широкой Вознесенской площади, с которой открывается великолепный вид на Церковь Вознесения Господня, Церковь Святого Георгия с Колокольней и Водовзводную башню.

Передние ворота, 1672-73 гг.

Церковь Вознесения Господня

Начало строительства церкви не известно, но по легенде она была построена в честь рождения наследника великого князя — будущего царя Ивана Грозного.

В последний день Масленицы на площади перед церковью собралось много людей послушать колокольный звон. Очень красиво!

Церковь расположена на высоком холме правого берега Москвы-реки.

Рядом с Церковью Вознесения Господня находится Церковь Святого Георгия с Колокольней.

Колокольня сооружена в XVI веке. Церковь построена в середине XIX века. Вместе они составляют единый комплекс Георгиевской церкви.

По данным археологов в XIV веке на этом месте стояла деревянная церковь. Предание гласит, что по приказу московского князя Дмитрия Ивановича Донского здесь была поставлена церковь в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле(8 сентября 1380г.).

Колокольня

Водовзводная башня

Водовзводная башня была построена в 70-ые годы XVII века. Предназначена она была для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском.

Сытный двор

В центральной части музейной территории находится Сытный двор (дворец), который является частью архитектурного комплекса Государева двора. Построен он предположительно в1740-х гг. Во времена царствования Алексея Михайловича в этом двухэтажном здании располагалась дворцовая кухня.

От Церкви Вознесения Господня дорога ведет к набережной Москвы-реки


Коломенский пруд

Коломенский ручей, протекающий в Голосовом овраге.

Рыбаки на Москве-реке

В кафе на набережной можно было отведать блинов и попить горячего чая из самовара. Каждый год отмечается широко, с размахом.

Вот тут-то у меня и возникла проблема. Дороги к храму со стороны набережной нет. Нужно было карабкаться вверх по тропам по скользкому крутому склону. Поверьте, это было очень не просто.

Поднявшись кое-как на гору, я наткнулась на предупреждающую об опасности табличку. У меня, вроде, все обошлось. Назад по крутому склону кувырком не скатилась. Зато передо мной раскрылся прекрасный вид на Москву-реку и пойменные луга. Вдоль берега раскинулась Роща черной ольхи.

И вот я попала в знаменитые Коломенские сады . В настоящее время осталось три яблоневых сада: Вознесенский, Дьяковский и Казанский. Передо мной раскинулся Дьяковский сад.

У меня было два пути: налево — к Дворцу царя Алексея Михайловича или направо — к Храму усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Я пошла налево.

Деревянный крест-голобец. Надпись на нем: «Село Дьяково основано в 1237 году». Надпись с другой стороны креста: «Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих!». На многих деревенских улицах в старину ставились такие кресты. Они благословляли странников на долгий путь.

В настоящее время от большого села Дьяково осталась всего пара домов. Они входят в состав музея-заповедника Коломенское.

Пасека. Ранее я уже говорила, что пчеловодство было широко распространено в Коломенском и его окрестностях.

Коломенское — прекрасное место для отдыха в любое время года.

Дворец царя Алексея Михайловича

По указу Царя Алексея Михайловича в Коломенском был построен деревянный царский дворец (в 1667-1672 гг.). Использовался он как летняя парадная резиденция. Современники считали дворец восьмым чудом света. Великолепие дворца показывало на величие царя и мощь его власти. Но после переноса (в VIII веке) столицы в Санкт-Петербург Коломенское утратило свое значение. Дворец стал приходить в упадок. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II он был разобран. Воссоздан Дворец царя Алексея Михайловича в 2007-2010 гг.

Первоначально дворец находился на территории Государева двора. За прошедшие годы на месте бывшего дворца выросли многовековые дубы и липы. Чтобы не нарушать сформировавшийся природный комплекс, Правительство Москвы приняло решение перенести строительство историко-художественную реконструкцию дворца на территорию бывшей деревни Дьяковское, которая находится за Голосовым оврагом.

Макет дворца построен в натуральную величину. При его строительстве были использованы чертежи, сделанные по приказу Екатерины II . Все конструкции сегодняшнего дворца монолитные, железобетонные, облицованные деревом.

Сегодня здесь музей, экспозиция которого размещена в в 24-х воссозданных интерьерах. Здесь располагаются Хоромы Государя царя, Хоромы Государыни царицы и Хоромы царевичей, а так же парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств.

Памятник Петру I

Хорошо попить на морозе чайку с пряником, а можно и медовухи отведать.

В Царские палаты я в этот раз не пошла, но, судя по фотографиям, сюда стоит вернуться.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы

Храм находится на территории музея-заповедника Коломенское в бывшем селе Дьякове. Создание храма, по разным исследованиям, датируется с 1529 по 1570 гг. Архитекторы неизвестны.

Храм возведен на месте, где Великий князь Василий III, возвращаясь с охоты, узнал о зачатии сына — будущего Иоанна IV Грозного. Предназначался он для Царя и царского двора. С конца XVIII века храм постепенно переходит в разряд приходских.

Ворота в Храм усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храм столпообразный, высотой 32 метра.

План и архитектурные особенности храма напоминают храм Покрова на рву (Василия Блаженного) на Красной площади. В 2009 году храм был полностью отреставрирован.

На территории храма располагается старое Дьяковское кладбище.

От Храма усекновения главы Иоанна Предтечи по лестнице я спустилась в Голосов овраг к Садовническому ручью.

Овраг глубокий. Лестница длинная и крутая.

Садовнический ручей.

Перейдя через ручей по мосту, я поднялась на другую сторону оврага.

С левой стороны открылся вид на Конюшенный двор.

Здесь можно познакомиться с историей зарождения и развития конного дела на Руси. Узнать как выводили известные русские породы лошадей. В комплекс «Усадьбы конюха» входит главный дом, сарай для упряжи и повозок, кузница, сеновал и домик для обслуживающего персонала.

Вековые дубы

Липовая аллея

Я обошла музей-заповедник по кругу и опять вернулась к Задним воротам. Правда, за один день не везде побывала и не все увидела.

По территории музея-заповедника ходят всесезонные безрельсовые прогулочные паровозики. За 50 минут на нем можно объехать большую часть территории Коломенского и познакомиться с его основными достопримечательностями. От Спасских ворот паровозик следует к Усадьбе Коломенского крестьянина и кузнеца, затем к церкви Святого Георгия Победоносца из Архангельской области. Проехав по набережной, паровозик подвозит экскурсантов к Голландскому домику царя Петра I, далее к Соколиному Двору, мельнице, памятникам деревянного зодчества. По Липовой аллее вы попадете в Казанский сад, а потом на площадь Вознесения и Вознесенский сад. Познакомившись с аптекарским огородом, вы возвращаетесь к Спасским воротам. Хороший маршрут. За короткое время можно увидеть столько интересного. В особенно понравившиеся места можно вернуться пешком.

Протяженность маршрута – 5 км 600 м

Режим работы: вторник, среда, четверг, пятница – с 16.00 до 18.50, суббота, воскресенье, праздничные дни – с 11.00 до 18.50

Также в Коломенском предлагаются аудиоэкскурсии на электромобилях по различным маршрутам.

Моя самостоятельная экскурсия по музею-усадьбе Коломенское заняла четыре часа. Увидела много, но не все. Обязательно хочу приехать сюда еще раз. Особенно хочется увидеть цветение садов в Коломенском .

Карта территории музея-заповедника Коломенское

Чтобы увеличить изображение кликните на карту

Адрес музея-заповедника Коломенское: г. Москва, проспект Андропова, д.39

Проезд: станция метро “Коломенская” или «Каширская»

Режим работы:

  • Вторник-пятница, воскресенье — с 9-45 до 17-30;
  • Суббота — с 10-45 до 18-30.
  • Вторник-воскресенье – с 9-45 до 17-30.

ПОНЕДЕЛЬНИК — ВЫХОДНОЙ

Вход в музеи и Дворец Алексея Михайловича платный (бесплатно каждое третье воскресенье месяца и Дни музеев). Вход на территорию усадьбы Коломенское бесплатный.

Официальный сайт: www.mgomz.ru