Путешествие в Америку. Самое большое в мире кладбище самолётов

Кроме массы достопримечательностей, таких как Долина Смерти, множества национальных парков и заповедников, сухая пустыня Мохаве в США еще известна своим кладбищем самолетов. Расположено оно близ аэропорта Мохаве, в 100 километрах на северо-восток от Лос-Анджелеса. Огромные самолеты видны уже с шоссе № 395. Для путешественников на автомобиле ориентиром послужит город Викторвилль, затем небольшой старый городок Мохаве и стык государственных шоссе №58 и №14 в Южной Калифорнии.

Почему же это кладбище именно в пустыне Мохаве? Ответ на вопрос вполне логичен – безлюдная пустынная территория – идеальное хранилище на открытом воздухе. Здесь рекордно низкое количество осадков и большая часть года высокая температура – это и уберегает самолеты и их останки от ржавчины. На кладбище самолетов огромные, некогда летавшие авиамашины разобраны на запчасти. Несмотря на то, что планеры огорожены колючей проволокой и регулярно патрулируются, все еще можно подойти к забору и рассмотреть этих гигантов.


На огромной территории можно увидеть различные модели коммерческих самолетов, ведь в аэропорту Мохаве начали складировать планеры на космодроме с 1970 года. Во времена экономических кризисов и падения спроса на авиаперелеты, сюда свозились старые самолеты, негодные к дальнейшей эксплуатации. Также в Мохаве свезены, кроме пассажирских, и остатки военных самолетов. Это место – крупнейшее в мире кладбище техники.

Здесь можно встретить различные модели Boeing, Airbus, Lockheed и McDonnell Douglas. Самолеты, хранящиеся и похороненные в пустыне Мохаве в США принадлежат более сотне авиакомпаниям, и многие из них уже давно как перестали существовать.

Наибольшая численность самолетов (более тысячи) была достигнута в 2002 году, так как большую часть (около 360 единиц) авиалайнеров поставили на стоянку после террористических атак 11 сентября 2001 года, обрушившихся на США. Авиакомпании тогда не могли позволить себе держать так много рейсов в воздухе, ангары в американских аэропортах были заполнены, и пришлось выделить территорию для стоянки самолетов. По многим параметрам пустыня Мохаве подошла.

Некоторые самолеты, вполне пригодные к дальнейшей эксплуатации тогда поставили для стоянки. Они были вынуждены впасть в анабиоз. Чтобы до конца песок и ветер пустыни не разрушил механизмы, их окна и двигатели закрыли пластиком. Может быть, когда-нибудь такие самолеты еще будут летать, тем более, что многие из них выставлены на продажу.

Но вот в дальней стороне взлетно-посадочной полосы аэропорта Мохаве в США, расположен могильник - это место, где старые самолеты идут на смерть. Большинство реактивных лайнеров уже прошли свой срок эксплуатации и не могут быть больше использованы. В среднем срок эксплуатации коммерческих самолетов около 25 лет, хотя теперь их «жизнь» измеряется не в годах, а в количестве перелетов. После тысяч взлетов и посадок, самолеты больше не могут выдерживать давление высокого полета без замены основных деталей. Эти изношенные самолеты, припаркованные на пустынных стоянках теперь разбираются, и их запчасти используются для ремонтов авиамашин таких моделей. Когда и запчасти и самолеты уже не пригодны к повторному использованию, их демонтируют и отправляют на переработку – измельчают и переплавляют на сырьевые алюминиевые слитки.

В любой момент времени, попав на кладбище самолетов можно увидеть с десяток авиамашин в различных состояниях разборки. Некоторые планеры почти разобраны, и особо дорогостоящие запчасти удалены, другие просто разбиты. Вокруг разбросаны куски фюзеляжа, хвосты и крылья самолетов, колеса, пассажирские кресла … Настоящий могильник памятников устаревших технологий!

Аэропорт Мохаве в США, находится в относительной близости к Голливуду, поэтому несколько самолетов всегда в резерве для использования в работе фильмов. Десятки известнейших фильмов и кадров были сняты в пустыне Мохаве! В том числе «Скорость» с Киану Ривзом, «Крепкий орешек 2» с Брюсом Уиллисом и «День Независимости» с Уиллом Смитом в главной роли. Если в фильме присутствует сцена со взрывом самолета, то огромная вероятность того, что снимали эти кадры именно в Мохаве.

Попасть самому и посмотреть на кладбище самолетов практически невозможно. Это отнюдь не парк аттракционов! Объект является засекреченным, и посещение здесь крайне ограничено. Кроме колючей проволоки, патрулирования охраной и возможности ареста со штрафом порядка 20 тысяч долларов, можно быть искусанным (а может быть, и съеденным) сторожевыми собаками! Но смельчаки (особенно вездесущие фотографы) находятся и в США. Под покровом ночи они пускаются на поиски приключений на кладбище самолетов. Хотя и днем, улыбаясь через ограду охранникам и вежливо попросив, можно зайти на несколько минут и сделать для себя замечательный уникальный кадр.

Пустыня штата Аризона таит в себе очень много интересных вещей. Например, пять тысяч заброшенных самолетов, аккуратно и в рядок припаркованных среди песка и кактусов.

Это самое большое в мире кладбище старых самолётов. Прогуляемся?

1. Хоть самолёты заброшены и давно не летают, они расположены на территории базы ВВС США "Дэвис-Монтен", что в аризонском городе Тусон. Все самолёты огорожены забором, и внутрь попасть практически невозможно.

2. Америка - не Россия, дырявых заборов здесь не водится, но если попытаться объехать территорию по периметру - есть шанс найти то, что ищешь.

3. Здесь догнивают и доживают свой век только военные самолёты. Начиная со второй мировой войны все списанные, но не развалившиеся борта свозили сюда, в пустыню, на базу ВВС. Вот и накопилось.

4. Сама база была основана в 1925-м году, а название своё получила в честь двух военных лётчиков первой мировой войны - Самюэле Дэвисе и Оскаре Монтене.

5. Базу расширили к 1940-му году, когда в Европе уже бушевала ещё одна мировая война. На этой базе стали готовить экипажи для бомбардировщиков. После окончания войны, в 1945-м, тренировочную базу закрыли и решили использовать место в качестве кладбища ненужных теперь боевых самолётов. Местный сухой климат и твёрдая почва обеспечивают идеальную сохранность для воздушных судов на протяжении долгого времени.

6. Вот только в скором времени тренировочный центр пришлось формировать снова. Началась холодная война и военным пришлось объявить постоянную боевую готовность, которая продолжалась почти сорок лет.

7. Здесь обосновались строевые части стратегической авиации и специальная группа техников, готовая расконсервировать старые самолёты.

8. С начала пятидесятых здесь базировались две авиагруппы Boeing B-29 Superfortress, а с шестьдесят третьего - самолёты-шпионы Lookheed U-2. Также где-то в окрестностях были расположены ракетные шахты в количестве 18 штук.

9. Холодная война закончилось и постоянная боеготовность для такого количества самолётов снова стала ненужной. Самолёты старели и ржавели. им не хватало

10. Некоторые из них думали перекрасить, переоборудовать и использовать для нужд гражданской авиации, да так и не сложилось.

11. Когда появился интернет, о базе стало широко известно за пределами Аризоны и Америки. В том числе до гуглоснимков добрались и российские авиалюбители, "рассекретившие" многие интересные модели самолётов, о которых раньше никто даже не слышал.

12. Хотя все эти тысячи и тысячи самолётов, стоящих посреди пустыни и образуют кладбище, совсем заброшенными их назвать никак нельзя. Американцы ухитрились и из этого сделать доходный бизнес.

13. Базу Дэвис-Монтен занимает 309-я группа Министерства Обороны США, в составе которой работает примерно полтысячи человек, занимающиеся ремонтом самолётов.

14. Каждый год на базе появляется около 400 новых единиц техники. Чтобы кладбище не разрослось на половину штата, примерно такое же количество самолётов продаётся дружественным, но бедным странам или уничтожается.

15. По соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанному между США и Россией, здесь было уничтожено 365 бомбардировщиков Boeing B-2 Stratofortress.

16. Каждый самолет, поступающий на хранение на базу Дэвис-Монтен, подвергается тщательному осмотру, с него демонтируется вооружение и секретное оборудование, а топливные системы осушают и прокачивают маслом.

17. Весь парк техники можно разделить на четыре группы: долгосрочная и краткосрочные консервации (потенциально боеспособная техника), самолёты-доноры и техника для продажи. В последней категории иногда оказывается и не летающая военная техника. Например, в прошлом году сюда привезти не использованные, но списанные по возрасту военные "Хаммеры".

18. Руководство базы решило реализовать их через интернет, но было куплено всего несколько единиц - эти машины не приспособлены для гражданской жизни и умирают в неволе: расход топлива очень большой, неудобный салон, механическая коробка. Почему-то вспомнил, с каким остервенением кидаются соотечественники на списанные военные УАЗики и БРДМы. Хотя неудивительно, в Америке почти нет таких говен, где не проедет более-менее приличный внедорожник из автосалона.

19. Но Америка умеет делать бизнес: на каждый доллар, потраченный на содержание самолётного кладбища и авиаремонтной бригады, авиабаза зарабатывает 11.

20.

21.

22.

Ничто на земле не вечно. И, конечно же, это касается авиационной техники. «Кладбища самолетов» – так называют места, где расположилась отжившая свое, авиационная техника. В России такие «кладбища» расположились в основном в Москве и в Московской области.

Самые популярные – это Ходынское поле, аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации в поселке Монино Московской области, а также самый большой музей в Ульяновске, в Среднем Поволжье. Фото этих достопримечательностей заполнили интернет. И несмотря на то, что эти фото вызывают легкую грусть, они также вызывают желание посмотреть на эти самолеты своими глазами и немного побывать в прошлом.

Ходынское поле

Первым в России таким «кладбищем самолетов» стало Ходынское поле. Находится оно на северо-западе Москвы, недалеко от станции метро «Аэропорт». В начале прошлого века там был построен аэродром, который позже получил название Центральный аэродром им. Фрунзе. Именно Ходынское поле стало свидетелем первых в России международных перелетов. Аэродром на Ходынском поле просуществовал с 1910 по 2003 год. После закрытия там было решено открыть музей авиации, но этим планам не суждено было сбыться.


На сегодняшний день часть экспонатов разрезана на металлолом, а те, которые более хорошо сохранились, теперь красуются в Музее техники Вадима Задорожного. После закрытия аэродрома, Ходынское поле начали быстро застраивать, а о том, что на Ходынском когда-то был аэродром, напоминает то самое «кладбище самолетов», на котором гниют позабытые самолеты и вертолеты. В 2008 году, неподалеку от поля, закончили реконструкцию парка Авиаторов, в котором установлены памятники летчикам, погибшим на Ходынском поле в разных исторических битвах.

Уголок памяти в Домодедово

Расположенный в Московской области аэропорт Домодедово, также может похвастаться вышедшей из эксплуатации техникой. Прямо на поле, напротив терминала Домодедово, устроились отлетавшие самолеты, в ожидании своей участи. Пассажиры при взлетах прекрасно могут их рассмотреть. Также они хорошо видны из самого терминала Домодедово.

Фото: khmelikvictor.livejournal.com

В основном там стоят самолеты «Домодедовских авиалиний», но также встречаются летательные аппараты импортного производства. Многие из них уже пожертвовали детали своим более новым собратьям. Про их дальнейшую судьбу пока никому неизвестно, может, пойдут в утиль, а может так и останутся радовать глаз гостям Москвы и Московской области. А пока, все желающее могут в любое время приехать в Домодедово и сделать фото на фоне «воздушных гигантов», захватив с собой фотоаппарат, или может быть даже посидеть за штурвалом самого настоящего самолета.

Музей авиации в поселке Монино

Недалеко от столицы, в поселке Монино Московской области, расположился музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации, несколько лет назад получивший статус федерального государственного учреждения культуры. Это место язык не повернется назвать кладбищем.


Когда-то здесь был один из первых аэродромов в стране, но когда техника шагнула далеко вперед, условия на аэродроме перпестали соответствовать нормам. И постепенно аэродром в Московской области стал превращаться в музей авиации.


В музее хранится огромнейшая коллекция отечественной авиатехники. Также там представлены фотоматериалы и документы, подтверждающие подлинность коллекции. Наверное, в России трудно найти место, где было бы собрано такое количество различных авиамашин. Изучая представленные экспонаты, можно отследить историю развития отечественной авиатехники. Здесь собраны модели военных и гражданских самолетов, вертолетов, планеров за последние сто лет. Музей существует с 1958 года и успел принять у себя более 3 млн. человек практически со всего мира.

Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Около 9000 экспонатов расположились под открытым небом в городе Ульяновске. Большинство этих самолетов своим ходом долетели до Ульяновска, чтобы остаться здесь навсегда, а один, очень героический экспонат ТБ-1 привезли по частям и уже на месте собирали. Эти военные и гражданские самолеты – все, что осталось от ушедшей эпохи. Считается, что самолетам, попавшим в этот музей, очень повезло.

Фото: alexio-marziano.livejournal.com

Музей еще молодой, открылся он в 1983 году. Самое подходящее время года для посещения - это лето или поздняя весна. В этот период получаются самый красочные и живые фото. Сотрудники музея, а также курсанты авиационного училища гражданской авиации, которому принадлежит музей, всеми силами стараются поддерживать красоту и загадочность своих экспонатов.

Хранит на своей территории большое число очень интересных вещей. К примеру, 5 000 заброшенных самолетов, которые аккуратно, а также в рядок припаркованы между кактусов и среди песка.

Это место является самым большим в мире кладбищем. Пройдемся?

Хотя самолёты давным-давно заброшены и не летают, они расположились на территории базы ВВС Америки под названием "Дэвис-Монтен", что находится в аризонском городке Тусон. Оказаться внутри очень сложно - все самолёты обнесены забором.

В этом месте доживают свой срок и догнивают исключительно военные самолёты. С конца второй мировой войны списанные, но при этом не развалившиеся самолеты были сконцентрированы на этой территории, в пустыне, на базе ВВС. Поэтому и скопилось такое большое количество.

Саму базу основали в 1925г., а название у этой базы в честь военных летчиков, которые служили в первой мировой войне - Оскар Монтен и Самюэль Дэвис.

База была расширена к 1940г., в то время когда в Европе бушевала очередная мировая война. В этом месте начали подготавливать экипажи, предназначенные для бомбардировщиков. Когда закончилась война, в 1945 году, тренировочная база была закрыта, и использовать ее стали, как кладбище ненужных сегодня боевых самолётов. Местная сухая климатическая погода, а также твёрдая почва дают возможность неплохо сохранить воздушные суда в течение долгого времени.

И совсем скоро тренировочный центр необходимо было формировать вновь. Завязалась холодная война, и военные должны были объявить стабильную военную готовность, продолжавшаяся практически сорок лет.

В этом месте сформировались строевые части по стратегической авиации, а также специальные группы техников, готовые привести в действия старые самолёты.

Конец холодной войны

В пятидесятых годах в этом месте базировались две авиационные группы Boeing B-29Superfortress, а в шестьдесят третьем - самолёты шпионы LookheedU-2. Кроме того, неподалеку от этой местности расположились ракетные шахты которых насчитывалось 18 штук.

Когда холодная война была окончена, то стабильная боевая готовность для подобного числа самолётов опять стала лишней. Самолёты ржавели и старели.

Некоторые хотели перекрасить, вновь переоборудовать и употреблять специально для надобностей штатской авиации, но что-то не сложилось.

С появлением интернета про базу стали узнавать за границами Аризоны, а также Америки. Кроме этого. до снимков гугла смогли добраться также российские авиа-любители, которые рассекретили большинство интересных моделей самолётов, о которых в свое время никому даже и не приходилось слышать.

Хоть и все это огромное число самолетов, которые стоят в пустыне и создают кладбище, совершенно заброшенными назвать их никак не получается. Американцам удалось и из этого сотворить неплохой бизнес.

На базе Дэвис-Монтен имеется 309-я группа Минобороны Америки, где в составе работает приблизительно 500 000 человек, которые занимаются починкой самолётов.

Ежегодно на базе появляется приблизительно 400 новых технических единиц. Для того чтобы кладбище не разрасталось на пол штата, приблизительно то же самое число самолётов реализуется дружеским, но небогатым государствам или же уничтожается.

Согласно соглашению об уменьшении стратегических враждебных вооружений (СНВ), которое подписано между Америкой и Россией, в этом месте уничтожили 365 бомбовозов Boeing B-2Stratofortress.

Все самолеты, которые поступают на сохранение в базу Дэвис-Монтен, подвергаются скрупулезному осмотру, оттуда демонтируются вооружения, а также все секретные оборудования, а топливные системы осушаются и прокачиваются маслом.

Реализация самолетов

Весь парк техники делится на 4 группы: краткосрочные и долгосрочные консервации (допустимо боевая способная техника), техника, предназначенная для реализации и самолёты-доноры. В категории для реализации порой попадается и не летающая боевая техника. К примеру, в прошлом году в это место привезли не примененные, однако списанные согласно возрасту боевые Хаммеры

Руководством базы было решено продать их по интернету, однако купили только несколько единиц - данный автомобиль совершенно не пригоден для штатской жизни и поэтому они погибают в неволе: топливный расход весьма большой, некомфортный салон, коробка передач механическая.

Кроме того этот объект сегодня считается туристическим.

Кладбище самолетов, по официальным данным имеет название 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group. В настоящее время здесь расположено больше 40 космических летательных аппаратов и 4200 самолетов.

Для 80 % авиатехники, эта территория является их последним пристанищем, гигантским стальным кладбищем, где покоятся больше 350 000 единиц, которые могут быть в любой момент запрошены государством.

В 2005 году специалисты 309 группы смогли переработать более 19 000 частей, имеющие общую цену в 568 млн. долларов США. Американским правительством предоставляется возможность другим странам покупать как запчасти, так и целые самолеты, непосредственно с кладбища самолетов.

Необходимо заметить, что в этом месте так же и ремонтируют самолеты, и после этого часть может вернуться в строй. Именно поэтому каждый доллар налогоплательщиков Америки, вложенный в AMARG, сможет вернуть в государственную казну Америки 11 долларов! Согласно заявлениям экспертов, за последние 25 лет назад в строй был возвращен каждый 5-й самолет, находившийся на территории данного кладбища.

Это кладбище не считается владельцем данных самолетов. Все они, как и прежде относятся к собственности американской армии, а также правительственных агентств. Кроме этого, интересно заметить, что на этом кладбище есть и рабочие самолеты, и самолеты в нерабочем состоянии.