Первый независимый агрегатор походов. Первый независимый агрегатор походов Иоанновский мост и история его создания

История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда, в те далекие времена, он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Первоначально этот мост именовался Петровым, и долгое время являлся первой постоянной и старейшей переправой в Петербурге. Его деревянный настил был разделен на проезжую и пешеходные части. К концу 1760-х годов практически вся поверхность Петровского моста была выложена булыжником, за исключением его разводной части, которая по-прежнему оставалась деревянной.

Петровский мост был перестоен в 1887 году, и одновременно переименован в Иоанновский, исходя из названия восточного равелина – предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, наименование которому, в свою очередь было дано в честь отца царствовавшей в то время Анны Иоанновны и имени брата Петра I - Иоанна.

В следующий раз, Иоанновский мост реконструировали в 1953 году, под руководством архитектора-реставратора А.Л. Рогача и инженера П.В. Баженова. Тогда на мосту были установлены новые фонари, аналогичные фонарям, оставшимся от Суворовского наплавного моста, существовавшего в 1824–1897 годах, а так же обновлены составляющие части решетки, сделанные металлическими.
Интересно, что декоративное оформление одной части Иоанновского моста имеет некоторые сходства с оформлением решеток набережных Кронверкского пролива. Другая же часть этого мостового строения имеет решетку, по нижней и верхней кромке которой проходят затейливо витые растительные орнаменты, ограничиваемые полуокружностями. Сама решетка представляет собой ромбы, образуемые пересекающимися стержнями, в точках сообщения которых имеются розетки, овальной формы. Сделанные в виде ликторских свитков, стойки моста, венчают двусторонние боевые топоры.

Последний капитальный реставрационный ремонт Иоанновского моста был произведен в 2001-2003 годах, который коснулся в первую очередь аркады моста, когда произошла замена мостового полотна и устройства гидроизоляции, облицовки аркады, а так же был произведен ремонт облицовки устоев. Тогда же был усилен свод мостового сооружения, с помощью использования технологии инъектирования - укрепления кладки. Кроме того, открытый внутренний свод Иоанновского моста обработали специальным химическим составом, способным предохранить камень от губительного воздействия влаги, и который гарантированно защитит известняковую кладку свода на срок до 30 лет. Отреставрированы были и установленные на мосту торшеры-фонари, на которых вновь появились воссозданные позолоченные фигурки орлов, а лампы и плафоны заменены новыми. Чугунная решетка Иоанновского моста так же была обновлена и отреставрирована. Длина русловой части моста составила 74 метра, общая его длина – 152 метра, а ширина – 10 метров. Всего, на ремонтные работы по восстановлению Иоанновского моста, было израсходовано около 75-ти миллионов рублей, выделенных из городского бюджета.

В мае 2003 года, возле одной из свай моста была установлена бронзовая скульптура Зайчика, спасшегося от наводнения, высотой в 58 сантиметров, выполненная скульптором С. Петченко. Эта фигурка ушастого обитателя Заячьего острова стала своеобразным талисманом Иоанновского моста, а так же излюбленной достопримечательностью туристов, щедро осыпающих Зайчика монетами.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Самым старым в Петербурге считается Иоанновский мост – ровесник города, основанного в 1703 году во время Северной войны. Город, как известно, начинался с на Заячьем острове, и одновременно, на Городском острове (теперь Петроградская сторона) началось строительство жилых домов. Тогда же по приказу Петра I через Кронверкскую протоку была устроена первая наплавная переправа, проложившая путь между строящейся крепостью и поселком.

Шведы, не желавшие без борьбы уступить русскому государю земли в устье Невы, предприняли ряд попыток захватить строящийся Петербург в 1704-1705 годах. Хотя их действия не имели успеха, но заставляли держаться начеку русских военных, доставляя немало хлопот и неприятностей строителям. В случае внезапного нападения шведов переправу, составленную из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом, следовало быстро разобрать или просто сжечь.

Прошло несколько лет. Петропавловская крепость утратила оборонительную функцию, и временное сооружение заменил постоянный деревянный разводной мост. Его назвали сначала Красным, потом Петровским (1730 год). Современное название мост носит с 1887 года, — а перешло оно от разобранного моста, ранее перекинутого через ров у Иоанновского равелина (часть оборонительных сооружений Петропавловской крепости).

Мост неоднократно перестраивали (1738, 1802, 1848 годы и т.д.), изменяя его облик. Существующий мост – пешеходный, на каменных устоях, но настил по-прежнему деревянный, поэтому здесь запрещено курить.

Его размеры (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»): общая длина – 152 метра, длина русловой части – 74,6 метра, ширина – 10,5 метров.

Красивая решетка и фонари в виде копий, собранных в пучки и увенчанных двуглавыми орлами, выполнены в стилистике начала XIX века. Однако появились они значительно позже — в 1953 году. Так в ходе реконструкции под руководством архитектора А. Л. Ротача мост украшали к 250-летию города.

К следующей юбилейной дате в 2003 году мост обзавелся собственным талисманом. На свае у основания моста установили фигурку зайца. По традиции туристы загадывают желание и бросают монетку Арсению (так зовут ушастика в память о старинном названии Заячьего острова — Енисари). Если монетка не упадет в воду, а окажется на постаменте возле зайца – желание сбудется.

Где находится Иоанновский мост

Пешеходная прогулка по Петропавловской крепости начинается от Иоанновских ворот. С Петроградской стороны через Кронверкский пролив к ним ведет одноименный мост. Иоанновский мост соединяет Троицкую площадь и Заячий остров.

07.2013.

Кронверкский пролив

Петровский мост
наплавной
1703-1705 -
свайный, разводной
1705-1706 -
1738 - перестроен

1788 - перестройка

1801 - перестройка
1848 - полная перестройка деревянной части

Иоанновский мост

Пам. арх. (федеральн.)

1887 -
1950-1951 - инж. Баженов П. В. - перестройка
1953 - арх. Ротач Александр Лукич - перила, фонари
2001-2003 - капитальный ремонт


2003 -

Длина Иоанновского моста составляет 74,7 м, ширина - 10,5 м. Соединяет Заячий остров и Троицкую пл.
Первый мост в Санкт-Петербурге возник в связи со строительсвом Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 г. Длительное время он оставался единственным в городе.

Первоначальный мост был наплавной и находился несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона. Наплавной плашкоутный мост имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, зимой сооружение убирали и переправлялись по льду. Впервые обозначен на плане Петербурга 1705 г.
В 1706 г. построен постоянный свайный "в двух местах подъемный деревянный мост".
В 1738 г. мост был? перенесен против Ианновских ворот и перестроен в арочный деревянный на каменных устоях. Его береговые дамбы выполнили в виде каменных известняковых арок, средняя часть - деревянная. Мост стал 16-пролетный: 3-пролетная каменная аркада из известняка, 8-пролетная деревянная русловая часть с разводным пролетом посередине и каменная 5-пролетная аркада со стороны Иоанновских ворот. На протяжении XVII-XIX вв. деревянные части моста подновлялись без существенных изменений, а прибрежные арочные проемы постепенно закладывались.

[*] - Санкт-Петербург Петроград Ленинград. Эциклопедический справочник.

Строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской крепости) требовало огромного количества леса и земли. Сначала с Березового (Петербургского) острова 14 (25) мая 1703 г. через протоку была наведена переправа, состоявщая из соединенных плотов. Возможно эта переправа изображена на одном из проектных чертежей крепости 1703 г. Она находилась между бастионами Меншикова и Головкина ниже современного Иоанновского моста. Тогда же начали строить более устойчивое сооружение - наплавной мост из плашкоутов (деревянных барок). Этот мост есть на плане крепости 1705 г. Мост состоял из двух частей: длинная тянулась от Березового острова к северному фасаду земляного равелина, далее вдоль его западной оконечности, вторая короткая часть, расположенная под углом, вела к воротам в Петровской куртине. В начале XVIII в. крепость была изрезана рвами, через которые было перкинуто около десятка мостов. Эта конструкция сохранялась до 1730-х гг., до постройки каменного равелина. В Летописи Петропавловской крепости зафиксировано, что плашкоутный мост в целях обороны имел в двух местах подъемные части. Но в архивных документах подтверждения этому не обнаружено.
Позже на месте переправы на плашкоутах был возведен первый в городе деревянный постоянный мост. В ведомости о строениях в Санкт-Петербургской крепости сказано "мост Красный (вероятно, говорит о цвете) через реку к крепости начат делать в 706-м году, а достроен в 707 году". Мост имел деревянный поперечный настил, перила (горизонтальный поручень на балясинах), подъемное устройство посредине длинного крыла. Мост был многопролетный, балочной системы на свайном основании. Перильные ограждения были горизонтальные на балясинах. Чертежа моста первой половины XVIII в. не найдено. Часть моста изображена на гравюре Зубова А. Ф. "Торжественный ввод четырех шведских фрегатов в Неву после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.". В течение 1720-х гг. мост неоднократно ремонтировался.

В середине 1730-х гг. появилась необходимость заменить конструкции моста каменными. Видимо, к этому времени относится разделение переправы на два отдельных моста. Мост от площади до Иоанновского равелина позднее стали именовать Петровским, а от равелина до крепости - Иоанновским. Мост от равелина до берега через реку Невского протока, каменный с перилами, по середине подъемный построен в 1738 г. Мост состоял из 4-х частей: двух каменных, двух деревянных. От площади шла каменная дамба, далее деревянное пролетное строение с подъемным устройством, затем снова дамба, завершавшаяся у Иоанновских ворот деревянным участком.

В 1763 г. был выполнен чертеж Петровского моста, где изображен мост длиной 173 м, шириной 10,5 м. Со стороны Петербургского острова каменная дамба состояла их 3-х арочных пролетов, сложенных из бутовой плиты. Центральная деревянная часть моста - около 73 м, состояла из трех пролетов. В ее среднем пролете находилась подъемная часть, по обеим сторонам которой были сооружены портальные ворота с коромыслом и противовесами на цепях. С их помощью симметричные крылья подъемной части поднимались для пропуска небольших судов. Далее тянулась каменная дамба из пяти арочных пролетов. Мост имел деревянный настил, который был разделен на проезжую и пешеходные части. К конце 1760-х гг. почти вся поверхность моста была выложена булыжником, деревянные покрытия оставались лишь на разводной части. В 1777 булыжное покрытие было только на участке от Иоанновских ворот до каменной дамбы.
В 1788 г. инж. капитаном Я. Мейснером был подписан проект существенной перестройки Петровского моста, связанной с усилением его конструкций. Согласно чертежу полностью была переделана его центтральная часть. Она стала восьмипролетной на деревянном свайном основании подкосной системы. Опоры были обиты досками, построено новое подъемное устройство - установлен лишь один подъемный портал с коромыслом. Конструкции боковых дам остались без изменений, сохранились каменные быки на деревянных сваях и каменные арочные пролеты. Булыжная мостовая была переложена "в конверт". Новые перила из профилированного бруса были украшены резными шишечками.
До конца XVIII в. существенных изменений не было.

В начале XIX в. началась новая капитальная переделка моста. 13 января 1801 г. генерал от артиллерии Кормаков подписал проект о перестройке деревянных мостов в крепости. Восьмипролетная подкосная конструкция деревянной части Петровского моста была переделана в шпрегельную. Деревянные опоры моста состояли из 4-х рядов свай, каждый ряд по 12 бревен. Под подъемным устройством несущие балки укрепили подкосами. Полностью переделали перила. Настил сделали с уклоном от центра к краям. Три каменных пролета со стороны крепости предполагалось заложить и превратить в глухую дамбу. Булыжник на проезжей части обеих дамб уложен "сеткой", тротуары покрыты плитным камнем. Над каменными участками моста были установлены каменные парапеты. Но наводнения продолжали наносить ущерб мосту, что требовало постоянного ремонта.
В 1826 г. с моста было снято устаревшее подъемное устройство с портальными воротами, сильно пострадавшими во время наводнения 1824 г. Чертеж крепостного моста, составленный 7 января 1844 г. подписанный инж. полдковником Дуровым. В 1844 произведена окраска перил и перестилка булыжной мостовой.

5 июня 1848 г. был высочайше утвержден проект полной перестройки деревянной части моста. При этом шпренгельная конструкция заменена ригельной. Основные узлы соединений деревянных элементов усиливались металлическими болтами-стяжками. Работы были закончены к концу 1848 г. На время проведения работ был построенный временный деревянный мост. В 1857 г. были обнаружены разрушения северной дамбы. Работы по исправлению закончены в 1859 г.
17 ноября 1866 г. составлено предложение о капитальной перестройки Петровского моста. Деревянная часть стала шестипролетной. Подъемная рама с зубчатым механизмом смещена. Завершено в 1867 г.
К 1890 (1887?) г. мост был переименова в Иоанновский (по Иоанновским воротам крепости) (прежний Иоанновский мост был разобран).

В 1937 г. проведены существенные ремонтные работы. К тому времени деревянная часть моста была 6-пролетной, подкосно-ригельной системы (соответствовала схеме 1867 г.). Северная дамба имела одну каменную арку, южная - три и глухую дамбу на первоначальных каменных пролетах. В дальнейшем все арочные пролеты были засыпаны и заделаны с фасадов бутовой кладкой. С этого времени мостом стала считаться только деревянная часть, а каменные дамбы - береговыми устоями.
Вскоре после снятия блокады специалистами Лентрансмостпроекта был разработан проект полной перестройки моста. Не был реализован.

В 1950 г. создан проект капитального ремонта Иоанновского моста. Все это время центральная конструкция моста оставалась полностью деревянной. Автор проекта зам. начальника проектной конторы Дормоста П. В. Баженов. Работы проводились в 1950-1951 гг. Мост стал семипролетным, на свайном основании. Опоры имели деревянную рустованную обшивку. Несушие продольные балки были заменены на металлические, расмещенные в 7 рядов. Поверх балок уложен двойной продольный настил из досок и установлены деревянные перила простого рисунка. Одновременно отремонтированы каменные устои. На обоих устоях проезжую часть заасфальтировали, а тратуары покрыли гранитными плитами.
Приблизительно в это же время был подписан акт Инспекции по охране памятников, предписывавший восстановление моста с бусчаткой. Акт подписал старший арх. СНРПМ Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А. Л. Ротач (с техником Г. Ф. Перлиной). Арх.-реставратор А. Л. Ротач (1893-1990) в 1952 г. стал и автором проекта нового архитектурного оформления моста. Проект был выполнен по заданию Треста эксплуатации мостов и набережных Дормост на основе решения Ленгорисполкома от 1 декабря 1951 г. Было решенно на всем протяжении деревянного моста и его каменных устоев поставить металлическое ограждение и фонари по типу оставшихся от Суворовского наплавного моста (1824-1897 гг.). Проект предусматривал сохранение чугунного ограждения на правобережном въезде на мост и установку аналогичного над второй дамбой. На каменных устоях поставлены торшеры в виде обелисков с касками (по образцу стоявших на въезде на Каменноостровский пр.). На мосту - торшеры в виде ликторных связок. Проект был утвержден Научно-экспертным советом при Гос. инспекции по охране памятников. Работы произведены в 1953 г. специалистами СНРПМ под руководством Н. И. Медынцева.
В 1955-1956 гг. на берегу Кронвекского пролива между Иоанновским мостом и левым фасадом Иоанновского рвелина располагалась городская снежная свалка.
В 1960-1980-х гг. проведены комплексные ремонтные работы.

[*] - Краеведческие записки. Исследования и материалв. Вып. 6. (Пакрашкина Н.И. Мосты Петропавловской крепости. С. 137-149)

В 2001-2003 гг. (r 300-летию города) мост капитально отремонтирован. Был укреплен свод, облицованы устои и арки, заменено пешеходное полотно моста, осуществлены работы по гидроизоляции сооружения. На фонарях воссозданы фигуры орлов.
После реконструкции общая длина реконструированного моста - 152 м, русловой части - 74 м, ширина - 10 м.
Современный мост предназначен для пешеходного движения, по мосту идет основной туристический поток в Петропавловку.

Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения
Необычный памятник расположен возле моста. На одной из деревянных свай сидит небольшой бронзовый заяц. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Фигура зайца была установлена в 2003 г.
Скульптор С. Петченко. Высота фигурки - 58 см. Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра I, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии. Памятник очень любят туристы и гости города - если забросить монетку на площадку у ног зайца, жди удачи.

В 1950-1951 гг. по проекту инж. П. В. Баженова мост перестроен в дереве и усилен металлическими балками (7 русловых пролетов). Серединную часть моста выложили брусчаткой, а тротуары оставили деревянными.Декоративное оформление 1820 х гг. (декоративные фонари в виде обелисков или пучков копий с двуглавыми орлами, узорная решётка) частично восстановлено в 1951-1952 (арх-ры Н. Н. Белехов, А. Л. Ротач, инж. П. П. Степнов) во время капитального ремонта. (Большая Российская Энциклопедия. 1992)

Охраняется государством. Объект культурного наследия РФ.

Мост включён в «Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» как объект федерального значения на основании Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

Иоанновский мост знаменит тем, что является первым мостом Санкт-Петербурга, его история началась одновременно с историей города. Он соединяет на Петроградскую сторону и Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость .

Иоанновский мост – это один из двух мостов, пройдя по которому можно попасть на Заячий остров и в Петропавловскую крепость (второй мост – Кронверкский).

Иоанновский мост интересен еще и тем, что рядом с ним, на деревянной свае, находится еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга - счастливый заяц . Гости города, загадав желание, пытаются забросить монетку на маленькую площадку у его ног. Кому это удастся, того ждет удача, а задуманное желание обязательно исполнится.

Санкт-Петербург был основан в 1703 году и Петропавловская крепость стала первым сооружением нового города. Именно в это время и был построен первый мост, соединивший Заячий остров и Городовой (ныне Петроградский) остров. Мост назывался Петровым, это была деревянная наплавная переправа, расположенная на деревянных барках. (Барка – это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги) . Причем, на зиму переправу убирали и переправлялись по льду.

В 1706 году наплавной мост был перестроен в разводной, он располагался немного выше по течению Кронверкского пролива , состоял из двух деревянных разводных частей и опирался на деревянные сваи.

К концу 1730-х годов был сооружен Иоанновский равелин. В это время мост был перестроен в камне, он стал 16-ти пролетным и теперь был ориентирован на построенные Иоанновские ворота . У обоих берегов были сооружены дамбы в виде каменных арок, между которыми находилась деревянная часть на сваях. Мост длительное время разводили вручную и поэтому мобильные конструкции оставили легкими - деревянными.

После перестройки моста в 1887 году мост у присвоили имя «Иоанновский».

Ранее Иоанновским назывался мост, перекинутый через ров между Иоанновским равелином и бастионами Петропавловской крепости. В ходе строительных работ этот ров был засыпан, а имя «Иоанновский» перешло к Петровскому мосту, идущему от Иоанновских ворот до Троицкой площади.

Мост назван в честь старшего брата Петра Первого Ивана Алексеевича.

Самые масштабная реконструкция проведена в начале 1950-х годов. Иоанновский мост украсили красивые фонари и была обновлена ограда. Чугунная решетка украшена замысловатым растительным орнаментом, изображением двуглавых орлов, а также геометрическими фигурами - ромбами, овалами и окружностями.

Также Иоанновский мост обновили к 300-летию Санкт-Петербурга. Во время ремонта были использованы самые современные средства и методы, предохраняющие мостовые конструкции от негативного воздействия воды. Кроме того, реставраторы отремонтировали плафоны и восстановили кружево чугунных решеток, а на фонарях были воссозданы фигуры орлов. Обратите особое внимание на постаменты в виде обелисков, украшенных касками, копьями и двуглавыми орлами.

История создания Иоанновского моста неразрывно связана с историей города на Неве. При закладке на Заячьем острове новой крепости четко осознали, что необходима надежная переправа. Первый деревянный наплывной мост соорудили через Кронверкскую протоку. Новая переправа соединила Заячий и Городовой острова. Первое название моста – Петров, и длительное время он оставался единственным.

Мост – постройки 1705 года, он имел два разводных пролета, располагавшиеся на деревянных балках. Зимой сооружение убирали и переправлялись по льду. В 1706 году конструкцию заменили подъемной и перенесли чуть выше по течению.

Иоанновский мост

К 1738 году стало понятно, что крепость уже не будет участвовать в сражениях, и нет необходимости в дополнительных укреплениях. Мост опять подвергается перестройке: теперь он ориентирован на Иоанновские ворота. В 1760-х годах поверхность Петрова моста была вымощена булыжником, исключение составило только его разводное крыло. Переправа имела разделение на зону для пешеходов и проезжую часть.

В 1887 году мост перестраивают в очередной раз и переименовывают в Иоанновский, ориентируясь на название ближайшего равелина Петропавловской крепости.

«Новый старый» мост

В 1953 году состоялась масштабная реконструкция всех частей Иоанновского моста. Руководили работами инженер Павел Баженов и архитектор Александр Рогач. В этот период на мосту были установлены оригинальные фонари, реконструированы утраченные части чугунных решеток.

Следующий капитальный ремонт производился в 2001-2003 годах. При этом реставраторы заменили полотно мостовой и гидроизоляцию опор, произвели облицовку устоев и аркады. Внутренний полукруглый свод моста был усилен и покрыт химическим защитным составом, предохраняющим от негативного воздействия воды. Такое покрытие должно защитить мягкий известняковый свод от разрушения более чем на тридцать лет.

На воссозданных фонарях вновь восседают фигуры орлов, произведена замена поврежденных ламп и стеклянных плафонов. Восстановлено и обновлено кружево чугунных решеток. После реконструкции общая длина реконструированного Иоанновского моста составила 152 метра, ширина – 10 метров.