Парк красная пресня. Усадьба студенец Усадьба студенец и парк красная пресня

(Я) Усадьба Студенец (Трёхгорное ) - бывшая дворянская усадьба на территории ПКиО «Красная Пресня» в Пресненском районе Москвы по адресу: Мантулинская улица , владение 5.

Название усадьбы произошло от ручья Студенец, протекающего вдоль Красногвардейского бульвара , и от одноимённого колодца Студенец, славившегося прекрасной водой.

История

В XVIII веке загородный двор в Трёхгорном принадлежал потомкам князя М. П. Гагарина . Его внук князь Матвей Алексеевич в 1790 г. обустроил сад «в голландском стиле» с искусственными прудами, получившими известность как Гагаринские пруды. Потом усадьба перешла к княжне Анне Гагариной , вышедшей замуж за тайного советника графа Д. М. Матюшкина .

В начале XIX века «Студенец» принадлежал мужу их дочери Софьи графу Ю. М. Виельгорскому . В 1816 году их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н. И. Прокофьеву. Позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому и как приданое досталась дочери графа Аграфене , ставшей в 1818 году женой генерала А. А. Закревского .

В 1820-х и 1830-х гг. Д. И. Жилярди построил здесь для будущего московского генерал-губернатора дачу. Закревский распорядился украсить парк памятниками своим сослуживцам - героям Отечественной войны 1812 года (проект приписывается В. П. Стасову). Из их числа сохранилась только Тосканская колонна (некогда венчавшая её статуя Славы утрачена).

Современность

Обезображенный перестройками усадебный дом в начале XXI века занимала Галерея русской ледовой скульптуры . До 2011 г. усадьба являлась объектом культурного наследия федерального значения, после чего её статус был понижен до объекта регионального значения.

Главный дом усадьбы (выходит на Краснопресненскую набережную) с флигелями долгое время находился в полуразрушенном состоянии. В 2010 г. начались работы по его реставрации, в результате которых историческое здание было утрачено, а на его месте возводится новодел. В 2011 г. Правительством РФ из перечня охраняемых объектов усадьбы были исключены сохранившиеся части двух боковых флигелей постройки начала XIX в.

Уцелели парк с каналами, фонтаном и мостами (1970 гг.), садовый павильон-водокачка «Октагон» (в 1980-х передвинут на несколько десятков метров в западном направлении, так как западную часть парка с катком отдали под строительство второй очереди Центра Международной торговли), Тосканская колонна на острове. Парадные чугунные ворота усадьбы (вход с Мантулинской улицы) были воссозданы в 1990-х гг. по старым фотографиям.

Напишите отзыв о статье "Студенец (усадьба)"

Отрывок, характеризующий Студенец (усадьба)

Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.


Парадные ворота воссозданы в 1998 году

Историческая справка:

В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

"Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

Реконструированные административные здания и кафе

Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

Усадьба Студенец на стадии реконструкции

На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".

В Пресненском районе Москвы по адресу: Мантулинская улица , владение 5.

Название усадьбы произошло от ручья Студенец, протекающего вдоль Красногвардейского бульвара , и от одноимённого колодца Студенец, славившегося прекрасной водой.

История

В XVIII веке загородный двор в Трёхгорном принадлежал потомкам князя М. П. Гагарина . Его внук князь Матвей Алексеевич в 1790 г. обустроил сад «в голландском стиле» с искусственными прудами, получившими известность как Гагаринские пруды. Потом усадьба перешла к княжне Анне Гагариной , вышедшей замуж за тайного советника графа Д. М. Матюшкина .

В начале XIX века «Студенец» принадлежал мужу их дочери Софьи графу Ю. М. Виельгорскому . В 1816 году их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н. И. Прокофьеву. Позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому и как приданое досталась дочери графа Аграфене , ставшей в 1818 году женой генерала А. А. Закревского .

В 1820-х и 1830-х гг. Д. И. Жилярди построил здесь для будущего московского генерал-губернатора дачу. Закревский распорядился украсить парк памятниками своим сослуживцам - героям Отечественной войны 1812 года (проект приписывается В. П. Стасову). Из их числа сохранилась только Тосканская колонна (некогда венчавшая её статуя Славы утрачена).

Современность

Обезображенный перестройками усадебный дом в начале XXI века занимала Галерея русской ледовой скульптуры. До 2011 г. усадьба являлась объектом культурного наследия федерального значения, после чего её статус был понижен до объекта регионального значения.

Главный дом усадьбы (выходит на Краснопресненскую набережную) с флигелями долгое время находился в полуразрушенном состоянии. В 2010 г. начались работы по его реставрации, в результате которых историческое здание было утрачено, а на его месте возводится новодел. В 2011 г. Правительством РФ из перечня охраняемых объектов усадьбы были исключены сохранившиеся части двух боковых флигелей постройки начала XIX в.

Уцелели парк с каналами, фонтаном и мостами (1970 гг.), садовый павильон-водокачка «Октагон» (в 1980-х передвинут на несколько десятков метров в западном направлении, так как западную часть парка с катком отдали под строительство второй очереди Центра Международной торговли), Тосканская колонна на острове. Парадные чугунные ворота усадьбы (вход с Мантулинской улицы) были воссозданы в 1990-х гг. по старым фотографиям.

За Пресненской заставой находится один из не очень известных московских уголков, имеющий давнюю и тоже не очень хорошо разработанную историю. Это так называемая дача Студенец, на части территории которой находится теперь Краснопресненский парк. Сложная история переходов усадьбы из рук в руки изучена не полностью, и иногда приходится основываться на не подтвержденных документами свидетельствах современников или на столь же сомнительных данных москвоведов.

Название произошло от ручья Студенец, который вытекает из прудов, расположенных вдоль Красногвардейского бульвара, и от колодца Студенец, славившегося по всей Москве прекрасной водой.

В небольшом парке сохранились пруды строго регулярных форм – единственные такие в Москве, а также старинная липовая аллея и остатки когда-то богатого декоративного убранства бывшей здесь усадьбы: на одном из островков – памятник-колонна, поставленная на кубический постамент, украшенный мечами в ножнах и венками с четырех сторон.

Предполагается, что в XIV в. тут было село Выпряжково, принадлежавшее внуку Ивана Калиты серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, получившему прозвище Храбрый после Куликовской битвы. После его кончины вдова князя Елена Ольгердовна отдала земли церкви, и они стали собственностью Новинского монастыря.

На планах середины XVIII в. и даже позднее эти места назывались Гагаринские пруды: в начале века князю Матвею Гагарину и его сыну Алексею из вотчин Новинского монастыря были пожалованы земли, где князья устроили свой загородный двор на голландский манер, с прудами строгих геометрических форм, соединенных лабиринтом каналов.

Знатная фамилия Гагариных происходила от Рюрика и князей Стародубских, один из которых имел прозвище Гагара. Матвей Петрович Гагарин пользовался доверием Петра: он участвовал в суде над царевичем Алексеем, был назначен губернатором в Сибирь, где прославился совсем уж невероятными размерами взяток, кроме этого, он сообщал заниженные сведения о доходах от весьма выгодной торговли с Китаем, которые оседали у него в кармане, он даже умудрился утаить драгоценности, приобретенные для Екатерины. Его изобличил обер-фискал Нестеров, сообщил императору, и Петр решил в назидание другим жестоко наказать Гагарина – потомка древнего рода осудили на смертную казнь.

Он был повешен в Петербурге в июле 1721 г. перед зданием Юстиц-коллегии в присутствии Петра, высших сановников и его родственников, а через несколько лет на той же виселице окончил свою жизнь и его обвинитель...

Имущество князя было конфисковано – в Москве Гагарину принадлежал дворец на Тверской, московская достопримечательность, а также загородная усадьба, которую при Анне Иоанновне возвратили его сыну Алексею. Вкратце история переходов Студенца из рук в руки, которая стала известной после изучения архивных материалов, может быть изложена следующим образом: Студенец считался принадлежавшим Гагариным еще в 1790 г., но потом перешел как приданое к внучке князя Михаила Гагарина княжне Анне, вышедшей замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина. Впоследствии Студенец принадлежал их дочери Софье, бывшей замужем за графом Юрием Михайловичем Виельгорским. В 1816 г. их сын граф Матвей Юрьевич продал Студенец, купцу Н.И. Прокофьеву, а позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому, передавшему усадьбу как приданое дочери Аграфене, ставшей в 1818 г. женой героя Отечественной войны генерала А.А. Закревского.

Обычно о нем всегда упоминают в связи с его московским генерал-губернаторством, когда он, признанный в николаевское царствование «подтянуть» Москву, приобрел печальную известность из-за своих, мягко говоря, самовольных действий. Конечно, Закревский весьма неоднозначная фигура – не надо забывать, что он был храбрым боевым генералом, отличившемся в многочисленных сражениях начала XIX в. и в Отечественной войне 1812 г., а также крупным государственным деятелем, ставшим также в царствование Николая I финляндским генерал-губернатором и министром внутренних дел. Закревский считал Аракчеева «вреднейшим человеком в России», он состоял под надзором Третьего отделения, был против неоправданной жестокости по отношению к декабристам (хотя и подписал приговор им), преследовал либеральную интеллигенцию в Москве (за что и был прозван Чурбан-пашой), выступал против великой крестьянской реформы.

Возможно, что после женитьбы Закревский начинает обустраивать Студенец – тогда перестраивается главный дом, в парке появляются мемориальные монументы в память войны 1812 г., прудам придается строго регулярная форма. Исследователи предполагают, что для Закревского строил известный архитектор Д.И. Жилярди. Одноэтажный с мезонином деревянный дом со своеобразной смотровой вышкой на крыше стоял далеко от проезда, к нему от дороги вела длинная аллея. По сторонам от дома находились два небольших флигеля. На прудах было несколько островов, на них стояли памятники, в частности М.Б. Барклаю-де-Толли, А.П. Ермолову, Н.М. Каменскому (под его командованием служил Закревский, и он спас Каменского от плена в Аустерлицком сражении), П.М. Волконскому; Работы в усадьбе продолжались несколько лет: еще в 1828 г. А.Я. Булгаков сообщал в письме брату о посещении Закревского: «Граф Федор Андреевич показывал мне дом; славно отделан, т.е. расписан, ибо мебелей еще нет, кроме книг в кабинете А.А. (Закревского звали Арсений Андреевич,– Авт.), откуда прекраснейший вид. Такой дом хорошо бы иметь и среди столицы. Расположен он хорошо и обширен, все любовались чистотою».

По словам мемуариста Ф.Ф. Вигеля, Студенец приобрел большую известность среди жителей Москвы: «Слово загородный дом состарелось для москвичей, его начало заменять слово дача. Вот, кажется, от чего дача Закревского, во что переименовали Трехгорное, как бы волшебством всех привлекала. Все другие гульбища брошены, опустели. Новый владелец действительно хорошо изукрасил сие место. От больших ворот шла прямая, широкая и длинная аллея для экипажей, с двумя боковыми узкими для пешеходов до главного дома над самой рекой. С обеих сторон сих аллей было по три острова, четвероугольных, (равной величины, разделенных между собою вновь прокопанными канавами, тогда еще с чистою, проточною водой, и соединенных деревянными мостами. Каждый из сих островов был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский находился,– Каменского, Барклая, Волконского и других. На каждом, посреди густоты деревьев, находился или храмик, или памятник сказанным воинам. Необыкновенная, нового рода правильность, напоминающая нечто фрунтовое. Самая чистота, в которой все это было содержимо, как бы заимствована была у аракчеевских военных поселений».

Можно привести здесь еще несколько писем Булгакова, которые живо рисуют дачу Студенец во времена Закревского. Вот письмо от 2 июля 1826 г.: «Я пишу тебе сии строки у Закревского. Не дают писать; входит то один, то другой, а Закревский в сад зовет. Вечер бесподобный, тихо. Этот сад точно Венеция, mis en jardin; на одном острове есть славный монумент князю Волконскому с надписью: князю П.М. Волконскому в знак моей дружбы и уважения. Ай да Закревский! Есть монумент графу Н.М. Каменскому, но я его еще не видал, не весь сад обходил». Еще письмо от 8 июля 1829 г.: «Кажется, и рано отправился я сегодня к доброму Закревскому, но не рано вернулся домой. На дачу явился в 8 часов; сказали, что почивает. Я пошел бродить по прекрасному саду: absolument Venise en jardin, все посмотрел и рад, что после декокта всего много походил... Закревский все мне сам показал, даже таскал на кузню и в винный погреб! после пошли в сад опять, он на Лидином острову в честь дочки посадил при мне каштан, выкопал сам яму и пр. ...Ну уж дом, вид, чистота, расположение, вкус, прелесть!!».

Еще письмо 19 июля 1829 г.: «Весь вчерашний день провел я у Закревского. Обедало человек с 30... Пили здоровье Лидиньки (дочери его тогда исполнилось три года. – Авт.), поиграли кто во что горазд. К 7 часам стали съезжаться новые лица... Пили чай на Лидином острову, потом пошли в дом, и начался бал... Ездили на иллюминованных лодках, объехали все иллюминации, ужинали. Время было так хорошо, что мы из дому пошли пешком до заставы. Славно повеселились, хозяин был очень мил и весел, за всеми ухаживал».

Когда усадьба перешла к следующему владельцу, точно не известно, но это произошло после отставки Закревского с поста министра внутренних дел в 1831 г., когда он продал ее П.Н. Демидову. В сентябре 1832 г. А.Я. Булгаков сообщает брату в Петербург: «Закревского поздравляю от души со славною продажею. Ему клад Бог дал. Тративши такую сумму как 400 т., даже и богач, как Демидов, захочет иметь дачу по вкусу своему, а не по вкусу другого. Что Закревскому нравится, может не нравиться Демидову, наприм. отрадны для сердца благодарного и любящего Закревского монументы Каменскому, Волконскому, Ермолову, а Демидов может быть уничтожит их... Я чрезмерно радуюсь, что Закревский сбыл так славно эту дачу, которая бы еще более его завела в издержки».

Павел Николаевич Демидов (1798–1840), наследник громадных богатств, известен в истории русского просвещения учреждением самых почетных в России премий, которые так и назывались – Демидовские: он, начиная с 1831 г. до своей кончины, вносил в Академию наук каждый год 17 апреля по 20 тысяч рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5 тысяч рублей на их издание. П.Н. Демидов, как и многие представители этой знаменитой фамилии, был известен своей благотворительностью: вместе с братом Анатолием (который купил в Италии княжество Сан-Донато и был женат на племяннице императора Наполеона I) основал в Петербурге Демидовский дом призрения трудящихся и первую в России детскую больницу.

Таким же актом благотворительности, о котором сейчас мало кто знает, был подарок государству в начале 1834 г. усадьбы Студенец. Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, а в следующем году она разрешила Обществу любителей садоводства открыть там школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников», в которой 20 постоянных вакансий были закреплены для питомцев Воспитательного дома, вообще же в школу предполагалось принимать «бедных питомцев свободных сословий или пансионеров из разных званий». В ней было два класса, в которые могли «поступать малолетние от 12 до 16 лет», учившиеся в школе в продолжение пяти лет. В летнее время на даче отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц.

Школа садоводства устроила обширные цветочные питомники (особенно много сделал для школы садовод Эрнест Иммер и его сын Александр), славились штамбовые розы высотой более сажени, а коллекция студенецких георгин неоднократно получала на выставках первые премии, в оранжереях росли персики и виноград, в саду было 15 сливовых и 60 разновидностей грушевых деревьев.

Студенецкая школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, как она официально называлась, просуществовала до большевистского переворота и подготовила много опытных садоводов, работавших по всей России.

Издавна, по крайней мере с середины XVIII в., Студенец был известен своими гуляньями, в особенности на Иванов день, когда сюда, на Три горы, съезжались со всей Москвы. Вот что сообщала газета «Московские ведомости» в июне 1757 г.: «...к находящемуся там известному князя Гагарина дому, за множеством карет в близость подъехать, а у прудов за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». Через год в той же газете (она была, впрочем, в продолжение многих лет единственной в Москве) сообщалось, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина». Московский старожил Елизавета Петровна Янькова вспоминала: «Точно также было время, когда посещали дачу князя Гагарина за Трехгорною заставой, то, что теперь называется Студенец, а тогда называли Гагаринские пруды. Туда тоже съезжались на гулянье, были разные забавы: ходили по канатам, представляли разные фокусы, играла музыка, были песельники, пускали фейерверки».

И в XIX в. это место также привлекало посетителей. По праздникам дача Закревского была открыта для посещения, в ней давались различные представления. Так, 19 августа 1828 г. «на прекрасной даче генерала Закревского» происходил запуск воздушного шара, на котором женщина-аэронавт госпожа Ильинская «неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много»,– но т.к. удовольствие было платным, «не многие любопытствовали вблизи; прочие покрывали одну из Трех Гор, господствующих над сею дачею».

И в то время, когда тут находилась школа садоводства, в «Студенце» собирались посетители: в 1855 г. объявлялось, что «на даче Студенец за Трехгорной заставой сего 8-го числа июля месяца дан будет большой музыкальный вечер хорошим оркестром... сад будет иллюминован разноцветными фонарями; начало в 6 часов. Цена за вход на остров 25 коп. серебром с персоны. В отлично отделанной и роскошно омеблированной галлерее можно получить полный ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ и порцион и вина из иностранного погреба Бауэра... В воскресенье, 12 числа, будет пущен АЭРОСТАТ-ВЕЛИКАН».

Летом каждое воскресенье в Студенце «бывает гулянье, музыка, катанье на катерах по излучистым каналам сада, а вечером сжигают фейерверк». В саду показывали разные панорамы и стояла таинственная палатка с замечательною надписью: «Здесь живет женщина-невидимка».

Студенец славился своей водой – Студенецким колодцем, над которым в 1818 г. возвели Октогон – небольшое сооружение, в плане представляющее восьмиугольник (откуда и название), с четырьмя сливами для воды и с четырьмя входами внутрь. Чертежи этого небольшого, но монументального сооружения подписаны известным архитектором Доменико Жилярди. В 1973 г. Октогон передвинули от проезжей части улицы, и он оказался на каких-то грязных задворках, слева от входа в парк.

Студенецкая вода очень ценилась в Москве, отсюда ее возили тогда, когда москворецкую воду было невозможно употреблять – во время паводка, состоятельные же люди всегда посылали водовозов за ней, студенецкую воду всегда использовали производители искусственных минеральных вод, а когда императорский двор имел пребывание в Москве, то воду также брали из Студенца. По воспоминаниям сына знаменитого писателя М.Н. Загоскина, он любил приезжать сюда: «...Он ездил единственно в целью напиться холодной знаменитой ключевой воды».

В советское время разрушение бывшей усадьбы интенсивно продолжалось – ее в 1931 г. передали фабрике «Трехгорная мануфактура», потом устроили «парк культуры и отдыха», для которого по красной линии улицы в 1955 г. построили Дом пионеров Красной Пресни по проекту архитектора А. Рапопорта, а в последнее время возведены центр международной торговли, выставочный комплекс и прочие строения – хозблоки, спортивные сооружения, врывающиеся в сам парк, дренажная система которого гибнет.

evge_chesnokov wrote in December 2nd, 2013

В окружении современных небоскрёбов на берегу Москвы-реки находится парк культуры и отдыха «Красная Пресня» (в прошлом - усадьба Студенец). В XIX веке усадьба считалась шедевром садово-парковой архитектуры. Наши современники гуляют вдоль каналов по аллеям, где совершали променад Александр Пушкин, Денис Давыдов, Евгений Баратынский…



Официальная схема современного парка:


Вход. 1927-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/67260


Вход. 1950-1960 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/1477


Парадные ворота воссозданы в 1998 году

Историческая справка:

В XIV веке здесь лежало «село Выпряжково на Студенце», принадлежавшее внуку Ивана Калиты, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Двор его находился поблизости - на «Трех горах».

"Каждый сантиметр огромного (16,5 гектаров) заповедного парка дышит историей. В начале XVIII века на берегу ручья Студенец располагался загородный дворец князей Гагариных. Вода из Студенца обладала такой целительной силой, что хозяева усадьбы возвели колодец, из которого все страждущие могли утолить жажду.

Позже, уже в XIX веке, новый хозяин усадьбы «Студенец» Арсений Закревский - генерал-адъютант Александра I и герой Отечественной войны 1812 года, провёл реконструкцию территории. Автором новаторских идей стал выдающийся архитектор Доменико Жилярди. Усадьба производила такое впечатление на современников, что её заслуженно называли «абсолютной Венецией в садах».

Потом многое изменилось. К сожалению, в советский период парк потерял свою первоначальную прелесть. Многие скульптуры и несколько прекрасных садов бесследно исчезли. Но сегодня ведётся постоянная, бережная и кропотливая работа по восстановлению утраченного. Так возвращается долг истории и москвичам,"- сообщает официальный сайт парка http://p-kp.ru/

Справедливости ради необходимо уточнить, что беды Студенца начались не в советский период, а задолго до революции. И усадьба, и Сад Студенецой школы садоводства изрядно обветшали на рубеже XIX-XX веков. Согласно докладу комиссии, "постройки найдены в крайне неудовлетворительном состоянии. Владения не огорожены, открыт доступ бродячему люду. Одно из зданий вследствие ветхости необитаемо." В разные годы имение страдало от пожаров и наводнений. По состоянию на 1908 год, главный дом усадьбы был разрушен, но сохранялись флигели, часть каналов была засыпана, остров занимали теплицы и оранжереи. В 1915 году школу садоводства собирались передислоцировать аж в окрестности города Сочи, а территорию усадьбы приспособить под промышленные нужды.

Этим планам помешала Первая мировая война и революционные катаклизмы. После революции приусадебный парк стал местом отдыха рабочих и их семей. Основательно за возрождение парка взялись в 1930-е годы, ликвидировав железнодорожную ветку, ведущую к Трёхгорной мануфактуре. В 1932 году на месте усадьбы Студенец и Сада Студенецой школы садоводства был создан Парк культуры и отдыха «Красная Пресня» с концертной эстрадой, аттракционами, детским городком, лодочной пристанью. Праздничные народные гуляния завершались фейерверками на воде. Идеализировать сталинскую Москву тоже не надо - по соседству находились огороды, свалки и пустыри.


1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84424
Портрет И.В.Сталина из ковровых цветов (Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" Москва). Выполнен по эскизу и под руководством художника-декоратора А.Беляева. Журнал "Огонёк" №47 ноябрь 1951

По Генплану реконструкции Москвы 1935 года территория включалась в состав огромного Краснопресненского парка от Камер-Коллежского вала до линии Белорусской железной дороги (при этом Ваганьковское кладбище было бы уничтожено). Как вариант, планировалось создание в Студенце Гидротехпарка с каналами, шлюзами и другими сооружениями. Эти идеи похоронила новая война - Великая Отечественная. К Трёхгорке снова проложили железнодорожные пути.

Хотя проекты обустройства парка и воссоздания исторической усадьбы возникали и в 1960-е, и в 1970-е годы, работа над реконструкцией главного здания началась лишь в 2006 году и должна завершиться во втором квартале 2014 года. Кажется, строители не особо спешат (не олимпийский же объект), и сроки окончания могут передвинуться.

Название усадьбы на берегу Москвы-реки произошло от ручья Студенец. До проведения в Москву Мытищинского водопровода в колодцах на Трёх Горах была лучшая в городе питьевая вода, за которой богатые люди присылали водовозов даже за несколько километров.


Павильон «Октагон», 1904 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/11041

На Мантулинской улице сохранился колодезный павильон "Октагон", построенный в 1820-е годы знаменитым архитектором Доменико Джилярди в стиле ампир. Павильон декорирован в древнеримском духе времён первого римского императора Августа и увенчан небольшим куполом. Сооружение получило название от латинского слова, означающего восьмиугольник.

На стенах находились бронзовые львиные маски, из пасти хищников вытекала природная ключевая вода. Примерно в 1974 году маски демонтировали, а в 1975 году в связи с перепланировками территории павильон был передвинут при помощи лебёдок и сейчас его можно увидеть в сквере возле Центра международной торговли.

В 1955 году на месте снесённых построек школы садоводства открылся новый кинотеатр "Красная Пресня" (архитектор А.Рапорт). Согласно Постановлению Правительства Москвы, в 2001 году здание ставшего нерентабельным кинотеатра было передано в аренду "под просветительско-развлекательную деятельность" Международному фонду развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Сейчас на нём нет вывесок, на фасаде сохранились оригинальные лепные украшения, фонари возле входа, хотя само здание со временем зачем-то было перекрашено из светло-жёлтого в мрачновато-коричневый цвет.

Реконструированные административные здания и кафе

Напротив входа в парк установлен памятник Ленину

Усадьба Студенец на стадии реконструкции

На баннере размещена необходимая информация о строительстве, а на заборе - полезный текст об истории усадьбы Студенец (который был использован при составлении текста этого сюжета).


Фонтан, 1987-1990 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95107

На острове сохранилась Тосканская колонна, постамент которой украшен мечами в ножнах и венками. А вот скульптуры полководцев - героев войны 1812 года,- созданные по проектам В.Стасова, утрачены. Эти памятники были установлены в 1820-1830 годах по инициативе тогдашнего владельца усадьбы графа А.А.Закревского. Каждый из островков парка был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский служил: Каменского, Барклая, Волконского.

До недавнего времени в парке находилась галерея Русской ледовой скульптуры с постоянной круглогодичной экспозицией. Чтобы летом посетители не замёрзли, на входе выдавали тёплые шубейки.

Среди многочисленных культурных событий, проводившихся в парке "Красная Пресня", запомнился фестиваль "Улица истории": перед горожанами предстали российские воины разных эпох, доминошники за кружкой пива, диссидент-самиздатовец и другие персонажи из давнего и недавнего прошлого.

Перед концертной эстрадой - танцевальная площадка, в парке работают балетные и танцевальные кружки. А с этническими иноземными танцами можно ознакомиться на фестивале "Латинофест".