Отчеты о походах по реке кубань. Водный туризм краснодарского края

Если вам надоели скучные серые будни, монотонный пейзаж за окнами, и вдруг захотелось глотнуть свежего воздуха, набраться новых впечатлений, познакомиться с интересными людьми, прикоснуться к настоящей живой природе – отдыхайте с нами на Кубани!

К вашим услугам база отдыха, домики, сауна, бильярд, водный поход по реке на рафтах и байдарках. Посещение термальных источников.

А если вы любите экстрим, хотите почувствовать, как вас захлестывают волны адреналина, выложить ролик о своих приключениях в Ютубе – отправляйтесь с нами путешествовать по бурным перекатам в верховьях!

Наш поход начинается на базе отдыха «На солёном» в пойме реки Кубань в С. Кочубеевском.

Наша карта и указатели на улицах села приведут на базу где Вас встретит персонал и инструктора, разместят по необходимости в домиках и определят авто на стоянку. Для тех кто остаётся на базе отдыха – прогулки по пойменному лесу Кубани, рыбалка настольный теннис, бильярд, настольный футбол, сауна, мангал дрова, беседки. Организуем посещение термальных источников в с. Казьминском и х. Беловском.

Для собравшихся сплавляться инструктор похода выдаст снаряжение проведёт инструктаж, заполнит маршрутный лист, разместит в автотранспорте. Автобус Вас доставит к началу маршрута.

Поскольку мы описываем весь маршрут, в описании мы укажем контрольные места, где можно начинать и заканчивать путешествие. Условия, по которым определяются контрольные места возможность подъезда автотранспорта к реке.

И так начало: х. Садовый под Черкеском достаточно бурный характер реки и очень красивые скалы и лес в балке Ямал – Джалги и Беломечетской возвышенности.

Если вы любите историю– можно устроить на лодках экспедицию в балку Яман-Джалга, где столетия назад проходил Великий Шелковый путь, и где по легендам закопаны сокровища Батыя, Чингиз-Хана и других древних полководцев. В районе Беломечетской возвышенности – настоящий рай для археологов.

На высоком правом берегу можно увидеть уникальные выходы на поверхность пластовых пород среднего и верхнего сармата. Миллионы лет назад здесь плескались волны океана, а затем Сарматского моря. В скалистых отложениях и грунте ученые до сих пор находят окаменевшие останки динозавров, первобытных рыб и ракушек, позвонки китов и акул.

Пройдя мост в ст. Беломечетской до моста х. Усть – Невинский течение реки в основном спокойное но очень много завалов где можно перевернуться, нужно быть очень внимательным.

От х. Садовый до х. Усть – Невинский 4-6 часов по высокой воде.

Наиболее интересный вариант: поход от х. Усть – Невински до Невинномысска (до моста, слияние рек Б. Зеленчук и Кубань) или до головного сооружения Невинномысского канала.

Здесь характер сплава резко меняется, русло реки сужается прижимы, пороги в течении 2-3 часов с остановками. Очень нравится начинающим туристам.

Для дальнейшего похода необходимо перенести рафты через плотину (метров сто).

Кипящая на перекатах в верховьях, бурная Кубань смиряет свой бег и дальше течет размеренно петляя среди столетних лесов и обрывистых берегов. С высоты птичьего полета Кубань выглядит здесь бесконечной серебристой извилистой лентой. А вдоль берегов и пустынных островков удивляет обилием полевых цветов, дикой растительности, вековыми дубами, лиственницами, тополями.

И, если вам по душе спокойный и размеренный сплав по непролазным почти амазонским «джунглям» тихих заводей и проток, - путешествуйте в среднем течении. Это лучший участок, для семейного отдыха и отдыха с детьми.

В конечной точке туристов ожидает транспорт который доставит Вас на базу отдыха «На солёном» где можно отдохнуть попариться в бане, пожарить шашлыки. А также можно посетить термальные источники в с. Казьминском и х. Беловском.

Информацию о посещении термальных источников вы можете просмотреть на сайте: belovski.my1.ru

Водный спортивный поход по Кавказу 3 КС, сплав по рекам Большо Зеленчук, Кубань и Аксаут. Поход состоялся летом 2017 года. Задача на поход — покатать новые реки, получить опыт прохождения технически трудных кавказских порогов, включая слаломные навыки при трудном маневрировании. Во время похода на всех трёх реках был очень высокий уровень воды. Поход не обошёлся без ЧП, и отметился оверкилем перед порогом «Пушка» на реке Большой Зеленчук, а так же массовым оверкилем катамаранов в пороге «Аманхыт» на реке Кубань.

Сплав по реке Большой Зеленчук

Сплав по реке Большой Зеленчук — это активное захватывающее мероприятие. Река берёт начало высоко в горах Северного Кавказа, выше посёлка Архыз. Длина реки более 100 км, большая часть которых бурная и порожистая. Пороги здесь до 4 КС (порог «Пушка», «Четвёртый взрывной»), при этом они трудные при любом уровне воды. При понижении уровня воды появляются обливные камни, валуны, усложняется лавировка. При повышении уровня воды образуются огромные пенные котлы, высота валов возрастает до 2 метров и более.

Сплав по реке Большой Зеленчук отличается разнообразием препятствий, порогов и окружающих видов. Обстановка постоянно и стремительно меняется. Долина реки то расширяется, то сужается в каньоны. Сплав возможен на катамаранах, рафтах, байдарках, каяках. Большинство порогов возможно осмотреть с берега и обнести.

Мы своей группой из 10 человек добирались до реки почти двое суток. Приехали ночью, в полной темноте и под дождём ставили лагерь, быстро ели и отдыхать. Были уверены, что встали на пороге «Пушка». Из-за постоянных дождей, вода в реке поднялась очень высоко, на 1,5-2 метра выше нормы. По этой причине местные архызские ребята, катающие народ на рафтах, временно приостановили свой бизнес.

На утро для раскатки решили сначала пройти нижний участок реки и только потом забрасывать в верховья. Думая, что стартуем от «Пушки», стартовали перед «Четвёртым взрывным» порогом, тоже, нужно отметить, довольно трудным. Зайдя в него вот так с ходу, без разминки, я сразу растянул правое плечо, так как грести там пришлось очень сильно. Один каякер отстрелился, затем в крупной бочке заварила кат-четвёрку. Тазик в итоге выловили только через несколько километров на отмели.

Пройдя нижний участок, адреналина и экстрима многим хватило сполна, но самые отчаянные решили сразу после этого заброситься в верховья и пройти ещё раз реку от начала и до конца. Что и было сделано двумя экипажами двойками. По пути в Архыз, мы поняли, что стоим не на «Пушке», и что самый трудный порог ещё впереди. В итоге, стартовав от Архыза, прошли весь верхний участок до "Пушки«,поняли и ощутили на себе в полной мере, что такое большая вода во время сплава по реке Большой Зеленчук! Валы такой высоты, что веслом не всегда достаёшь воды. Бочки приходилось пробивать с такой силой, что гнулось весло и трещали жилы. Было несколько прижимов, где приходилось сильно подтягиваться. Кульминацией конечно стала «Пушка», где несколько раз веслом на валу просто не дотягивались до воды. После этого нижний участок проходился второй раз уже как на прогулке. Вот что значит — всё познаётся в сравнении.

Оверкиль и спас. работы на воде

После оверкиля катамарана-четвёрки на входе в порог «Пушка», двоим участникам пришлось более километра идти самосплавом, после чего их вынесло на небольшой остров на отмели, заваленный топляком. Одного участника пришлось спасать из под завала, куда его затянуло течением. Пережитый сильный стресс не позволил продолжить сплав и людей пришлось переправлять на берег с помощью верёвки.

Сплав по реке Кубань

Сплав по реке Кубань может служить хорошей раскаткой перед сплавом по более трудным рекам Кавказа. Пороги на реке Кубань локальные, между ними на быстром течении попадаются места, требующие внимания, но в целом ничего серьёзного, что требовало бы осмотра и не шлось бы с воды. Один из наиболее интересных и естественных препятствий на реке — порог «Аманхыт» 3-4 КС. Порог отличается необходимостью лавировать между валунов в русле, содержит высокие сливы, несколько сильных бочек, высокие валы, особенно трудные в большую воду.

Сплав по реке Аксаут

Переехав на реку Аксаут, мы устроили днёвку. Предыдущие несколько дней сплава, насыщенные событиями, адреналином, оставили отпечаток и на внутреннем состоянии и на снаряжении, и всё нужно было привести в порядок перед сплавом по Аксауту. Во время дневки каждый занимался своими делами, я же пытался ловить рыбу удочкой. Стоит сказать, что до этого я никогда не ловил рыбу на Кавказе. Перед поход попытался узнать предпочтения местной форели, в основном пишут, что ловят на насекомых, я же взял привычный спиннинг с некрупными приманками, вращалки и колебалки с узким лепестком. Часа полтора ходил вдоль реки, но всё безуспешно. После была пешая экскурсия на один из водопадов, спрятанный глубоко в ущелье, заросшем всевозможной растительностью. Вечером был плов из барана и баня.

Сплав по реке Аксаут отличается особой трудностью. Река в целом не широкая, с большим количеством подводных камней, обливняков в русле, валунов по берегам. При этом Аксаут имеет резкое падение, до 10 м падения высоты на 100 м реки, течение здесь очень сильное. Кроме камней, в русле встречаются прижимы, расчёски из нависающих деревьев, поваленные в воду стволы деревьев, завалы в узких местах — все эти препятствия нужно видеть и обходить. Весло нельзя отпускать ни на миг, постоянно контролируя ход. Лавировка очень трудная, в одно мгновение можно налететь на камень и перевернуться. Идти самосплавом Аксаут — дело крайне не желательное. На берег можно вылезти с ног до головы синим от ударов о камни.

Мы сплавлялись по Аксауту от аула Красный Карачай, выше моста. Уровень воды был высокий из-за дождей, от этого скорость и мощь воды стала ещё больше обычного. Приходилось лавировать влево-вправо, постоянно обруливая камни. Старались проходить реку аккуратно, обходя по возможности те препятствия, которые можно было бы и прыгнуть. Сплав по Аксауту — это бесценный опыт, здесь приходится применять весь арсенал водника, все возможные ходовые и управляющие гребки, заколы, подтяжки, активно приходится работать корпусом. Именно поэтому сплав по реке Аксаут выбираю опытные команды для раскатки перед походами на самые трудные и опасные реки Кавказа.

Фин. помощь каналу

Фотографии

При сплаве по маршруту и прохождении препятствий использовалась лоция (п. 11 отчета) уровень воды соответствовал лоции. Детальное описание порогов в п 1.3.

Дни 1-2 (30.04-01.05). Пезд.

В пятницу вечером сели в поезд и поехали, ехать надо было долго, больше суток. В субботу днем мелкий ремонт снаряжения, пиво и т.п.

День 3 (02.05). Заброска, стапель.

02:00.Вылезли из поезда в г. Невинномыске. Нас уже ждали заранее заказанные автобус и грузовик для рюкзаков, (заброска была совместной с другими отделениями школы, 39 человек). По идее надо было заехать в Черкесск и поставить печать на список группы в местном погранотряде. Однако послушав рассказы соседних групп и проанализировав ситуацию, мы решили туда не ехать и печати не ставить. Рассказы сводились к тому, что ждать придется до 2-3 часов дня, а нам потом еще 5 часов ехать. Все это могло обернуться потерей времени в сутки, и мы решили в погранотряд не ехать.

02:30.Выехали с ж/д станции на автобусе и грузовике. Ехали без происшествий, милиция по дороге к нам не цеплялась. По дороге (утром) просматривали некоторые участки реки.

07:30.Приехали к месту стапеля, на 1 км ниже слияния речек Учкулан и Уллу-Кам (чуть ниже поселка Учкулан), между 46-м и 45-м км. Встали 1 км ниже.

08:50.Завтрак, потом стапель.

13:00.Обед. Подъехал местный участковый (с коллегами), поздоровался и сказал, что надо было заехать в Учкулан и отметиться у него, а вот печать погранзаставы Черкесска (ее у нас не было) ему совсем не нужна. К участковому не поехали. Обошлось.

14:00.После обеда часть группы (те, кто отстапелился к этому времени) пошли в радиалку на гору Эль-Баши. Цель - дойти до снежника.

16:50.Путь до снежника продолжили только двое (Мулач и Кочетков), остальные повернули обратно.

19:15.Вернулись ребята со снежника, притащили бутылку снега.

19:30.Ужин. Пригодилась бутылка со снегом (холодная и чистая вода).

23:00.Начали разбредаться по палаткам.

День 4 (03.05). Сплав.

07:30.Подъем, завтрак.

08:30.Начало сборов.

10:00 - 11:00.Занятия по плану школы: отработка переправы через реку (по серьезному, со страховкой двумя морковками, и т.п.)

12:00.Обед и окончание сборов.

13:30.Поплыли.

13:45 В небольшом порожке кильнулся «Скаут». Поймали, пошли дальше

14:30.Прошли мост. У моста стояли 5 мин.

15:00 Прошли висячий мост.

15:13.Зачалились перед мостом в а.Карт-Джурт. Просмотрели шеверы.

15:35.Прошли удачно.

15:50.Подвесной мост.

16:00 - 16:10.Перекур с чалкой на отмели справа.

16:15 - 16:20.Обливные камни между бетонными стенами перед мостом. Чуть ниже Эльбрусского. Прошли вдоль ЛБ.

16:35.Остановились на правом берегу, ниже рудника или шахт (таких полуразрушенных домов) для ночевки.

20:00.Ужин. После ужина «в гости» приехало двое местных ребят. В общем, нормальные ребята оказались, разговаривали до 2 ночи, потом дежурили.

День 5 (04.05). Слав.

08:00.Подъем, завтрак.

11:00.Вышли.

11:40 Прошли мост.

11:45.Зачалились. Ошиблись, думали Даутская шевера, оказалось - нет.

12:15.Подошли к Даутской шевере. Встали на ПБ, на каменной отмели перед мостом. Просмотрели шеверу.

12:55 Начали прохождение: катамараны, скаут, каяки. Фотографировались.

13:45.Встали на левом берегу на «полочке». На противоположном берегу, в 2-х километрах - нарзановые источники. Погода портится, начался дождь. Дров навалом. Некоторые особо буйные пошли за нарзаном, потом одумались и вернулись. Народ из соседнего отделения решил идти до победного. Возвращение этого народа мы наблюдали в полвосьмого вечера. Мы поняли, что «человек, измученный нарзаном» - это человек, который 4 часа ходил под дождем и по грязи до нарзанного источника.

День 6 (05.05). Сплав.

07:40.Подъем, завтрак.

10:05.Вышли.

10:15.Встали для просмотра 2-го взрывного порога на правом берегу. Порог смыло! Ну не то что бы совсем, но прохождение упростилось.

10:45.Прошли то, что осталось от порога, сделали пару снимков.

11:25.Привал.

12:00.Подошли к Аманхиту. Ориентир, на который не ссылалась ни одна из изученных лоций: перед порогом наверху хребта с левого берега видна опора магистральной ЛЭП. При ее возникновении лучше зачалиться на правый берег и пойти посмотреть место для перечалки

12:00 - 13:30.Просмотр порога.

13:30.Встали на обед.

15:00.Начали прохождение порога. Каноэ решило не идти. Тактика прохождения 1-ой и 3-ей ступени: на взаимостраховке проходят 2 катамарана и встают на страховку после ступени, потом проходит 3-й катамаран и тоже встает на страховку, потом проходят скаут и каяки. Тактика прохождения 2-ой ступени: экипажи скаута, каяков и каноэ организуют страховку морковками с берега и фотосъемку, проходят катамараны и встают на активную страховку, потом идут скаут и каяки. Жизнь внесла свои коррективы: на второй ступени третий кат с Алексеем Дугиным и Андреем Рагозиным. попал под «расческу» на ПБ за второй ступенью. В результате: Андрей поплыл самосплавом вниз, за ним пошло два катамарана (один наш и один соседнего отделения), а Алексейостался с катамараном на камне за «расческой». Однако Андрей сам довольно быстро выбрался на берег и вернулся на свой кат. Ушедшие каты встали на страховку перед третьей ступенью. Больше аварийных ситуаций на этом пороге не было.

17:05 Встали на ночлег сразу за порогом, на полке ЛБ.

24:00.Угомонились и уснули.

День 7 (06.05). Дневка, занятия..

08:15.Подъем, завтрак.

09:35.Занятия по плану школы: организация страховки и прохождение препятствий на базе порога Аманхит. Переправились на правый берег и обнесли порог по шоссейной дороге.

10:40.Начали повторное прохождение порога Аманхит.

11:50.Все прошли благополучно.

12:00 - 13:20.Катались на каяках у лагеря

13:50Обед. После обеда одна часть группы отсыпалась, а другая - пошла в небольшую радиалку на вершину, под которой мы стояли. Туда ведет хорошая тропа, поэтому поднимались недолго, минут 45. с вершины открывается красивый вид почти на весть порог Аманхит.

18:00.Все собрались в лагере. Началось глобальное безделье… хорошо…

19:30.Ужин.

24:00.Засыпаем.

День 8 (07.05). Сплав.

07:00.Подъем, завтрак.

09:10.Вышли.

10:10.Подошли к «1-му Каменомостскому» порогу. Просмотрели. Решили изменить тактику прохождения и состав экипажей судов. Обнести все вещи, каноэ и 1-й катамаран, у которого после Аманхита полетели 2 кницы. Каякеры решили стартовать с середины порога с ПБ. В результате порог прошли усиленные экипажи 2-го (Федоров и Харьков) и 3-го (Дугин и Медведев) катамаранов и скаут в штатном составе.

12:00.Начали прохождение. На страховке 1-й катамаран и «морковки». Каты прошли успешно,«Скаут» перевернулся почти на выходе из порога, спасли быстро.

12:30.Подошли к Желобу (2-й Каменномостский). Посмотрели. Идти порог решили усиленными экипажами: 2-й (Федоров и Харьков) и 3-й (Дугин и Медведев) катамараны. Причем пойти решили не разгружая катамараны. Страховали снизу порога всеми обнесенными судами.

13:40.«Желоб» прошли.. Порог смотрится страшновато, но на самом деле это спецэффекты. Технически прохождение не сложное, надо просто постоянно держать судно по центру порога.Встали на обед под «Желобом».

15:10.Вышли. О следующем участке пути надо сказать особо. Вроде все именные препятствия закончились, и нам надо было проплыть 30 км. участок до станицы Красногорская, куда на следующий день был заказан транспорт. В общем этот участок особенно не дал расслабиться: на поворотах прижимы, валы, иногда бочки. Видели как одну четверку из соседней, рязанской, группы держало в прижиме минуты 2. Плюс ко всему не очень дружелюбное население: пару раз со скал кидались камнями весьма неплохого размера.

18:30.Пришли к месту антистапеля, на ЛБ сразу за мостом в Красногорской, ну и стали антистапелиться.

20:20.Подъехал местный участковый, сказал, что могут придти всякие отморозки в гости и, на всякий случай, оставил номер своей мобилы. Решили по очереди дежурить до утра.

День 9 (08.05). Выброска.

07:00.Подъем, (кто спал), завтрак. Собираемся, упаковываемся.

11:15.Подъехал наш транспорт, погрузились и поехали.

14:30.Мы в Невинномысске, на вокзале. До поезда 6 часов. Сходили в баню, на рынок, и т.д.

20:15.Сели на поезд и поехали домой.

Дни 10-11 (09.05-10.05). Поезд.

Больше суток ехали в поезде и приехали в Москву 10-го мая в 5:30 утра. На этом поход закончился.

Расписание тура

Первый день
Маршрут стартует в поселке Хурзук. Туристы знакомятся, разбивают лагерь. После подробного рассказа о маршруте и инструктажа - ужин и ночевка.

Второй день
Старт сплава. Вместе с инструктором туристы отрабатывают технику, обучаются правильному причаливанию. Обед - на суше. Вторая ночевка в районе каньона Аммонит.

Третий день
Прохождение порогов каньона Аммонит. Здесь рафтеров ждут пороги четвертой категории сложности, после которых сложность маршрута снижается. Проход через каньон Каменномостский - первая, вторая и третья сложность маршрута.
После прохождения Каменномостского, рафты по суше переносят через порог Желоб, который имеет пятую категорию сложности и предназначен для преодоления только профессиональными спортсменами-рафтерами. После того, как рафты вновь спускают на воду, туристов ждут пороги второй и третьей категории сложности.
Вечером третьего дня маршрут заканчивается в селе Заветное, откуда рафтеров доставляют до их транспорта.

Преимущества сплава по реке Кубань

  • Профессиональные инструкторы. Сплав проводят спортсмены-профессионалы, среди которых вице-президент федерации рафтинга Адыгеи. Перед стартом проводится исчерпывающий инструктаж. В течение всего сплава инструктор контролирует рафтеров.
  • Выдача экипировки. В стоимость включена цена проката оборудования для сплава и ночевки: защитные каски с креплением под экшен-камеру, специальная обувь, спасательные жилеты и гидрокостюмы. Для ночевки - котелки, палатки и спальные мешки.
  • Безопасность. Весь маршрут сплава по реке Кубань исследован и изучен инструкторами. В течение всего маршрута они контролируют сплав, находясь непосредственно на борту рафтов.
  • Позитивные эмоции. Маршрут сплава проходит по живописным местам, сам процесс прохождения порогов и ночевки под открытым небом подарят вам позитивные эмоции и незабываемые впечатления.
  • Доступные цены. Стоимость трехдневного сплава с предоставлением рафтов, снаряжения и услугами профессиональных инструкторов вас приятно удивит.

О маршруте

Маршрут сплава по реке Кубань доступен для прохождения с середины мая до конца октября. Маршрут проходит по узкой долине, поросшей смешанным лесом. Пороги на маршруте - это каменистые участки, нагромождения валунов и метровых валов.

Самое серьезное препятствие на маршруте - каньон Аман-Хит. Здесь в русле реки много скальных обломков и крупных валунов, крутых сливов и пенных ям между камнями. Последний участок каньона подарит наибольшее количество эмоций и драйва - здесь река ускоряется и оставляет мало времени для маневрирования между большими обломками скал. Для этого участка маршрута характерны высокие валы воды с запрокидывающимися вершинами. Перед прохождением этого участка обязательна предварительная разведка порогов.

За каньоном следует отрезок пути с порогами первого второго и третьего уровня сложности - Каменномостский порог. Маршрут на этом участке практически полностью состоит из каменистых шивер и круто падающих участков с надводными камнями. В этих местах валы в шиверах достигают полутора метров. Верхний Каменномостский порог - это короткое и крутое падение русла, с большим количеством подводных камней. Из-за камней образуется пена, которая не дает рассмотреть поток.

В конце этого отрезка - порог Желоб, который слишком сложен для преодоления туристами, так как он представляет собой узкий проход между скалами и практически равномерным падением реки с шестиметровой высоты на протяжении семидесяти метров. Этот порог обходят по суше.

После этого маршрут сплава по реке Кубань ныряет в голую, безлесную долину. Русло каменистое и изобилует затяжными шиверами. Река становится мощнее и полноводнее.

Следующий участок пути проходит в крутых изгибах русла, над которым нависают козырьки песчаника. Пороги на этом участке - искусственного происхождения. Это порог Печка - снесенная в воду огромная печь, бывшая плотина и порог Арматурный - остатки смытого участка железнодорожного полотна.

Последний участок пути спокойный, с порогами первого-второго уровня сложности, редкими шиверами. Река делится на несколько рукавов, в которых масса снесенных деревьев и корневищ. За конечной точкой маршрута Кубань широко разливается, переходя в перегороженное плотиной водохранилище.

Учитывая, что сплав проводится под контролем опытных инструкторов-рафтеров, опасности для туристов маршрут сплава по реке Кубань не представляет.

На реке Кубани и всех ее притоках туристский сплав возможен с марта по ноябрь. В другое время года идти не рекомендуется. Поскольку Кубань ниже Краснодара, Краснодарское водохранилище и река Протока судоходны, то туристы-водники, идущие по маршруту, должны знать Правила плавания по внутренним водам РФ и судоходную обстановку в этом районе. Хорошая транспортная доступность создает благоприятные условия для выбора маршрута. Основная опасность при сплаве - завалы и коряги, острые камни и промышленный мусор. Не исключена возможность переворота. Поэтому каждый участник водного похода должен иметь спасжилет.

Предлагаем краткие описания некоторых некатегорийных и походов 1 к.с. по Кубани и ее притокам.

100 км - Ачуево, 120 км

Кроме этих маршрутов мы можем предложить для любителей водного туризма лодочный или байдарочный маршрут "По Азовскому побережью"

(описан в книге К.А.Горшенева "Путешествия по Краснодарскому краю").

Нитка маршрута: г.Темрюк - пос.Ачуево - г.Приморско-Ахтарск - ст.Камышеватская - ст.Должанская - г.Ейск.

За время путешествия туристы увидят действующие грязевые вулканы, камышовые "джунгли", плантацию индийского лотоса, озеро Ханское с целебными грязями, сероводородные источники, познакомятся с приазовскими городами.

Путь от Темрюка до Приморско-Ахтарска занимает 4-5 дней, далее до Ейска еще 3-4 дня. На маршруте много удобных мест для стоянок, плавни и лиманы богаты рыбой и дичью. Животный мир представлен перелетными утками, чайками, выпью, серыми цаплями, пеликанами, бакланами, удодами. Из-за недостатка дров лучше брать с собой или примус, или газовые горелки.

Из рек Черноморского бассейна спортсмены-водники отдают предпочтение рекам Мзымта и Шахе. Некоторые сочинские маршруты используют для коммерческого сплава рафты - судна, пришедшие с Запада и внешне напоминающие наши катамараны.