Неподалеку от александрийского парка этот. Парк Александрия (Петродворец)

1 этап постройки: 1829 - 1831 гг., архитектор А. Менелас,

2 этап постройки: 1838 - 1860 гг., архитектор А. И. Штакеншнейдер.

После того, как дворец "Коттедж" был построен, семья императора Николая I традиционно проводила летние месяцы в "Александрии". Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер загородной резиденции, по указу императора в 1831 году главным творцом дворцово-паркового ансамбля, архитектором А. Менеласом была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Специально из Англии для нее были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, и даже пастух – англичанин. Это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, и окруженный галереями на столбах в виде березовых стволов. В конце 30–х годов к фермерскому павильону добавили двухэтажную пристройку, в которой разместились жилые комнаты наследника престола – будущего императора Александра II.

На протяжении двух последующих десятилетий здание неоднократно перестраивалось под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Первая перестройка была связана с женитьбой в 1841 году цесаревича Александра на Гессен-Дармштадтской принцессе, в православии – Марии Александровне. Впоследствии здание расширялось в связи с рождением детей и ростом семьи. В ходе перестроек коровник был переведен в новое здание у Петергофской дороги. Со вступлением Александра Николаевича на престол статус дачи изменился, и к 1860 году скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II.

Отделка интерьеров Фермерского дворца, как и всех построек на территории парка "Александрия", выполнена в неоготическом стиле. Внутри сохранились элементы первоначальной отделки – лепнина, фрагменты росписей стен и потолков, фрагменты дубового паркета, печи, камины и лестницы. Здание было оснащено всеми необходимыми для проживания удобствами. Здесь был устроен лифт, водопровод, туалетные и ванные комнаты. До наших дней сохранилась мраморная ванна в Туалетной Марии Александровны. На половине, принадлежавшей императрице, комнаты отличаются изяществом и уютом. В некоторых помещениях готические элементы в отделке сочетаются с мебельным убранством в стиле второго рококо.

Самая значимая интерьерная деталь Фермерского дворца – Синий кабинет Александра II. Здесь император принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий, проводил заседания комитетов по реформированию страны. Именно здесь подготавливался важнейший законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

В Синем кабинете хранятся мемориальные вещи, принадлежавшие императору: кожаный портфель для документов, готовальня, распятие из слоновой кости. Сохранились кресла из первоначального мебельного убранства и уникальные часы с множеством циферблатов. Они показывали время в 66 губернских городах России и на Аляске. Кожаная подушка со следами крови, которая находилась в карете императора 1 марта 1881 года, напоминает о его трагической гибели.

Многие помещения Фермерского дворца имеют выход на террасы или в сад. Перед восточным фасадом дворца по проекту архитектора Э. Гана был устроен Собственный сад императрицы, окруженный с трех сторон перголой. Фонтан в овальном бассейне украшает бронзовая скульптура "Ночь", отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Жозефа Полле.

На территории Фермерского дворца, к югу от него, сохранилось здание Кухонного корпуса. Из разнообразных построек, возведенных для детей (Детская фермочка с огородом, Детский сельский домик, маленькая мельница), сейчас, со стороны западного фасада, воссоздана детская Пожарная каланча с колоколом и набором инструментов.

Фермерский дворец интересен не только своей необычной историей. Это единственный дворец в России, построенный специально для Александра II. На протяжении полувека, с детских лет, его жизнь была связана с этим уникальным зданием, которое менялось вместе с хозяином.

Впервые с 1932 года экспозиция Фермерского дворца, как музея, была открыта после реставрации 19 июня 2010 года.

В Белой Церкви находится один из лучших парков Украины — Александрия, являющийся памятником садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Его красотой в свое время восхищались А.С. Пушкин и Т.Г. Шевченко, здесь бывали декабристы С. И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. Парк возник как загородная резиденция графа К. Браницкого в конце XVIII в. по проекту и под руководством итальянского мастера Д. Ботани и садовника А. Станге. В дальнейшем в парке работали и другие мастера. Александрия служит прекрасным примером романтического парка. Парк создавался на месте природной дубравы у р. Рось в окружении полей и лугов. Гармонично сочетание его зеленого убранства с великолепными парковыми постройками, зеркальными прудами и долиной реки. Ландшафтный дизайн и рельеф территории с уклоном к реке и перепадом высот 27 м, выход скальных пород, особенно над р. Рось, у подножия Палиевой горы определили необычайную живописность планировки, ее естественность. Основа парковых композиций — природный лесостепной ландшафт, представленный здесь дубовым лесом в сочетании с полянами, лугами, речной долиной. В парке как бы продолжается ландшафт окружающих лесов, полей и пойменных лугов.

В композиции плана и стилевой направленности архитектурных объемов и сооружений Александрия имеет общие черты с другими парками романтического стиля. Здесь мы видим водопад "Руины", Турецкий домик, колоннаду "Эхо", Китайский мостик, множество водных зеркал. Стиль архитектуры — поздний классицизм. Наряду с элементами пейзажной планировки в наиболее посещаемой части парка имели место и элементы регулярности — партер у дворца, аллеи: Главная, Еловая, Березовая и Сосновая. Эмоциональное воздействие парковых пейзажей не случайно. Это результат продуманного построения парковых перспектив и всестороннего учета архитектонических и живописных качеств ведущих пород, использованных при формировании парковых пейзажей. Этим объясняется их высокий эстетический эффект во все времена года — летом и зимой, весной и осенью. По первоначальному проекту парк делился на два района — восточный, собственно парковый, благоустроенный, и западный — лесопарковый, с охотничьими угодьями и лесной растительностью. В восточном районе размещались дворцовый ансамбль Дединец, все декоративные павильоны, скульптура, пруды с водопадами, фонтанами и мостиками и основные узлы парковых композиций — Большая и Малая поляны, Дубрава. На границе западного и восточного районов в окружении цветников расположен бывший экономический корпус (ныне административное здание) — памятник архитектуры XVIII в.

Парк, заложенный два столетия назад, достиг кульминации в своем развитии в середине прошлого столетия. В его первоначальный замысел были внесены изменения, особенно архит. А. Энсом, проработавшим в парке около 50 лет. Наиболее привлекательным всегда было и остается композиционное ядро парка — Большая поляна, покрытая зеленым ковром цветущих трав и мощными группами вековых деревьев. С раннего утра и почти до захода солнца она залита ярким светом, придающим пейзажу легкость и прозрачность. Отсюда хорошо просматриваются белоколонный павильон Эхо, романтические Руины с прудом и каскадом, арочный мост, вековая парковая дубрава — жемчужина Александрии и долина р. Рось с далекими просветами на город, окрестные луга и лес.

Большой исторический интерес представляет поставленная в парке в 1829 г. в честь русско-болгарской дружбы композиция «Варна» — отклик на братскую помощь России в освободительной борьбе болгарского народа против турецкого ига. На окруженном рвом небольшом острове — два обломка скалы, стянутые обручем. В образованной нише стояла скульптура. Одно из замечательных сооружений парка — колоннада "Эхо" (конец XVIII — начало XIX вв.). Она замыкает одну из перспектив Большой поляны. Есть предположение, что её автором является архитектор И.Е. Старов, работавший в конце XVIII в. на Украине. Полуциркульная галерея замыкается двумя объемными ризалитами. Фасад представляет собой открытую колоннаду из четырнадцати колонн ионического ордера. Входы ризалитов оформлены портиками. Замечательная особенность колоннады — ее акустика, позволяющая услышать даже шепот в дальнем конце дания. Традиционные романтические руины, представляющие как бы развалины здания, фактически выполняют роль подпорной стенки плотины. В этом двухъярусном сооружении устроены водопад и видовая площадка над ним. Здесь растут замечательные деревья парка — раскидистый с широкой кроной дуб красный, мощные группы и одиночные экземпляры ели обыкновенной, сосны веймутовой, березы бородавчатой, дуба обыкновенного, сосны черной, гледичии, столетнее тюльпанное дерево с крупными белыми цветами — редко произрастающая в лесостепной зоне экзотическая порода. Всего в парке произрастает более 600 видов и форм древесных пород и около 700 травянистых растений. По разнообразию породного состава парк может конкурировать с ботаническими садами.

Китайский мостик

Работы по формированию и развитию парка после отмены крепостного права прекратились. К началу XX в. пришли в ветхость гидросооружения, разрушились отдельные постройки — дворец, гостиные флигеля, танцевальный павильон, были изъяты из состава парковых композиций усохшие деревья и целые группы, появились самосев и случайные посадки в различных местах парка.

Годы гражданской войны и немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны нанесли парку огромный урон. Из всех сооружений остался лишь экономический корпус. В 1922 г. Александрия была объявлена государственным заповедником и до 1946 г. находилась в ведении сельскохозяйственного техникума, а затем института. С 1946 г. парк был передан АН УССР и с этого времени началась его реконструкция. В 1955 г. разработан проект реставрации и развития парка. Собственно реставрация велась с 1957 по 1968 гг. Были восстановлены все основные парковые сооружения за исключением дворца и танцевального павильона: главный вход, Ротонда, Колонна печали, Большой водопад, колоннада "Эхо", Китайский и Арочный мостики, фонтаны. Некоторые сооружения построены заново: въезд в парк, композиция Лев у радонового источника, Круглая беседка, сооружения на хозяйственном дворе. В процессе реставрации и развития растительного комплекса парка были определены ландшафтные районы парка, проведены комплексная ландшафтная оценка природных факторов территории и ландшафтная таксация существующих насаждений, организовано центральное планировочное ядро, найдено решение новых ландшафтных участков во взаимосвязи с композицией парка в целом. Была упорядочена и развита сеть аллей, обеспечены водо- и электроснабжение, канализация.

Поскольку старое архитектурное ядро — Дединец было утрачено, возникла необходимость организации нового композиционно-планировочного центра. Сложившаяся сеть аллей (их девять), отходящих от бывшего композиционного центра — дворца, прекрасно сохранилась и по-прежнему занимает доминирующее положение в композиции парка. В связи с этим было признано логичным и необходимым восстановление памятника архитектуры — дворца и танцевального павильона на прежнем месте с размещением там административной части и паркового музея с картинной галереей. В западной части парка появилось несколько ландшафтных фрагментов, мало связанных между собой: еловая аллея, полукруг каштанов и куртина елей.

Кроме того, часть территории была засажена без всякого плана массивами ореховых и абрикосовых деревьев, которые закрыли ценные ландшафтные композиции и доступ к еловой аллее. В процессе реконструкции вновь проектируемый участок был как бы заключен в рамку: с запада — плавно изогнутая стена леса, с востока — окраина парковой дубравы, с юга — Палиева гора, с севера — березовая и сосново-лиственничная рощи. Это окружение представляет собой зрелую растительность, поэтому оно сразу включилось в новый пейзаж, определило его пространственную организацию. В соответствии с породным составом этого окружения на новом участке предполагается создать гармонирующие с ним композиции: Кленовую и Тополиную поляны — в восточной части, Березовую, Ореховую поляны и Дубравку — в западной. Центром композиции этой части парка является Ореховая поляна. Чтобы выявить ее, были полностью удалены абрикосовые деревья, выборочно расчищен орешник, подсажены другие виды растительности. В результате проявилось и оформилось овальное очертание поляны. Композиция завершается доминантой из мощной группы ясеней на газоне. Ореховая поляна окаймлена дорогой, от которой расходятся шесть аллей, связывающих ее с другими парковыми участками. В композицию новой части парка включена балка с тремя плотинами. Проходящие по ним аллеи соединяют восточную часть с западной. Интересно использован бывший дикий пруд сильно вытянутой формы, на котором устроен каскад из трех прудов: Потерчата, Русалка, Водяник при Старой плотине. Вновь созданная широкая дубовая аллея, которая начинается от Дединца, проходит Дубравку, каменную плотину, раскрывает пейзажи Ореховой поляны, показывает Круглую беседку и вливается в аллею, приводящую к Палиевой горе. В восточной части парка проектируется Восточная поляна, окруженная рамкой из старых парковых насаждений. К настоящему времени выполнены большие работы по реставрации парковых сооружений и реконструкции парка. Но время постоянно выдвигает новые требования: борьба с самосевом, реконструкция поливочного водопровода, восстановление участков, на которых утрачена почти вся растительность, вынос с территории не свойственных парку функциональных зон. Парковый ансамбль как динамическая система требует постоянного внимания и продуманного ухода. Сейчас можно с полным основанием сказать, что памятник природы и культуры Александрия обретает вторую молодость, даруя человеку прекрасную гамму эмоциональных и эстетических переживаний.

1 58618

Фото Александровского сада

Адрес:

Александровский сад - Москва, Александровский Сад

Станция метро:

Александровский Сад, Боровицкая, Библиотека им. Ленина

Как добраться:

В самом центре столицы, рядом с находится небольшой кусочек рая, парк невероятной красоты – Александровский сад. В этом месте можно насладиться великолепием ухоженных деревьев, кустарников и газонов, полюбоваться причудливыми фонтанами, почувствовать нежный аромат свежей травы и цветков.

Гармоничное переплетение древней истории и природы, величественной архитектуры и душевной атмосферы – все это завлекает в Александровский сад и всегда завораживает посетителей.

Александровский сад разместился за Иверскими воротами на склонах Боровицкого холма и протягивается вдоль западной кремлевской стены: от Площади Революции до Кремлевской набережной.

Когда-то давно здесь протекала речка , со стороны Красной Площади – был обустроен ров, который соединял Неглинную с Москва-рекой. Таким образом, Кремль со всех сторон был окружен водой, что превращало его в неприступную для врагов крепость.

Но со временем побережье реки начало обваливаться, зарастать растениями, на берегу Неглинной стали строить бытовые сооружения – все это существенно портило вид. После окончания Отечественной войны 1812 г. когда после пожара началось восстановление Москвы, Император Александр I решил засыпать ров, реку Неглинную заключить под землю, а на образовавшемся месте разбить сады.

Изначально парк именовался Кремлевскими садами и только после коронации Императора Александра II (1856 г.) его начали называть Александровские сады. При этом ранее говорили именно «сады», а не «сад». Дело в том, что сам Александровский сад – это три сада, задуманные в едином ландшафтном стиле

Верхний сад , длиной в 350 м, открыт в 1821 г. (тянется от Площади Революции до Троицких Ворот).

Средний сад , который открыт в 1822 г., имеет в длину около 382 м и пролегает от Троицких до Боровицких Ворот.

Самый короткий сад – Нижний (132 м), открыт в 1823 году и тянется от Боровицких Ворот до самой Кремлевской набережной.

В Нижнем саду отсутствуют прогулочные аллеи, в Верхнем и Среднем садах расположены три аллеи, которое тянутся параллельно Манежной Площади и Кремлевской стене. Между ними на газонах высажено большое количество деревьев и декоративных кустарников, а на ухоженных клумбах с весны по осень посетителей радуют многочисленные цветы.

В процессе реставрации Манежной площади в 1996 году, вдоль забора Верхнего сада был возведен искусственный водоем со скульптурами и фонтанами, который имитирует русло речки Неглинная.

Главный фонтан искусственного водоема – «Гейзер». Такое название он получил за струи, которые выстреливают ввысь подобно гейзерам.

Четыре бронзовые лошади, размещенные на том же водоеме, именуются «Четыре времени года».

В искусственном русле реки Неглинная находятся также скульптуры разнообразных героев сказок: от спящей девы-русалки до Ивана-царевича с лягушкой.

Могила Неизвестного солдата

В 1967 году, в честь 25 годовщины победы над немецко-фашистскими войсками под Москвой, на территории Верхнего сада был создан архитектурный мемориальный ансамбль – Могила Неизвестного солдата. Здесь были перезахоронены останки неизвестных красноармейцев, которые пали смертью храбрых в 1941 году в Московской битве.

На надгробной плите установили бронзовую композицию, которая состоит из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени.

В самом центре мемориала находится ниша из лабрадорита, на которой выбита надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Слева от могилы находится стена, сделанная из шошкинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945».

С правой стороны от могилы находится гранитная аллея с отдельными блоками, сделанными из темно-красного порфира. На каждом из блоков – наименование города героя, чеканное изображение «Золотой звезды», а внутри блоков – капсулы с землей городов-героев.

Возле мемориала горит «Вечный огонь», который был доставлен с Марсового поля из Ленинграда.

К 50-летию со дня победы в Великой Отечественной войне напротив входных ворот сада был установлен памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову.

На сегодняшний день Могила неизвестного солдата – традиционное место посещения туристов и новобрачных.

Одной из достопримечательностей парка, которая напоминает о военном триумфе, являются массивные чугунные ворота, через которые можно попасть в Александровский сад со стороны Исторического музея.

Грот «Руины»

В 1841 году у самого основания Средней Арсенальной башни, в центре Верхнего сада, был возведен грот «Руины» (автор проекта – О.И. Бове) – полукруглая арка из черного гранита и красного кирпича, внутри – ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами.

При оформлении грота в качестве строительного материала Бове использовал обломки московских домов, разрушенных французской армией, а также в большом количестве каменные ядра, которые лежали в Кремле и в былые времена использовались вместо чугунных ядер.

В южной части грота «Руины» есть лестница, которая ведет на площадку со скульптурами двух львов.

Памятник-обелиск

В 1913 году в память 300-летия царствования Романовых возле главного входа в сад был установлен памятник-обелиск.

Заостренный сверху четырехгранный обелиск венчал двуглавый орел, ниже – лев с мечом и щитом, далее герб Романовых, имена Романовых, гербы княжеств и губерний Российской Империи.

По окончанию Октябрьской революции обелиск было решено не сносить, а по инициативе В.И. Ленина полностью переделать: убрать символику царя, а имена Романовых заменить именами выдающихся мыслителей-социалистов и революционеров.

Так, герб Романовых и гербы губерний страны были заменены шаром, а обелиск был украшен рельефным орнаментом с надписями: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «РСФСР» и получил название Обелиск «Борцам-мыслителям».

В 1966 году обелиск переместили в центральную часть Верхнего сада рядом с гротом «Руины».

После реставрации в 2013 году, обелиск предстал перед москвичами в первозданном виде.

Памятник Патриарху Гермогену

Памятник патриарху Гермогену – скульптура из бронзы на массивном мраморном постаменте, установлена в мае 2013 году в память о Патриархе Гермогене, чья роль в истории России в Смутное время близка по значимости роли Минина и Пожарского.

По двум сторонам постамента расположены бронзовые барельефы, на которых изображены: сцена избрания М. Романова царем Руси; сцена изгнания Патриархом Гермогеном бояр, которые просили у него благословения перейти в подданство Владиславу – польскому королевичу.

Позади памятника, на отдельно расположенном постаменте расположена надпись, которая повествует об истории создания скульптуры.

Кутафья башня

Единственной сохранившейся отводной башней-стрельницей Московского Кремля является , которая находится перед Троицким мостом, напротив Троицкой башни. Высота Кутафьей башни всего 13,5 м. Возведена башня в 1516 году.

Невысокая, окруженная рекой Неглинной и рвом, с единственными воротами, которые при опасности закрывались подъемным мостом, башня была грозным препятствием для тех, кто осаждал крепость. У башенных ворот до сих пор можно обнаружить щели для подъемных механизмов.

Свой сегодняшний вид Кутафья башня получила в конце XVII века, когда ее было решено украсить ажурной короной с отдельными белокаменными деталями.

На данный момент Александровский сад является одним из самых любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы.

4. Чугунная беседка (не сохранилась)

11. Мост-плотина

Продолжающий Александрию на юге Александрийский парк был создан в середине 1830-х гг. на основе лесного массива, сохранявшегося в южной части бывшего зверинца. В 1835 г. Николай I распорядился считать эту часть зверинца парком.

Проект его переустройства был разработан архитектором И.И. Шарлеманем и садовым мастером П.И. Эрлером. Здесь был сформирован парковый ландшафт, проложены живописно извивающиеся дороги, создана система прудов с островами. Основу парка составляли деревья хвойных пород: сосны, лиственницы, ели, посаженные как смешанно, так и группами. В композицию были включены дубовые рощи. В целом в парке преобладали закрытые пространства. Фактически он являлся лесопарком, в первую очередь предназначенным для прогулок верхом или в колясках. Единственной парковой постройкой был Швейцарский домик с садом, сооруженный на одном из островов. На соседнем острове стояла ажурная чугунная беседка, окруженная цветником. В беседке был установлен бюст императрицы Александры Федоровны с сентиментальной надписью: «счастию моей жизни». Ограда у парка отсутствовала, его окружал ров. У входов были построены «готические» караулки. В начале XX в. в северо-восточной части парка возвели электростанцию и гараж, обслуживавшие императорскую резиденцию в Александрии. Кроме того, здесь устроили комплекс казарм Сводного пехотного полка, несшего охрану императорской резиденции.

Сегодня парк сохраняет свою планировочную и водную системы, часть старого древостоя. Швейцарский домик и беседка разрушены, уцелели две каменные караулки и электростанция. Парковая композиция нарушена вновь проложенными дорогами и просеками, а также вторгшейся на его территорию в северо-западной части городской застройкой.

(Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб.: Европейский Дом, 2001.)

Сейчас же возле станции, минуя площадку и небольшой пруд с бульваром по его берегу, вступаем в огромный и тенистый Александрийский парк. Пространство его около 300 десятин и он тянется до самого Петербургского шоссе, примыкая западной своей стороной к городу, а восточной - к недавно еще незастроенному пустырю, на котором теперь возникает дачный поселок, так называемые Деминские места. Заросший тенистыми деревьями, со своими извилистыми аллеями, вдали от городского шума и сравнительно мало посещаемый парк производит впечатление запущенного, несмотря на образцовое его состояние, и этим выгодно отличается от других Петергофских садов. Кто любит уединение и тишину, найдет их скорее всего здесь. В парке находится ряд озер, соединенных между собою протоками и образующих как бы одно чрезвычайно извилистое озеро. На озере несколько островов. На одном из них в тени вековых деревьев приютился изящный швейцарский домик, построенный Императором Николаем I. Маленький паром соединяет этот остров с берегом.

На другом островке среди густой зелени виднеется ажурная чугунная беседка; в ней бюст Императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I); на пьедестале бюста красноречивая надпись: „Счастью моей жизни". Из нескольких выходов парка два ведут на Петербургское шоссе. Возле восточного выхода - городская застава, образуемая двумя небольшими каменными караулками любимого Императором Николаем I готического стиля.

(Измайлов М. М. Путеводитель по Петергофу: к 200-летию Петергофа /М.И. - Спб., 1909. С.62-64)

1826 - 1829 гг.,

Архитектор А. Менелас,

Садовые мастера: Ф. Вендельсдорф, А. Гомбель, Н. Родионов, П. Эрлер.

Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" – место постоянного летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых – примыкает к восточной границе официальной императорской резиденции, отделившись стеной от Нижнего парка.

История этого места могла быть совсем другой, если бы А.Д. Меншикову, владевшему этим участком, удалось в 1725 году возвести здесь грандиозный загородный дворец "Монкураж" – "Моя отвага". Однако вскоре генерал-губернатор Санкт-Петербурга оказался в опале, его владения были конфискованы, и дворец остался недостроенным. Отвага сошла на нет, зато императрица Анна Иоанновна впоследствии открыла здесь Царский охотничий парк – Ярдгартен.

Новая страница в истории будущей "Александрии" началась во второй четверти XIX века. В мае 1826 года император Николай I повелел построить на этих землях дачу – "…сельский домик или, так называемый, "котич" … с присоединением парка", поручив все работы по проектированию и строительству Адаму Менеласу, архитектору с шотландскими корнями. Менелас построил дворец "Коттедж" в духе модной в то время неоготики, возвёл хозяйственные корпуса, разбил пейзажный парк площадью 115 га. При участии садовых мастеров Ф. Вендельсдорфа, Н. Родионова и А. Гомбеля ему удалось создать на берегу Финского залива один из самых интересных и самобытных пейзажных парков русского романтизма второй четверти XIX века. Романтический дух места особенно подчеркивали многочисленные архитектурные сооружения в неоготическом стиле: караулки, чугунные колодцы, переброшенный через глубокий овраг Руинный мост, вблизи которого в то время ещё можно было обнаружить остатки несостоявшегося дворца "Монкураж". Парк украсили беседки, перголы, садовые скамейки. До наших дней сохранился каменный диван, высеченный в огромном валуне.

Архитектурную деятельность Адама Менеласа продолжил А.И. Штакеншнейдер. На протяжении 22 лет он перестраивал созданную шотландским мастером ферму с павильоном "в сельском вкусе" и крышей, расписанной под солому, превратив ее, наконец, в Фермерский дворец императора Александра II. С именем Штакеншнейдера связано появление в "Александрии" Новой фермы, здания Дворцовой телеграфной станции и Константиновского (Адмиральского) домика, предназначенного для проживания второго сына императора Николая I и Александры Фёдоровны – великого князя Константина Николаевича. Рядом с Фермерским дворцом находится построенный Э.Л. Ганом домик для фельдъегеря.

Много лет здесь трудился садовый мастер П.И. Эрлер, могила которого с 70-х годов XX века находится рядом с Готической капеллой – домашней церковью императорской семьи, построенной по проекту К. Шинкеля в неоготическом стиле и ставшей одной из самых оригинальных и красивых построек "Александрии".

Сдержанная и добрая, императрица Александра Фёдоровна создала в "Александрии" особый мир любви, семейного тепла и уюта, который высоко ценили царственные наследники: сын – император Александр II и внук – император Александр III, каждое лето проводивший с семьёй в "Коттедже". А для правнука Александры Фёдоровны – императора Николая II – на берегу залива, у самой кромки воды, архитектором А.О. Томишко был построен Нижний дворец, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Дача "Александрия" создавалась Николаем I как место семейного отдыха. В императорских семьях детей окружали особой заботой. Для их образования, воспитания и досуга в "Александрии" создавались самые разные детские сооружения, например, спортивная площадка с южной стороны от "Коттеджа", которую воссоздали по чертежам Л.И. Линдена, учителя гимнастики детей императора. А рядом с Фермерским дворцом воссозданы детская Крепость с валом, специально построенная по законам фортификации того времени, и детская Пожарная каланча. К сожалению, не сохранились Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница, располагавшаяся восточнее Фермерского дворца на ручье.

Современный парк "Александрия" – это прекрасное место для семейного отдыха. Дети вместе с родителями могут посетить гимнастическую площадку великих князей, принять участие в Рыцарском празднике, стать участниками интерактивных программ, исторических реконструкций, звонко ударить в колокол на детской Пожарной каланче или просто погулять по одному из самых красивых пригородных парков нашей страны.