На лыжах зарубежных фирм отметка medium означает. Лыжи Fischer: модели, отзывы

При взгляде на горнолыжную коллекцию популярного бренда глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых! И выбрать «свою» пару бывает непросто даже опытному лыжнику, что уж говорить про начинающего. Выбрать среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов, помогут характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Итак, читаем каталог.

Параметры конкретных горных лыж можно найти не только в каталогах, но и на самих лыжах. Маркировка горных лыж - вещь необязательная, и многие производители указывают только название и ростовку, но чаще на каждой лыже указаны:

    геометрия горных лыж, например, 120/73/103 мм; ростовка конкретной пары, например, 165 см; радиус выреза - обозначается R=12 м; артикул, например, L37786500; название компании-производителя.

Помимо этого, могут указываться названия технологий, конструкций, материалов (WoodCore, Titanal…), а в случае асимметричных лыж (такие выпускает, например, компания Elan), надписи Left и Right, чтобы не перепутать лыжи при встёгивании в крепления.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах . Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жёстком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73‑75 мм до 85‑90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывёт по глубокому снегу. Соответственно, лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например, 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм. Сброс пяток - жаргонное выражение. Это приём, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить лыжи поперёк склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причём пятки лыжи скользят сильнее, чем носки.

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах . Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11‑13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Когда речь идёт о радиусе выреза нужно иметь в виду, что это не точная геометрическая характеристика, поскольку форма выреза не является дугой окружности ни у одной модели лыж. Парабола, эллипс, мультирадиусный вырез - всё, что угодно. Короче говоря, радиус выреза - цифра, которая показывает, повороты какого радиуса лыжа будет выполнять наиболее охотно, не заставляя лыжника прикладывать дополнительные усилия.

Вес горных лыж

Это не самая важная из характеристик при выборе. Вес горных лыж чаще интересует женщин. Исключением являются и поклонники ски-тура, им приходится много подниматься в гору пешком, неся лыжи на плече или ходить на лыжах вверх, надев на них камусы - специальные ленты с ворсом, благодаря которым лыжи скользят только вперёд. Во всех остальных случаях доверьтесь разработчикам лыж: вес каждой модели сбалансирован именно для того, чтобы мы получили максимум удовольствия от катания. Ведь чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, её легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания ещё невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. А с ростом опыта растёт и скорость катания, требуются всё более стабильные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее.

Однако, вопрос «Сколько весят горные лыжи» часто интересует горнолыжников перед приобретением авиабилетов. Женские лыжи короче и легче, на них установлены более лёгкие крепления, так что их вес в районе 4.5‑5.5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжёлые модели, особенно для скоростного фрирайда. Лыжи для ски-тура намного легче, на них устанавливают специальные крепления, благодаря чему вес пары таких специализированных лыж может составлять менее 2 кг.

Жёсткость горных лыж/усиление

А вот такого параметра в каталогах вы не найдёте, хотя многие о нём говорят. Дело в том, что жёсткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жёсткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жёстче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придётся или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоёв металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоёв металла, тем лыжа жёстче, чем лыжа шире - тем она жёстче при одинаковой конструкции и так далее. Факторов множество, и не все они описаны в каталоге. Да и распределение жёсткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жёсткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жёстче.

Пока речь шла только о продольной жёсткости. Следует помнить, что есть ещё один параметр, который также не нормируется и даже не указывается в каталогах - это торсионная жёсткость. Эта характеристика определяет, насколько носок и пятка лыжи сопротивляются скручиванию и, соответственно, насколько лыжи цепко держатся за склон кантами в этих зонах. Эта характеристика определяется конструкцией лыж. Узнать о жёсткости лыж хотя бы предварительно можно, посмотрев в графу Усиление.

Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жёсткими чем модели, в которых один слой металла заменён на лёгкие стекловолокно или карбон.

Рокер

Рокер (rocker) это обратный прогиб (reverse camber) - подъём области носка лыжи, начинающийся в большей или меньшей степени ближе к креплениям. Его длина в большей степени зависит от назначения лыжи. Вот какие варианты сочетания камбера и рокера в различных моделях применяются одним из крупнейших производителей:

Целей у рокера сразу несколько. Прежде всего, умеренный рокер в универсальных моделях - лыжах, которые получили наиболее широкое распространение, упрощает начало поворота. Это происходит благодаря тому, что эффективная длина канта у закантованной лыжи становится короче, лыжа из-за этого ощущается более короткой и проще поворачивает. Помимо этого, лыжи с такой конструкцией носка намного мягче скользят по неровному склону: приподнятый носок как бы «сглатывает» комья и мягче всплывает на бугры. Такие лыжи лучше управляются в мягком и мокром снегу, при этом достаточно стабильны и нравятся любителям мягкого карвинга и даже тем лыжникам, которые любят агрессивные дуги. И даже достаточно агрессивные любители карвинга получат свой «бонус»: на лыжах с рокером на резаные дуги сил тратится гораздо меньше. А в мягком глубоком снегу лыжи с рокером всплывают на намного меньшей скорости, это избавляет лыжника от необходимости «садиться в заднюю стойку».

Скорость горных лыж

Не встретишь в каталогах и такое понятие, как «скорость горных лыж». Оно может проскользнуть только в сравнении с другими моделями этой же линейки. Как и в случае с жёсткостью, можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников рассчитаны на большую скорость. Помимо этого, в случае скорости роль играет и радиус выреза. Как уже упоминалось, чем больше радиус выреза, тем лыжа более склонна к плавным поворотам, а именно такие повороты и используются на высокой скорости.

То есть горные лыжи для высокой скорости отличаются большей жёсткостью, большим радиусом выреза и… большей длиной - ведь чем длиннее лыжа, тем она стабильнее, а стабильность на высокой скорости очень важна. И ещё одно замечание, уже не относящееся к скорости: если ваш вес больше нормы, то выбирайте лыжи на ступеньку-две выше, чем рекомендуется - они будут жёстче, а значит лучше подойдут под ваш вес.

Крепления

Как правило, в характеристиках лыж указываются ещё и тип интерфейса - платформы, на которую устанавливаются крепления, и модель креплений. При этом в модели креплений присутствуют числа - например, 12. Они указывают на верхнее значение диапазона усилий срабатывания DIN. Наиболее распространены крепления со шкалами 3‑10, 4‑12 и 5-14, соответственно в названии лыж будет присутствовать число 10, 12 или 14.

Бывает так, что одна и та же модель лыж комплектуется креплениями разной мощности. Более мощные крепления всегда дороже. Определить, какие крепления нужны вам, просто. Разделите свой вес на 10, полученное значение должно находиться ближе к середине диапазона срабатывания креплений. Например, если ваше усилие срабатывания - «6», вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 10, если «8-9», то крепления со шкалой до 12. Более мощные крепления используются спортсменами или тяжёлыми райдерами.

Большой популярностью среди лыжников — как начинающих, так и профессионалов — пользуются лыжи Фишер. Однако в зависимости от модели их характеристики могут отличаться. Поэтому рекомендуется ознакомиться с представленными ниже характеристиками перед покупкой товара.

«Фишер» — крупная австрийская компания, которая производит спортивный инвентарь. Она выпускает спортинвентарь, одежду, аксессуары, товары для хоккея. Дочерние компании расположены и в других странах (США, Россия, Германия).

Принципами работы компании являются качество, функциональность и новаторские идеи. Благодаря огромному опыту и соблюдению всех стандартов качества, Fisher вот уже несколько лет находится в топе фирм по производству спортивного инвентаря.

Модельный ряд

В 2018 году наибольшую популярность получили следующие модели беговых лыж Фишер:

  1. Speedmax. Типовые лыжи этого бренда. Первая версия появилась еще в 2013 году. За последние годы были усовершенствованы, в них добавили несколько новинок.
  2. Carbonlite. Самые легкие в мире.
  3. RCS. Были типовыми до появления предыдущих двух моделей. Именно такие лыжи использовали победители, получавшие кубки мира.
  4. RCR. Больше подходят для любительского спорта. Если вы хотите участвовать в соревнованиях, лучше выбрать одну из моделей, указанных в предыдущих пунктах.
  5. FischerTwinSkin. Классические лыжи «Фишер», которые не требуют смазки для скольжения.
  6. FischerZero+. Классические, которые подходят для катания при температуре от -3 до +3 градусов. Также не требуют смазки для скольжения.
  7. FischerSprint Junior. Считаются юниорскими, которые подходят подросткам.

Стоит упомянуть и менее востребованные, но настолько же качественные, удобные модели: ActiveCrown, NordicCruising, CruzarPulse, SummitCrownRed, XCRidgeCrown, E109 EasySkinXtralite, XTRHeat, SportGlassEF, SPIDER 62.

Характеристики

Модели отличаются по характеристикам, что связано с особенностями материалов, которые используются при их изготовлении, и самим процессом создания инвентаря.

Speedmax

Эти горные лыжи fischer делаются следующим образом:

  1. Сначала изделие собирают в кассете.
  2. Собранные компоненты кладут под пресс. Благодаря высокой температуре и давлению, из этих компонентов получается лыжа.
  3. Последний этап — шлифовка, обрезка ненужных частей, покрытие лаком.

Способ изготовления практически не отличается от всех других моделей.

Внимание! С годами изготовители начали делать горные лыжи speedmax, не используя пластика для скользящей поверхности. Ее стали приклеивать вручную.

Carbonlite

Пятка, мысок сделаны из карбона. Сердечник — сотовый AirTecTi. Но есть одно отличие от других марок — стенки делаются из сот, стоящих перпендикулярно.

RCS

Лыжи делаются из пластика. Структура такая же, как у предыдущих.

RCR

Инвентарь для тех, кто занимается спортом только для удовольствия. Поверхность для скольжения — WC Pro.

FischerTwinSkin

В колодки этих комби-моделей вставляют камус из мохера. Бежать в таких лыжах становится удобнее.

FischerZero+

Эти марка была разработана для тех, кто катается при тяжелых погодных условиях. При использовании лыж смазка не наносится. Зону колодки делают из специального материала, который удлиняют наждачной бумагой, а укорачивают при помощи парафина.

FischerSprint Junior

Подходят подросткам, и тем, кто не занимается профессиональным спортом. Материал для их изготовления используется тот же, что и для предыдущего вида. Ассортимент большой, есть как обычные, так и коньковые лыжи Фишер.

Достоинства и недостатки

У каждой выпускаемой производителем «Фишер» модели есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Speedmax

Благодаря ручному приклеиванию поверхности, материал стал более устойчивым к изменению температуры, при этом его структура не изменилась. Хорошо скользят, быстро впитывают смазку. Такой спортивный инвентарь не нужно часто обрабатывать при использовании. С ним лучше использовать ботинки «Гибрид».

Carbonlite

Благодаря перпендикулярным сотам, карбониту лыжи становятся очень легкими. При этом конструкция их очень жесткая.

RCS

Благодаря качественным материалам, коньковые лыжи довольно крепкие и хорошо скользят. Недостаток в том, что вес конструкции больше, чем у предыдущих двух видов.

RCR

Эти беговые лыжи считаются более устойчивыми, комфортными. Потому подойдут для людей, которые еще плохо катаются. Также они тяжелее, чем предыдущие.

Fischer TwinSkin

Очень удобные лыжи. Благодаря камусу из мохера они цепляются за снег в одном направлении, это не мешает скольжению.

FischerZero+

Можно регулировать длину колодки. Крепление NNN надежное, удобное. Эта модель станет незаменимой, если вы хотите покататься в весеннее время.

FischerSprint Junior

Несмотря на то что эти модели детские, некоторые из них довольно тяжелые, потому ими сложно управлять. Но из преимуществ выделяют огромный выбор товара с этой маркировкой. Существует несколько десятков юниорских разновидностей с насечкой, с которыми будет удобно производить нарезку лыжни. Вы непременно найдете те, что подойдут вам.

Размеры

Лыжи, выпускаемые фирмой «Фишер», также отличаются по размерам в зависимости от модели.

Speedmax

Эта модель имеет две разновидности:

  1. Skate. Весят 1 килограмм 30 грамм. Их длина — 186 см.
  2. Classic. Вес — 1030 грамм. Длина — 197 сантиметров.

Carbonlite

Как и Speedmax, имеет 2 разновидности:

  1. Skate. Весят — 980 грамм. Их длина — 186 см.
  2. Classic. Вес — 980 грамм. Длина -197 сантиметров.

RCS

Также бывают двух видов:

  1. Skate. Весят 1090 грамм. Их длина — 186 см.
  2. Classic. Вес — 1090 грамм. Длина — 197 сантиметров.

RCR

А вот RCR имеет три разновидности:

  1. SCS. Весят 1270 грамм. Их длина — 184 см.
  2. CRS. Вес — 1320 грамм. Длина — 179 сантиметров.
  3. SC. Вес — 1360 грамм. Длина — 182 сантиметров.

FischerTwinSkin

Вид Вес Длина
SpeedmaxTwinSkin 1030 грамм
TwinSkinCarbon 1080 грамм 192 сантиметра
TwinSkinRace 1190 грамм 192 сантиметра
TwinSkinSuperior 1290 грамм 190 сантиметров
TwinSkinPro 1330 грамм 190 сантиметров
TwinSkinPerformance 1360 грамм 190 сантиметров

FischerZero+

Имеют две разновидности:

  1. Speedmax Zero+. Весят 1030 грамм.
  2. RCS Zero+. Вес — 1090 грамм.

FischerSprint Junior

У большинства моделей «Фишер юниор» вес составляет 850-980 грамм. Но встречаются и более тяжелые. Здесь все зависит от пожеланий потребителя.

Длина лыж тоже разная. В большинстве случаев она меньше, чем 160 сантиметров. Но есть и лыжи, достигающие 200 см.

Внимание! Длина всех моделей средняя. При желании можно найти те, что будут на 5-10 сантиметров длиннее или короче.

Особенности и сроки эксплуатации

В зависимости от использованного при изготовлении материала, срок годности лыж составляет 2-5 лет. И этот срок не всегда зависит от эксплуатации. Качество и гибкость изменяются независимо от того, лежали лыжи ли в магазине, или их все это время использовали. Но это не значит, что они сразу сломаются. Со временем начнет падать жесткость, упругость, из-за чего они станут хуже скользить и медленнее поворачивать.

Стоимость

Цены на лыжи могут разниться. Устаревшие модели 2013-2015 годов будут стоить 7-8 тысяч рублей. Цена на новые составляет 10-12 тысяч рублей. Стоимость зависит от длины, веса, материала, других характеристик. Но есть и более дорогие экземпляры. Например, FischerProgressor F16 170 2017 года выпуска могут стоить более 25 тысяч рублей. Все из-за того, что по своим характеристикам они превосходят другие комплекты, имеют больше преимуществ.

  1. Если вы новичок — не покупайте профессиональные лыжи, например, как у биатлонистов, поскольку для их использования нужна определенная техника.
  2. Рекомендуется покупать товар известных производителей.
  3. Выбор длины зависит от роста человека. Поэтому внимательно отнеситесь к коду на канте, где перечислены основные характеристики этого спортинвентаря.
  4. При покупке необходимо быть внимательным, чтобы не приобрести некачественный товар.

В конце стоит отметить, что лыжи фирмы «Фишер» может использовать как начинающий горнолыжник, так и профессионал. Главное — подобрать подходящую модель спортивного инвентаря, тогда кататься будет удобнее и безопаснее.

Каждая лыжа имеет свою маркировку — множество непонятных цифр и букв. Мы расскажем вам, какую информацию содержит маркировка для конькового хода. Ведь чтобы выбрать нужную вам категорию, нужно знать, как расшифровывается та или иная надпись.

Многие задумываются о маркировке, которая находится на лыжах, но не всякий ее может правильно расшифровать, а разбор непонятных цифр отнимает большое количество времени. Далее подробно расскажем, что означают цифры на , а также как использовать информацию кодов, серийных номеров и других обозначений.

Отличается от горнолыжного или классического. Соответственно набор характеристик и рабочих свойств для каждого изделия различен. Коньковый стиль напоминает при движении катание на коньках. На мыске выбиты два обозначения. Они выглядят таким образом: 28\1Q, A5\610 и т.д. Первая цифра или цифра с буквой обозначает маркировку скользящей поверхности, второе сочетание букв и цифр — маркировку конструкции.

Для скользящей поверхности применяется синтетический материал, который определяет долговечность, надежность и скольжение инвентаря. Материал бывает с различной молекулярной массой и количеством графита. Чем выше молекулярная масса, тем больше уровень скольжения и мягкости.

Имеет два типа:

  1. А5 — универсальный холодный тип. Используется при температуре -2 и ниже.
  2. 28 — универсальные теплый тип. Используется при температуре -10 и выше.

Конструкции

Различают две конструкции коньковых моделей:

  1. 115 (15\1) — леденистая трасса, пользуется популярностью при плохой технике. Точка опоры расположена близко к мыску и пятке. Обеспечивает высокий уровень устойчивости и контроль. Недостатки: зарывание в рыхлый снег.
  2. 610 (61Q, 1Q) — мягкая трасса. Точка опоры находится близко к колодке, при этом мысок и пятка мягче. Недостатки: рыскают по ледяной трассе.

Таблица жесткости

При помощи таблицы (см. ниже) можно определить, какой индекс жесткости нужно подобрать для людей с разным весом. В зависимости от уровня спортсмена, физических данных выбирается значение из диапазона жесткости, и таким образом подбираются более мягкие или жесткие . Например: с хорошей техникой катания на больший вес выбираются более жесткие.

Коньковые модели выпускаются с жесткостью medium, которая также имеет свой диапазон. Чаще (в отличие от классики) выбираются более жесткие лыжи из-за лучшего скольжения.

Таблица жесткости лыж Фишер представлена ниже.

Модель Коньковые, мягкий снег Коньковые, жесткая трасса из льда
Вес, кг Диапазон Диапазон
максимум минимум максимум минимум
35 39 44 42 46
40 44 50 48 52
45 50 56 54 59
50 55 63 60 65
55 61 69 66 72
60 66 75 72 78
65 72 81 78 85
70 77 88 84 91
75 83 90 89 98
80 86 94 92 100
85 89 98 95 102
90 93 102 97 105

Структуры на лыжах Фишер

Структура — это рисунок, который наносится специальным шлифовальным камнем на поверхность инвентаря. Рисунки оригинальны и соответствуют каждому типу снега. Форма и глубина рисунков разнообразна.

Ручное нанесение может ухудшить скольжение. Ее легко убрать после парафиновой обработки. Машинную структуру, нанесенную камнем убрать нельзя. Наиболее популярные структуры — это Р5-1 и С1-1.

Серийный номер лыж Fisher: расшифровка

Если посмотреть на боковую поверхность изделия, в районе пятки, то можно также увидеть ряд цифр. Это и есть серийный номер:

  • первая цифра означает длину в сантиментах;
  • вторая — после дроби год выпуска (обозначается двумя цифрами);
  • третья — жесткость;
  • четвертая — номер недели выпуска;
  • пятая — номер серии;
  • шестая — индекс жесткости, на данный момент обозначается штрих-кодом, цифры не пишутся.

Размер лыжи выбирается исходя из веса ездока, при этом учитывается жесткость изделия.

Содержание графита в базах Fisher

Разные базы имеют соответствующее содержание графита. При увеличении процента графита, пористость материала увеличивается, и подсос влаги уменьшается. Холодные базы имеют более гладкую, скользящую поверхность и конструкция у них жесткая. Поэтому процент графита здесь меньше.

  • Speedmax, RCS: Worldcup 28 (Plus) — 10% Worldcup A5 (Cold) — 4,5% ;
  • RCR, SCS, CRS, SC: Worldcup pro — 7,5% Protec — 7,5%;
  • LS: Sintec — 3,5% .

Показатели FA, HR, SVZ

При нужно учитывать не только вес и рост человека, но и его технические способности, физические данные.

Эти показатели есть только на спецлыжах. Они изготавливаются по предзаказу. Данные цифры, наряду со штрихкодами и текстом находятся на наклейке. Можно узнать всю информацию о лыжах, просканировав штрихкод при помощи смартфона.

Каждому весу лыжника соответствует определенный показатель жесткости инвентаря, который задан в достаточно широком диапазоне. Одно и то же изделие может подойти как профессионалу, так и любителю. И оба будут удобно себя чувствовать. С FA хоть и сложнее, но можно хорошо и правильно подобрать изделие.

FA — индекс жесткости, который указывает на характеристику лыжи. Используя данную величину можно выбрать нужную модель. Индекс жесткости для рассчитывается как количество кг веса, которое прикладывается ниже на 7 см от точки баланса, для сжатия лыжи до 0,2 мм.

Следующий показатель HR — зазор который появляется в процессе нажатия на лыжу (в точке ниже на 7 см от точки баланса) половиной веса спортсмена. Здесь берется средний вес лыжника. Сочетание этих двух характеристик HR и FA позволяет сделать оптимальный выбор.

SVZ — характеристика, показывающая насколько изделие отличается от идеального соотношения HR и FA. При помощи этого показателя ведется отбор некачественных изделий, а также подбор пар лыж Фишер.

Из чего делают лыжи Fischer?

Сердечник делают из легкого сотового наполнителя. На некоторых моделях боковые стенки имеют также сотовую конструкцию, напоминающую сетку. Изделие при этом становится очень легким. На начальных моделях использовалась конструкция, где сердечники из дерева имеют воздушные каналы.

В составе несущего материала присутствуют волокна из карбона, для прочности и гибкости. Современный уровень изготовления спортивного инвентаря очень высок. При производстве используются лучшие технологии и последние разработки. использует разные материалы и технологии для разных типов изделий. Например, один подход для изготовления и совсем другой — для гоночных.

Рассмотрим, как изготавливаются модели по новейшей технологии спидмакс (что в переводе означает максимальная скорость). Схема изготовления такова: материал будущего изделия под высокой температурой под прессом спекается, после этого пластик приклеивается к скользящей поверхности.

Можно задаться вопросом, почему так много цифр зашито в этикетку и зачем все эти трудности с расшифровкой маркировки. Ведь можно просто подбирать лыжи по весу. Эта сложная, но качественная и объективная информация нужна лишь для того, чтобы точнее и лучше подобрать инвентарь. Если вы собираетесь приобрести данный товар, то лучше его протестировать. Умение правильно расшифровывать цифры, буквы и аббревиатуру — это еще полдела. Ведь для каждой погоды, разного типа снега лыжи подбираются по-разному.

О лыжах можно узнать намного больше, чем написано яркими большими буквами на их поверхности. Умение читать информацию на лыжах поможет правильно выбрать лыжи в магазине и не быть обманутым при покупке уже использованных лыж. Все о цифрах на лыжах Fischer расскажем в этой статье.

Серийный номер лыж Fischer: расшифровка

На боковине лыж Fischer в районе пятки крепления нанесен серийный номер, который хотят расшифровать все лыжники любители. Есть даже те, кто ищет в этих цифрах сакральный смысл. На самом деле, в номере все просто, как и в номере любого другого товара.

187/1450688580 031

  • 187 – длина лыж в см
  • 14 – год выпуска (2013)
  • 5 – жесткость (4 – soft, 5 – medium, 6 – stiff)
  • 06 – порядковый номер недели выпуска с начала календарного года
  • 88580 – серийный номер лыжи
  • 031 – индекс жесткости (FA).

С 2016 года на номер лыж идет такого вида 191/1653513931 без индекса жесткости. Ростовки топовых коньковых моделей уменьшились на 1 см, а индекс FA пишется на стикере со штрих-кодом. Пример на фото – FA 80.

А так выглядит наклейка лыж “спортцеха” с более подробной информацией. О том, что значат эти показатели, пойдет речь ниже.

На лыжах Fischer 2019-2020 номер нанесен в области платформы IFP. Кажется, место выбрано специально, чтобы номер скрывался при установке креплений на шурупы.

Таблицы жесткости лыж Fischer: soft, medium, stiff

Ростовки и жесткость юниорских лыж fischer

Структуры, эпюры и базы лыж Fischer под погоду и плотность трассы

На мыске лыжи со стороны скользящей поверхности можно найти два обозначения, например: 28/1Q или 28/902 или A5/610. В этих обозначениях заложена информация о базе скользяка и конструкции лыж.

Базы Fischer (скользящие поверхности)

Маркировку скользящей поверхности можно найти на скользяке на мыске лыжи. Там же промаркирована конструкция.

  • А5 – универсальная база на холод от t -5C и ниже. Стоит на лыжах с маркировкой Cold, код заводской структуры – C1-1.
  • 28 – универсальная теплая база на t -10C и выше. Подходит для всех типов снега, стоит на лыжах с маркировкой Plus. С сезона 17/18 стала более универсальна: -10 и теплее, против старой от -2 и теплее. Код заводской структуры остался тем же – P5-1.

Лыжи Speedmax, Carbonlite, RCS:

  • Worldcup 28 (Plus) – 10% графита
  • Worldcup A5 (Cold) – 4,5% графита

Лыжи RCR, SCS, CRS, SC:

  • Worldcup pro – 7,5% графита
  • Protec – 7,5% графита

Лыжи LS:

  • Sintec – 3,5% графита

Эпюры лыж Fischer

Конструкции коньковых лыж

  • 115 (15/11) – конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы. Точки опоры находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Особенно актуальна на неподготовленной ледяной трассе и при недостатках техники. Основные минусы: “втыкание” лыжи и “зарывание” в рыхлый снег.
  • 610 (61Q, 1Q) – конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы. Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не “втыкаться” и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: “рыскают” на ледяной трассе при недостатках техники.

Конструкции классических лыж

  • 902 (90/9Q2) – конструкция для мягкой и рыхлой трассы. Аналогична коньковой 610/1Q, т.е. имеет мягкие мыски и пятки. Колодка расположена ниже, чем на 812 и облегчает держание в сложных погодных условиях. Основной минус: из-за низкого расположения зоны держания мазь будет быстрее сходить.
  • 90L – разновидность конструкции 902. Отличается более высокой дугой, т.е. колодка поднята выше. Встречается на лыжах из спецзаказа, а с 2018 года используется в лыжах Speedmax Twin Skin (но маркировка ставится все равно 9Q2).
  • 812 (81/8Q2) – универсальная классическая конструкция. Стандартное расположение колодки дольше сохраняет мазь держания, но требует большего импульса для продавливания.

Структуры на лыжах Фишер

Самые распространенные структуры Р5-1 и С1-1. Они, по заявлениям производителей, наиболее популярны на Кубке Мира.

Нанесение структуры на лыжи – дело тонкое. Чтобы повторить структуру, должно быть то же оборудование, тот же шлифовальный камень, та же эмульсия и т.д. Настоящие гоночные фишеровские структуры накатывают только в Риде. На лыжи наносятся структуры Р5-1 (Plus или универсальная теплая) и С1-1 (Cold или универсальная холодная).

Ниже представлен полный список структур, которые используются и использовались Fischer. Подобный список гуляет по интернету, но в этом списке мы поправили диапазоны температур по состоянию на сезон 17/18. Если у вас есть, что добавить к этому списку, пишите в комментариях.

Структуры Fischer

  • P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0
  • С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5
  • С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5
  • С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0 до -10
  • С12-1 любой тип снега, -5-15
  • C12-7 мелкозернистый снег на t от 0 до -10
  • P1-1 температура +3 до -5, свежий снег
  • Р3-1 структура на свежий влажный снег, на 0 градусов с переходом в плюсовую
  • Р3-2 на старый мокрый снег при t 0 с переходом в плюс
  • Р3-3 водянистый снег, от +5 и выше
  • Р5-0 сухой мелкий снег от 0 до -5
  • Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0 и выше
  • TZ1-1 на свежий снег при температуре ниже 0
  • P5-1 универсальная структура на температуру от +5 до -10, любой тип снега
  • P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5 до -5
  • P11-2 все типы снега от +2 до -8
  • P10-3 падающий, свежий снег, t от 0 до -5
  • P9-2 влажный снег, t выше 0

Структуры Рамзау

Структуры с индексом S делают в Рамзау. Такие лыжи часто можно найти на вторичном рынке. Самые популярные – S13.

  • S13-6 структура на дождливую погоду
  • S13-5-08 вариант на очень мокрый свежий снег
  • S11-1 сухой снег на t -10 -20
  • S12-1 свежий натуральный и искусственный снег t 0 -15
  • S12-4 свежий сухой снег t -5 -10
  • S12-2 свежий мокрый снег t 0 -5
  • S12-6 свежий падающий мокрый снег t 0 -5
  • S12-12 старый снег t 0 -5
  • S12-14 на перемороженный снег в период потепления, свежий снег, t -2 -10
  • S13-4 влажный снег, натуральный и искусственный, переменчивая погода, большой диапазон
  • S13-5 свежий падающий мокрый снег, t 0 с переходом в плюс
  • S13-5-08 влажный мелкозернистый свежий снег
  • S11-3 структура под искусственный снег, t -10 -20
  • S12-7 искусственный снег, t -2 -12
  • S11-2 холодный сухой натуральный снег, t -10 -20
  • S12-16 структура для высокой влажности и свежего снега, подходит под глянец, t 0 -10
  • S12-2-07 для свежего снега и мягкой лыжни 0 -10
  • S12-3 свежий снег под t -2 -6
  • S13-6 мокрый снег с дождем, дождь

Показатели FA, HR, SVZ: что это и как узнать через штрих-код лыж

Такая маркировка есть не на всех лыжах, а только на специально отобранных для профессионала или по предзаказу. То есть на “спеццехе” или “спортцехе”, как любят называть наши лыжники. Подробнее о существовании специального или спортивного цеха мы писали в статье .

Если перед вами лыжи без наклейки, то это показатели можно легко узнать. Поставьте на смартфон любой сканер QR кода, запустите его и считайте штрихкод на лыжах. Программа выдаст что-то вроде 2.7 – 98.3, если не выходит такая информация, то пробуйте считать другой штрихкод. Наример, получили 2.7 – 98.3, то есть HR лыжи – 2,7, точный FA – 98,3. Не удивляйтесь, что на наклейке может быть написано FA 98 или вообще 97. Лыжи производятся не парами, в пары их собирают уже потом и такие расхождения в рамках погрешности.

На лыжах сезона 2019-2020 идет наклейка такого вида. На ней уже нанесен QR код для считывания всей информации о лыжах: номер штрих-кода, полный номер лыж с ростовкой, HR и FA.

После считывания получаете номер такого вида, где

  • 9002972387616 – номер штрих-кода
  • 186/1865078755 – номер, который выбит на лыжах
  • 2.2 – HR
  • 90 – FA

  • HR - зазор в миллиметрах , который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи. Например, если взять лыжи с одинаковым FA, но разным HR, лыжа с большим HR будет продавливаться более равномерно, а с меньшим – сначала легко, но дожать будет сложнее. С большим HR – большая дуга, более выгнутая лыжа, с меньшим HR – меньшая дуга, колодка ближе к лыжне в фазе проката. Низкая колодка особенно важна неопытным лыжникам. В классике облегчит держание, а в коньке улучшит стабильность в прокате.
  • SVZ – характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества и подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения.
  • FA (индекс жесткости) – это количество килограмм , которые нужно приложить в 7 см ниже точки баланса, для сжатия лыжи до зазора в 0,2 миллиметра.

Почему FA, а не конкретный вес? Индекс FA – характеристика лыжи, а не спортсмена. Используя этот параметр, специалист может подобрать лыжи под конкретного спортсмена. Одна и та же лыжа может подойти 70 кг профессиональному лыжнику и 90 кг любителю. При этом, обоим будет комфортно и лыжи будут работать как надо. С FA подбирать сложнее, чем по килограммам, но если разобраться, подбор лыж будет качественнее.

Таблица жесткости лыж Fischer FA.

Ханс ХУБИНГЕР:

ОДНА И ТА ЖЕ ЛЫЖА МОЖЕТ ПОДОЙТИ И СИЛЬНОМУ 70-КИЛОГРАММОВОМУ ЛЫЖНИКУ С ПРИЛИЧНОЙ ТЕХНИКОЙ

И ХОРОШИМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ, И 90-КИЛОГРАММОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ И ПОСРЕДСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ.

ПРИ ЭТОМ И ДЛЯ ПЕРВОГО, И ДЛЯ ВТОРОГО ЭТО БУДЕТ БЛИЗКАЯ К ИДЕАЛЬНОЙ ЛЫЖА.

КАК ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ ЗАШИТЬ В ЭТИКЕТКУ?

На фабрике «Fischer» в Риде до этой поездки я бывал дважды - в 1998 году (см. «Л.С.» №10) и в 2006 году (см. «Л.С.» №35). Каждый раз из этих поездок получалось привезти немало материалов, и при этом каждый раз нам удавалось опубликовать все эти материалы в одном номере. Эта поездка станет исключением, потому что опубликовать всё, что этим летом удалось привезти из Рида, в одном номере у нас не получится. Поэтому меньшую, но наиболее актуальную часть мы публикуем сейчас, в этом номере, а с бóльшей частью вы сможете познакомиться в следующем, январском номере, уже в 2014 году.


В этом году компания Fischer анонсировала новую топовую модель Speedmax, которая изготавливается по революционно новой технологии Cold Base Bonding. Естественно, меня заинтересовала возможность увидеть самому, как производится эта модель.

Напомню в двух словах, в чём заключается традиционная процедура изготовления любой модели лыжи «Fischer» (да и не только «Fischer»): собранные в специальной кассете, все компоненты будущей лыжи поступают в пресс, где под высокими температурой и давлением спекаются/склеиваются, и из пресса выходит уже полностью готовая лыжа - после печи ей предстоит пройти лишь «косметические процедуры» в виде обрезки, шлифовки и нанесения лака. Технология эта отработана даже не годами - десятилетиями, и в неё не вносилось в последние годы ничего принципиально нового.

И вот - Speedmax. Революция, прорыв, принципиально новый технологический процесс, суть которого заключается в том, что лыжа собирается/склеивается/спекается в прессе всё под теми же высокими температурой и давлением, но... без пластика скользящей поверхности! А пластик скользящей поверхности приклеивается потом холодным способом уже к готовой лыже. Таким образом, пластик скользящей поверхности не подвергается воздействию высоких температур и давления и, по словам представителей «Fischer», лучше сохраняет свои первозданные свойства: лучше впитывает смазку, лучше обрабатывается, лучше скользит...

Интересно? Ещё как! Но где же, где тот самый участок, где совершается это волшебство? Увы, в цех, где производится «женитьба» (От автора: позволю себе использовать этот термин из мира автомобильной сборки, где таким образом называют процедуру соединения на конвейере кузова и двигателя), то есть соединение абсолютно готовой лыжи с пластиком скользящей поверхности, нас не пустили. Говорят: секреты, журналистам туда - никак. Зато нам показали полностью готовую, абсолютно невесомую лыжу Speedmax без скользящей поверхности. Вот она - в руках представителя «Fischer» в России Елены Родиной (см. верхнее фото на стр. 82). Когда держишь эту лыжу в руках, очень трудно отделаться от ощущения, что всё это какая-то фантастика: ты держишь в руках вроде бы практически законченную лыжу, а она - ничего не весит. Понятно, что когда к ней приклеят пластик скользящей поверхности, она потяжелеет и станет по весу вполне привычной. Но вот это ощущение - когда ты держишь в руках пока ещё «не обутую» лыжу веса пера - непередаваемо.

Все работницы на фабрике одеты в фирменную спецодежду «Fischer» - удобно и красиво.
фото: Иван Исаев

Итак, наш сегодняшний собеседник - Ханс Хубингер (Hans Hubinger) - руководитель отдела по разработке гоночных лыж компании «Fischer». Это с ним мы разговаривали семь лет назад («Л.С.» №35 за 2006 год), это ему я задавал семь лет назад многочисленные вопросы о том, почему компания «Fischer» - лидер на рынке, и как ей удаётся удерживать это лидерство на протяжении стольких лет. С тех пор на рынке, если честно, мало что изменилось, точнее - лидерство «Fischer» стало ещё более заметным, но об этом мы подробно поговорим в январском номере журнала, а пока я прошу Ханса ответить на наши вопросы и на вопросы наших читателей, заданные на сайте сайт перед нашей поездкой на фабрику в августе 2013 года.

Одну ночь «проездом» мы заночевали в Зальцбурге, а утром вышли в город на пробежку. Вот тогда я и сфотографировал эту сейчас, в августе, пустующую велопарковку перед зданием местного колледжа. Говорят, во время учебного семестра здесь не так-то просто найти свободное место для велосипеда.
фото: Иван Исаев

Пока мы шли по территории фабрики к переговорной комнате, обсуждали вопросы тестирования лыж, поэтому первый вопрос Хансу Хубингеру (кстати, от Елены Родиной) после того, как я включил диктофон, оказался словно бы продолжением нашего «коридорного» диалога:

- Почему норвежцы так много тестируют лыжи осенью на глетчерах - неужели в этом есть хоть какой-то смысл?

В принципе, у нас все спортсмены получают лыжи осенью. Они тестируют их в сентябре и октябре на глетчерах, а также на первых этапах Кубка мира, и если что-то не так, какие-то лыжи не подошли, мы эти лыжи потом им меняем. При этом мы стараемся учесть многие индивидуальные потребности гонщиков: например, спортсмен обладает хорошей техникой и физической силой и может даже при короткой колодке справиться с держанием - мы подбираем ему жёсткие лыжи. При этом он, умея справиться с такой короткой колодкой, естественно, начинает выигрывать в скольжении. А кому-то нужна более длинная, более мягкая, более прощающая огрехи техники колодка, и мы стараемся подобрать или сделать для гонщика и такие лыжи - идём навстречу и таким пожеланиям. То есть какие-то индивидуальные изменения по желанию гонщиков мы можем вносить в конструкцию. Но это касается только гонщиков мировой элиты, для каждого спортсмена мы это делать не можем.

Кроме того, если возвращаться к вопросу о целесообразности осенних тестов на глетчере... Понимаете, для нас даже не так важно протестировать лыжи на этом осеннем снеге, как важно в спокойной, непринуждённой обстановке пообщаться со спортсменами, побыть рядом с ними, собрать их впечатления от прошлого сезона, посмотреть, в каком направлении идти дальше. Потому что одно дело - общаться с ними в рамках Кубка мира, чемпионатов мира и Олимпиад, и совсем другое - на глетчере, когда сезон ещё не начался и пока никто никуда не спешит.

Ещё она вещь, удивившая меня в Зальцбурге - совмещённые переходы/переезды через улицу для пешеходов/велосипедистов. Велосипедистов на улицах Зальцбурга так много, что вместе с пешеходами на одной зебре им было бы тесно, и для них на всех переходах выделены отдельные коридоры.
фото: Иван Исаев

После того, как Ханс ответил на «нулевой» вопрос от Елены Родиной, мы достали распечатку с вопросами из анонса-новости на сайте сайт от 13 августа 2013 года и объяснили Хансу, что это вопросы от наших читателей.

Что ж, давайте посмотрим, что интересует российских лыжников.

Итак, я задаю Хансу первый вопрос:

Андрей Груздев:

Где можно сделать шлифт Р5-1 и С12-1? Какой шлифт на магазинных лыжах (наименование или код)?

В основном мы используем Р5-1 и С1-1, в том числе и на серийных лыжах. И эти структуры мы наносим на «магазинные» лыжи потому, что и в гонках Кубка мира элитные спортсмены используют в основном именно эти структуры. Конечно, у нас есть немало специальных структур на более узкие температурные диапазоны (например, упомянутая вашим читателем C-12-1), но тем не менее именно Р5-1 и С1-1 наиболее часто используются на этапах Кубка мира.

Malex:

Присоединяюсь к вопросу ниже - где можно делать (или обновлять) фишеровские структуры?

Могу открыть вам «секрет»: мы поняли, что даже внутри компании перенести в серийное производство те структуры, которые используем в экспериментальном производстве, мы не можем. Невозможно воспроизвести один и тот же штайншлифт на двух разных машинах. Нужно не только учитывать те или иные технические параметры этого шлифта, но и у вас должен быть тот же самый камень, тот же самый алмаз, та же самая вода, используемая для промывки. К нам часто обращаются гонщики, дилеры с просьбой о воспроизведении того или иного шлифта, но мы всегда и всем объясняем, что в буквальном смысле воспроизвести один и тот же рисунок на двух разных машинах - невозможно. И потом, давайте не будем забывать, что это всё-таки отчасти наше ноу-хау. То есть нужно понимать, что настоящие фишеровские структуры можно сделать только на фабрике «Fischer» и в настоящий момент такая возможность доступна только членам национальных команд, выступающим на этапах Кубка мира.

Malex:

Можно ли рассказать о структурах «Fischer»? То описание, которое я встречал в сети, выглядит малоинформативным. Почему сменили стандартную (магазинную) плюсовую структуру? Как мне кажется, она была очень неплохой. Если сравнить новую со старой, у какой какие преимущества?

Новая структура Р5-1 более универсальна - диапазон её использования смещён ещё больше в сторону плюса. При этом старая плюсовая структура Р1-1 продолжает успешно использоваться нашим гоночным департаментом. Но мы заметили, что при тёплой погоде у Р1-1 всё-таки есть какой-то эффект подсасывания. А так как мы используем в серийном производстве всего два типа лыж - на холод и на тепло - то хотели бы, чтобы эти два типа перекрывали максимально широкий температурный диапазон.

Андрей Пшеничников:

Расскажите о дальнейшем развитии линии RCS Classic Zero (в моих краях она особенно актуальна).

- От себя добавлю к вопросу Андрея: слышал, что сейчас существенно расширяется диапазон использования лыж Zero. Насколько это соответствует действительности?

Да, это правда. Когда мы начинали работу над лыжами Zero в конце 80-х годов прошлого века, мы, возможно, сделали небольшую ошибку, поскольку хотели использовать их как замену лыжам с насечкой, сделанным по технологии Crown - лыжам достаточно универсальным, которые можно было использовать в относительно широком диапазоне. Но оказалось, что, будучи незаменимыми в околонулевой зоне, лыжи Zero имеют всё-таки существенно более узкий диапазон использования. Мы посмотрели статистику и увидели, что спортсмены используют эти лыжи чрезвычайно редко - один, может быть - два раза за сезон, настолько редко соответствовали им снежные и температурные условия.

Мы стали думать - как расширить диапазон их применения? Дело в том, что при использовании этой модели есть одна опасность: она возникает, когда высокая влажность, температура около ноля градусов, но при этом на затенённых участках трассы она чуть ниже ноля. Вот при таких условиях всегда есть вероятность замерзания воды, которая находится на поверхности лыжи и непосредственно в ворсинках. Мы стали думать - что можно сделать в этой ситуации? Стали искать иные, более подходящие для этой цели материалы для зоны колодки. Кроме того, обратились к представителям компаний-производителей смазки с просьбой найти варианты смазки для лыж Zero под колодкой: нам нужна была мазь, которая бы препятствовала проникновению влаги в пространство между ворсинками и не давала бы там воде превратиться в лёд. И компании-производители мазей откликнулись, такие смазки появились, и возможность их использования помогла нам расширить диапазон применения этих лыж в сторону небольшого минуса. С другой стороны, тесты показали, что в более тёплую, плюсовую погоду, когда обычно используются клистеры, эти лыжи также можно использовать вместо традиционных лыж со смазкой. То есть, как видите, эти лыжи оказалось возможным использовать и в плюсовую погоду.

Марит Бьорген - один из самых успешных спортивных «проектов» компании «Fischer». Успешнее, быть может, был только легендарный восьмикратный олимпийский чемпион Бьорн Дэли. Вот и с последнего чемпионата мира в Валь ди Фиемме 2013 года Марит привезла для «Fischer» и Норвегии четыре золотых и одну серебряную награды (из шести возможных).
фото: Reuters

Ещё одним важным обстоятельством стал тот факт, что мы сейчас стали использовать для колодки два разных материала - более агрессивный в середине колодки, и менее агрессивный - по краям. Теперь, когда вы определили колодку на конкретной паре лыж под конкретного гонщика именно с его весом, вы можете на этих лыжах зафиксировать необходимую вам колодку, запарафинив «лишние» её куски, состоящие из неагрессивного пластика. С другой стороны, в случае неуверенного держания эти «лишние» участки неагрессивного пластика под колодкой можно зашкурить и использовать для держания, а не скольжения.

- Лыжи Zero жёстче или мягче стандартных лыж?

Мягче. Обычные лыжи должны быть жёстче, потому что нужно место ещё и для нескольких слоев мази. А здесь мази нет.

- Всё-таки хочется услышать какую-то конкретную информацию: каков нынешний актуальный температурный диапазон использования этих лыж - плюс-минус полградуса, один градус, два градуса?

При высокой влажности (а значит - малой вероятности образования льда) эти лыжи можно использовать до довольно низких температур, вплоть до минус трёх и даже минус пяти градусов. Например, на чемпионате мира 2011 года в Осло, где близко море и всегда высокая влажность и туманы, эти лыжи работали и при минус трёх-пяти градусах.

При низкой влажности при минусовой температуре у вас меньше шансов для использования этих лыж.

Если попытаться дать универсальный рецепт использования лыж Zero, то он будет следующим:

при минусовых температурах эти лыжи можно использовать вплоть до минус трёх-пяти градусов при условии высокой влажности. При низкой влажности ваши шансы на использование этих лыж существенно уменьшаются из-за высокой вероятности образования льда под колодкой. Правда, современные средства обработки колодки от ведущих производителей смазки помогут вам снизить остроту этой проблемы;

в околонулевой зоне при температуре плюс/минус полградуса эти лыжи идеальны, и им не так-то просто найти альтернативу;

при плюсовой температуре вероятность образования льда между ворсинками становится ничтожно малой, и в этом смысле использование этих лыж при температуре плюс один-два-три градуса выглядят идеальным. За исключением одного «но»: чем теплее, тем больше влаги появляется в лыжне, тем больший подсос создают ворсинки. Если вы тренируетесь, это не будет для вас проблемой. Но в гонке этот подсос может сыграть свою негативную роль - вы будете проигрывать конкурентам в скольжении, и при откровенно сырой лыжне вам нужно будет всё-таки искать альтернативу лыжам Zero в виде лыж со смазкой.

На улицах Зальцбурга мы встретили «парящую» серебристую статую, которой прохожие кидали в ведёрки монетки; после этого статуя «оживала» и вручала жертвователю памятную открытку со своим изображением.
фото: Иван Исаев

Велопарковки в Зальцбурге буквально на каждом шагу.
фото: Иван Исаев

- Как далеко от ноля в плюс можно использовать эти лыжи?

Температура, на самом деле, не имеет большого значения - мы знаем условия, при которых эти лыжи точно не будут работать ни при какой температуре - на жёсткой леденистой трассе. Потому что у микроворсинок колодки нет ни малейшего шанса зацепиться за столь жёсткий снежный покров, почти лёд. А вот свежий или, тем более, падающий снег при околонулевой температуре даёт лыжам Zero очень неплохие шансы, поскольку использование жидкой или полутвёрдой мази при такой погоде с очень большой долей вероятности обеспечит вам подлип.

Андрей Чернышев:

Отличается ли пластик по своим техническим параметрам на лыжах RCS и RS (карбоновые и не карбоновые)?

- Давайте присоединим к списку, озвученному Андреем, и лыжи Speedmax.

Изначально скользящая поверхность на всех этих типах лыж используется одна и та же. Правда, со Speedmax - отдельная история, их скользящая поверхность не подвергается в процессе производства воздействию высокой температуры и высокого давления, и мы считаем это существенным плюсом. Но изначально материал на Speedmax - тот же.

Вообще-то, современные тенденции подготовки лыж к гонке таковы, что сам пластик скользящей поверхности уже не имеет такого большого значения, как раньше. Гораздо большее значение имеет структура, нанесённая на этот пластик. Да, 11-я база была неплоха, очень хорошие результаты она показывала на холодном свежем снеге, но, тем не менее, А5, на наш взгляд, работает лучше. Но, опять же, если нанести на любую холодную базу неправильную структуру, то шансов, что такие лыжи будет хорошо работать, нет никаких. 11-я база хорошо работала, когда были распространены разнообразные ручные накатки. А сейчас всё-таки далеко вперед ушла система машинной обработки лыж. Мы по-прежнему каждый год даём спортсменам пробовать лыжи с 11-й базой, но они их не используют.

Андрей Чернышев:

Как отличить лыжи австрийского производства от украинского или белорусского или какого-нибудь еще?

А чем вызван этот вопрос? Это имеет какое-то значение?

- В России люди, покупая верхние модели лыж, хотят быть уверены, что эти лыжи сделаны в Австрии, а не на Украине.

В принципе, для нас это тоже довольно важная история. Владельцы компании имеют на этот счёт давнюю принципиальную позицию: вся высококлассная продукция, все верхние модели должны производиться именно здесь, в Австрии. В настоящий момент шесть верхних моделей производятся в Риде: Speedmax, Carbonlite, RCS, RCR, SCS и юниорская модель Carbonlite Jr.

- Как это понять, глядя на саму лыжу? Есть какая-то отличительная надпись, или, быть может, часть индивидуального номера лыжи?

На австрийских лыжах написано «Made in Austria». На украинских лыжах написано «Austria» - отличить просто.

Процедура укладки комплектующих в кассету перед отправкой будущей лыжи в пресс остаётся неизменной на протяжении уже нескольких десятилетий...
фото: пресс-служба «Fischer»

Зато высокоточный полностью компьютеризированный пресс - новый, ему всего два года. Он позволяет с максимальной точностью задать технические параметры лыж и в дальнейшем дает возможность воспроизвести характеристики наиболее удачных лыж.
Сейчас две полностью собранные кассеты отправились внутрь пресса.
фото: пресс-служба «Fischer»

Владимир Смирнов:

Меня также интересуют маркировки (база, конструкция, FA, HR, SVZ)...

Осипов Владимир:

И я бы присоединился к вопросу по поводу обозначений жесткости и отмечу несоответствие расчетов по FA действительной жесткости, промерам лыж на «флексоре». По России ходят некие таблицы «жесткости»... по-моему, самодеятельные. С некоторых пор в Россию не поступают коньковые лыжи SOFT, по крайней мере, найти их трудно, отчего выпадают спортсмены небольших весов, особенно молодежь высокого роста с небольшой массой - юноши, юниоры. Эта проблема есть даже в национальных сборных командах страны. Объяснения А.Завьялова выглядят неубедительно и больше похожи на попытку оправдать избыточную жесткость коньковых лыж «Fischer» перед спортивным «рынком».

Мы говорим о том, что при подборе лыж действительно очень важно учитывать большое количество параметров. С одной стороны, в своих таблицах мы в первую очередь опираемся на вес человека; с другой стороны, есть много других параметров, например, рост - при одном и том же весе можно использовать лыжи разной ростовки. Есть разный уровень катания - все знают, что человек, обладающий хорошей техникой, может взять при прочих равных условиях более жёсткие классические лыжи - они будут лучше катить, а его хорошая техника и хорошие физические данные позволят ему нормально толкаться на более жёстких лыжах. А другой спортсмен при прочих равных условиях не справится с этими лыжами. Таблица по подбору жёсткости FA, которая действительно существует и которую действительно можно найти в Интернете - это лишь некое общее направление, нужно учитывать и многие иные параметры в подборе лыж, кроме этого FA. Поэтому для каждого веса существует определенный диапазон индекса жёсткости, это не какая-то конкретная единица с разбросом в один-два пункта, а достаточно широкий диапазон с разбросом в десяток единиц.

- А можно дурацкий вопрос? Почему всё-таки нельзя на лыжах писать жёсткость в килограммах, а не в этих мудрёных FA?

Мы много и долго обсуждали этот вопрос - писать килограммы или FA. Но как мы говорили - если человек придёт в магазин и увидит не совпадающие с его весом килограммы на лыже, он их не купит. Но по факту в зависимости от техники катания эти параметры могут меняться - с хорошей техникой можно и нужно брать более жёсткие лыжи, на бóльший вес. И наоборот. На наш взгляд, человеку, разбирающемуся в предмете, технические параметры (FA и HR) дадут больше информации о лыжах, чем просто вес в килограммах. Продавец должен знать технические характеристики данной лыжи и должен уметь в разговоре с покупателем в зависимости от уровня его подготовки и физических данных дать ему рекомендацию по отклонению в ту или иную сторону.

- Хорошо, тогда расскажите, что же всё-таки такое FA?

Ханс берёт лист бумаги и начинает рисовать.

Смотрите, вот это - баланс лыжи, вот это - точка приложения усилия в 7 сантиметрах от точки баланса.

- А почему в 7 см ?

Мы считаем, что гонщик прикладывает максимальное усилие к лыже в районе подушечек стопы, то есть примерно в 7 см от точки баланса.

Итак, крепление находится на точке баланса, но давление мы прикладываем не в точке баланса, а там, где располагаются подушечки стопы. Мы увеличиваем силу давления до тех пор, пока зазор между поверхностью стенда и лыжей не составит 0,2 мм (на толщину мази). Смотрим, каким весом надо воздействовать на лыжу, чтобы получить этот зазор в 0,2 мм? Например, к классической лыже длиной в 207 см нам нужно приложить усилие в 42-43 кг для того, чтобы под колодкой остался зазор в 0,2 мм. Вот это и есть величина FA. Потому что для того, чтобы полностью задавить эту лыжу, чтобы выбрать этот зазор в 0,2 мм, конкретно этой лыже нужно дать дополнительную нагрузку ещё в 5-6 кг сверх этих 42-43. Теперь понятно, чем FA отличается от веса, необходимого для полного задавливания лыжи?

Есть ещё два параметра, которые пишутся на гоночных лыжах: это HR - жёсткость, и SVZ.

HR - это фиксированный для каждой ростовки вес, с которым в процессе тестирования мы воздействуем на лыжу. Например, для ростовки в 207 см таким фиксированным весом у нас являются 32,5 кг. То есть на каждую ростовку мы воздействуем своим отдельным весом, но внутри ростовки вес, с которым воздействуют на все лыжи, один и тот же. В идеале, конечно, хотелось бы взять вес каждого конкретного человека и с половиной его веса воздействовать на подбираемую им лыжу. Но понятно, что каждого покупателя в Австрию не привезёшь, поэтому при подборе лыж в гоночном департаменте мы пользуемся этими двумя параметрами - FA и HR, поскольку это позволяет нам более точно подобрать лыжи.

- То есть HR - это величина остаточного прогиба после воздействия на лыжу стандартным фиксированным для этой ростовки весом?

Совершенно верно. FA - это максимальная нагрузка до зазора в 0,2 миллиметра, измеряемая в килограммах, а HR - это остаточный прогиб после воздействия на лыжу стандартным для этой ростовки весом, измеряемый в миллиметрах. У FA мы меряем давление (вес, с которым давим на лыжу), а при получении HR измеряем оставшийся зазор.

Я прошу Ханса нарисовать веса, с которыми воздействуют на те или иные ростовки лыж. Ханс рисует в левом верхнем углу эти диапазоны и поясняет:

Разница между ростовками 207 см и 202 см - 2,5 кг. Но между 202 и 197 - разница уже не в 2,5, а в 5 кг. Это из-за того, что 202, как мы считаем, как правило, ещё мужские лыжи, а 197 - уже женские.

- А что такое SVZ?

Это характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеальной прямой.

- И в чём она измеряется - в миллиметрах, микронах?

Это не так важно - это, по сути, наш внутренний показатель качества, никакого отношения к работе лыж не имеющий. Этот показатель помогает нам вести отбраковку некачественных лыж, ничего более.

Я говорю Хансу о том, что мы опубликуем его рисунок в журнале и прошу в правом верхнем углу подписать его. Все присутствующие смеются.

Вы из меня Пикассо хотите сделать? - с улыбкой ворчит Ханс, но рисунок всё-таки подписывает.

Рисунок Ханса. В верхнем углу - значения фиксированных нагрузок, применяемых к тем или иным ростовкам лыж, справа - собственноручная подпись.

- Давайте попробуем всё-таки ответить на вопрос по поводу лыж жёсткости Soft (мягких)...

Тут ваш читатель прав - несколько лет назад мы перестали производить коньковые лыжи в жёсткости Soft, но тем не менее жёсткость Medium (средняя жёсткость) имеет определенный диапазон, в котором можно найти как более мягкие, так и более жёсткие лыжи. Также нужно понимать, что обычно при выборе коньковых лыж покупатель чаще идёт в сторону более жёстких, потому что считается, что такие лыжи лучше скользят.

А вот если говорить про классические лыжи, то тут среднестатистический потребитель, наоборот, чаще идёт в сторону более мягких лыж, чтобы обеспечить себе надёжное держание. Может быть, он немножко потеряет при использовании таких лыж в скольжении, но в классике всё-таки держание - самое главное, потому что именно этот аспект, а не скольжение, обеспечивает комфортное катание этим стилем. В коньковых лыжах важно, чтобы лыжа была чем-то типа трамплина, катапульты, чтобы не было полного контакта лыжи со снегом, а в классике вам как раз обязательно нужен полный контакт. Поэтому мы сохранили в классических лыжах жёсткость Soft, отказавшись от неё в коньковых лыжах.

- Вопрос немного в сторону: что, по вашему мнению, в скольжении лыжи наиболее важно: прогиб (эпюра) лыжи, структура лыжи или смазка? 15 лет назад первый российский чемпион мира по лыжному ориентированию Иван Кузьмин написал на страницах нашего журнала: «...принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыжи, 20% определяется материалом и структурой, и лишь последние 20% - смазкой лыж...» Насколько, на ваш взгляд, эта пропорция соответствует действительности ?

Скольжение - это не всё. Если просто скатываться с горки на скорость, то это одно. Если же мы говорим о работе лыжи, то это совершенно другое. Для скольжения я могу взять горные лыжи и там главное - структура и мазь, эпюра лыжи отходит на второй план. А для того, чтобы передвигаться не только вниз, но и вверх, мне горные лыжи не подойдут, мне нужны беговые лыжи, и там уже нужен совершенно иной набор характеристик, рабочих свойств.

- И всё-таки, нам это важно - насколько корректно, на ваш взгляд, это высказывание?

На этот вопрос ответить непросто. Если какой-то из этих трёх параметров не работает, то результата не будет в любом случае. То есть если вы подобрали для себя хорошую пару лыж, но не угадали со структурой или смазкой, вы всё равно не получите хорошие лыжи, в борьбе с конкурентами у вас не будет шансов. То есть на самом деле у меня нет универсального ответа на ваш вопрос. Но, поскольку вы всё-таки настаиваете на ответе, я могу сказать, что в целом мне эти цифры нравятся, приведённая вами пропорция похожа на правду. Потому что вот этими шестьюдесятью процентами занимаюсь я, этими двадцатью - тоже я, ну, а эти двадцать процентов (смазка) - не моё дело (смеётся).

Абсолютно готовая лыжа Speedmax (но пока без пластика скользящей поверхности) в руках менеджера «Fischer» в России Елены Родиной. Поверьте мне, эта лыжа в таком виде действительно легче пера - абсолютно невесомая...
фото: Иван Исаев

Это пластина NIS (её тыльная сторона), которая вскоре будет приклеена к лыже «Fischer». Как видите, пластина имеет четыре шипа, которые при приклейке войдут на клею в четыре технологических отверстия, высверливаемых в лыже.
фото: Иван Исаев

Эталонные лыжи, с помощью которых время от времени проверяют настройки станка по спариванию лыж. Этот станок был куплен на фабрику пять лет назад, и с тех пор точность спаривания лыж возросла весьма заметно - теперь в одной паре не могут появиться лыжи с разницей в весе более чем в три килограмма. Но на «Fischer» особо подчеркнули, что спаривание с разбросом в 3 кг - это самый крайний случай, таких пар у них - не более одной на сотню. А обычная погрешность при спаривании - не более одного-двух килограммов.
фото: Иван Исаев

Как думаете, что это за стеклянный короб перед входом в цеха? Неужели не угадали? Правильно, курилка. Курильщики не могут просто так стоять и дымить на территории фабрики (пусть даже и на улице, вне помещения) - они обязаны войти в этот стеклянный «аквариум» и, покурив, там же оставить окурок. Я спросил директора по маркетингу гоночного дивизиона «Fischer» Таню Винтерхалдер (Tanja Winterhalder), как много у них на фабрике курящих людей? Таня в ответ поморщилась и, как мне показалось, немного виновато ответила:
- Много, процентов 10 или даже 12. Но процесс расставания с сигаретой медленно, но верно всё-таки идёт.
Я задумался и мысленно спросил сам себя - а сколько курящих людей на каком-нибудь российском предприятии в глубинке? Процентов 40? 50? 60? Думаю, эти австрийские 10-12 процентов для сугубо провинциального города Австрии - очень и очень неплохой показатель.
фото: Иван Исаев

«Made in Austria» - такая надпись есть на всех сделанных в Австрии лыжах. Это - признак именно австрийского происхождения данного продукта.
фото: Иван Исаев

Проходя мимо контейнера для мусора, я увидел пустую коробку от 900-граммовой упаковки парафинов «Swix». Поинтересовался - что это такое? Мне ответили, что именно этот парафин используется для базовой обработки лыж «Fischer». Как видите, это мазь «Swix» LF8 на температурный диапазон +1 – 4 градуса.
фото: Иван Исаев

Это палец Макса Буттингера. Он демонстрирует нам пластик скользящей поверхности, используемый на шести верхних моделях лыж «Fischer». Правда, из осторожности Макс всё-таки прикрыл часть идентификационного кода пластика (секреты, повсюду секреты!).
фото: Иван Исаев

Максим Чуриков:

У меня только одно пожелание: сделать, наконец, понятным обозначение лыж по месту производства, жесткости, типу снега, структуре и т.п. Чтобы любой желающий, взяв лыжи в руки, мог сразу понять - подходит ему эта пара, или нет? Если это сложно напечатать, то должна быть в свободном доступе (на сайте «Fischer») программа считывания и расшифровки штрих-кода. На дворе XXI век, а шаманство вокруг лыж «Fischer» продолжается.

Мы с вами уже обсуждали это. Недостаточно знать два параметра для того, чтобы понимать, подойдёт тебе эта лыжа или нет, нужно много чего учитывать, и «зашить» эту информацию в этикетку на лыже достаточно сложно. Одна и та же лыжа может подойти и сильному 70-килограммовому лыжнику с приличной техникой и хорошими физическими данными, и 90-килограммовому человеку с избыточным весом и посредственной техникой. При этом и для первого, и для второго это будет близкая к идеальной лыжа. Как эту информацию зашить в этикетке? То есть мы снова и снова возвращаемся к вопросу о том, что невозможно лыжу воспринимать исключительно только по весовым характеристикам. Если нам нужна ординарная лыжа для широкой продажи непритязательным покупателям, то тогда мы можем написать на лыже диапазон в 70 – 75 кг, и вперёд - покупайте все, у кого вес в этом диапазоне. Но для того, чтобы подбирать лыжу лучше, точнее, всё-таки лучше написать сложнее, но это будет более качественная и более объективная информация.

Возьмём в качестве примера наш гоночный департамент: там на лыжах на этикетке содержится больше информации, и сервисмены из года в год знают, какие лыжи использует тот или иной спортсмен. Но в любом случае при прочих равных условиях им приходится каждый раз откатывать лыжи в конкретный день в конкретном месте на конкретном снегу при конкретной погоде, и только тесты на снегу могут показать, какая пара лыж работает в эту погоду. Мы не можем написать всего этого на лыжах, потому что никто этого не знает. Я уже много лет работаю в гоночном департаменте «Fischer», через мои руки прошли тысячи, если не десятки тысяч пар лыж, я могу примерно сказать про ту или иную пару лыж - поедет она или нет, но всё равно каждую пару надо пробовать.

- Ок, вопрос в сторону от темы индексов и жёсткостей. «Fischer» и Сочи - есть ли здесь какая-то интрига, или для вас это такое же рутинное событие, как Солт-Лейк-Сити-2002, Турин-2006, Ванкувер-2010? Готовите ли вы для Сочи что-то особенное?

Мы уже были в Сочи на предолимпийской неделе, и у нас появились определенные наработки. Но всё зависит от того, какие будут условия в олимпийский год. Например, на предолимпийской неделе в 2009 году нам казалось, что мы нашли какие-то решения, но на следующий год погодные условия полностью поменялись. Мы были в Сочи около двух недель, очень много чего протестировали и попробовали, у нас есть определенные представления о том, что нам может понадобиться там, потому что мы не раз участвовали в соревнованиях в аналогичных условиях - при высокой температуре и высокой влажности, типичных для этого места. Конечно, мы привезём большое количество лыж, хорошо зарекомендовавших себя в прошедшем сезоне. Но, вне всяких сомнений, мы повезём в Сочи не только то, что протестировали, мы повезём туда всё, что имеем, потому что никто не знает, что конкретно на следующий год будет работать - какие базы, какие структуры? Я в своей жизни много занимался тестами, исследованиями на снегу и пришёл к выводу, что предусмотреть ничего невозможно, каждый раз всё меняется. Очень хорошо иметь этот опыт, но полагаться только на него всё равно не получится.

Беседовали

Елена РОДИНА и Иван ИСАЕВ,

Москва - Рид - Москва