Вилла д’Эсте (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год в Италию
- Горящие туры в Италию
Предыдущая фотография Следующая фотография
Античная вилла д’Эсте - это одна из самых живописных и узнаваемых достопримечательностей самобытного итальянского городка Тиволи . Ее история берет исток в эпохе Ренессанса, в Италии, когда Ипполито II д’Эсте, отпрыск семьи Борджиа, решил устроить парк неподалеку от своего дворца. В 1550 г. наняли зодчего - Пирро Лигорио, потрудившегося в свое время над созданием Ватиканских садов и собора Св. Петра в Ватикане . Строили с любовью к искусству и размахом - окончательно свое лицо поместье обрело только в 1572 г., когда закончили внутреннюю роспись во дворце.
В 2001 г. вилла была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а парк в 2007 г. получил звание самого красивого парка Европы.
В 17 веке парк вокруг дворца серьезно обновляли, и до 20 столетия вилла словно застыла во времени, заботливо поддерживаемая в незыблемом состоянии династией Габсбургов. Франц Фердинанд был последним частным владельцем - затем наступила Первая мировая война, и комплекс перешел в руки итальянского государства. Финальные восстановительные работы провели в конце 40-х - во время Второй мировой местность сильно пострадала от бомбардировок.
Что посмотреть
Оставим историков изучать богатое на события прошлое этого места, ведь нужно ответить на главный вопрос - чем же оно привлекает туристов? В первую очередь самим парком и окрестностями.
Разнообразие растительности бережно поддерживается в аккуратном виде, а ландшафтный дизайн умело сочетает в себе ухоженность и налет старины.
Разумеется, вилла д’Эсте наиболее известна своей системой фонтанов. Каждый описывать бессмысленно - лучше своими глазами увидеть их красоту и изящество узоров, а если повезет, то даже покормить фонтанных карпов. Однако на некоторых точно стоит остановиться поподробнее.
Многоуровневый фонтан Нептуна поражает своими размерами. Многим он напомнит о Петергофе , и не без причины - именно здешними шедеврами гидротехники вдохновлялся Петр I. Необычный фонтан Органа спроектирован таким образом, чтобы вода, падая в специальные полости, заставляла воздух, вибрируя, выходить наружу через органные трубки - так водный поток играет свой концерт. Аллея 100 фонтанов - название говорит само за себя. Зрелищность достигается умелым чередованием разнообразных фигурных фонтанчиков, поросших нежной зеленью.
Но не одними фонтанами живет вилла - дворец также открыт для посещения. Внутри нее множество залов со старинными фресками и прекрасной росписью, с балконов открывается панорамный вид на парк. А напротив фонтана dell’Ovato расположен музей-лаборатория антикварных книг - здесь их не только выставляют для посетителей, но еще и реставрируют.
Практическая информация
Билет стоит 8 EUR, для лиц до 18 лет - бесплатно с предъявлением подтверждающих возраст документов. Территория открыта с 8:30 до 19:45, понедельник - выходной.
Комплекс стоит на холме, на окраине Тиволи. Добраться до него можно рейсовым автобусом из Рима , курсирующим каждые полчаса.
Вилла д’Эсте пользуется огромной популярностью среди туристов, посещающих Вечный город. Она находится на окраине городка Тиволи, в 25 км от Рима, и соседствует с не менее достойными внимания достопримечательностями региона Лацио — Григорианской виллой и древнеримской виллой Адриана .
Сад виллы д’Эсте знаменит своими многочисленными фонтанами, декоративными бассейнами, гротами и скульптурными изваяниями. В его оформлении проиллюстрированы изысканные формы эпохи Возрождения, а инновационный для XVI в. ландшафтный дизайн и инженерная изобретательность поспособствовали развитию нового направления садово-парковой архитектуры. Образ виллы воспет в стихах, отражен в музыкальных произведениях, запечатлен в графических работах и живописи.
Вилла д’Эсте в Тиволи: история и архитектура
На автобусе
От станции метро Ponte Mammolo (линия В) в направлении Тиволи следуют автобусы компании Cotral . Более детальную информацию о поездке из Рима в Тиволи можно посмотреть в материале нашего сайта .
В Риме можно воспользоваться мобильными приложениями такси — Uber, Chiama Taxi, AppTaxi, inTaxi, it Taxi, eTaxi и пр.
Вилла д’Эсте: видео
Вилла д’Эсте - самый знаменитый дворцово-парковый комплекс Италии. Находится на окраине города Тиволи, в двух часах езды от Рима на машине. Именно это место служило прообразом создания Петергофа, а Петр I стремился, чтобы фонтаны Санкт-Петербурга превзошли фонтаны виллы д’Эсте. Она по праву занимает свое место в ряду великих европейских усадьб.
История Виллы в Тиволи
Создание виллы предписывают кардиналу Ипполиту II. В 1550 году он назначен губернатором города Тиволи. Получив в дар уже существующую виллу, он решил усовершенствовать ее архитектурный облик и разбить большой парк на крутом склоне. Этим занялся архитектор и археолог Пирро Лигорио. Богатство убранства виллы призвано подчеркнуть место приюта музыкантов, художников и литераторов. Стены залов украшены лепниной, фламандскими гобеленами, римской бронзой и античными статуями. В XVIII веке вилла пришла в запустение, а после Первой Мировой войны отошла в собственность государству.
Фонтаны Виллы д"Эсте
Сад виллы д’Эсте имеет определенную символику, затрагивающую политику и философию. Извечная тема выбора добродетели или порка фигурирует в скульптурах древнеримских божеств. Фонтаны сада не оставляют равнодушным никого, а в XVI веке стала наивысшим достижением техники. Парк состоит из трех частей, объединенные между собой тремя аллеями. Фонтан Органа знаменит своим необычным звучанием: струи воды, которые в него попадают создают необычную мелодию.Фотографии
Villa D"este (tivoli) roma
Вилла на карте
Villa D"este (tivoli) roma
Полезная информация
Входной билет стоит 8 евро, позволяет посетить парк и выставку в покоях виллы д’Эсте. Время работы с октября по апрель с 8:30 до 16:00, с мая по сентябрь с 8:30 до 19:45.
Villa d"Este
Piazza Trento, 5
00019 Tivoli RM
Italy
+39 0774 312070
villadestetivoli.info
Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни. Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. В процессе развития барочного паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма, и как зона, отведенная для растительного царства. Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры: регулярный сад и пейзажный парк.
Вилла д’Эсте в Тиволи, шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим. Садовый комплекс, располагается ниже дворца и соединяется с ним посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.
Вилла принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (1509-1572), который был сыном Лукреции Борджиа и племянником папы Александра IV. Назначенный губернатором Тиволи в 1550 году, он сразу же начал вынашивать идею о восстановлении традиционной резиденции губернаторов Тиволи и создании парка на крутом склоне у дворца, известного как «Валле Гауденте» (Веселая равнина). Автором проекта был архитектор и археолог Пирро Лигорио, ему помогало множество художников и ремесленников. В 1563 году под руководством Джироламо Муциано началась отделка внутреннего убранства дворца, затем работы продолжились под руководством Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные Джанлоренцо Бернини.
В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.
Церковь Санта Мария Маджоре в Тиволи
Фонтан Венеры во внутреннем дворе дворца.
Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид.
Двор с трех сторон окружен галереями.
Двойная лоджия дворца.
Балкон с фонтаном «Триподия».
Пирро Лигорио. Фонтан Органа. 1568
Фонтан знаменит первым для того времени гидравлическим органом. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен.
Джанлоренцо Бернини. Фонтан Нептуна. 1661
(Реставрирован Аттилио Росси в 1927 году)
Рыбные садки
Фонтан Тиволи или фонтан «делль Овато» – впечатляющий водный спектакль, который был сделан мастером Курцио Маккароне в 1564-1570 годах по проекту Пирро Лигорио. Позади большого овального бассейна расположена обширная эскедра с арками и нишами, где десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над эскедрой возвышается мраморная статуя Венеры.
«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке.
«Сто фонтанов»
Фонтан драконов
Гиллис Ван де Влиете. Фонтан «Богиня Природы» или Дианы Эфезии. 1568
Фонтан совы
Курцио Маккароне (по проекту Пирро Лигорио) Фонтан «Рометта». 1567-1570
Салон фонтана. 1565
Парадный зал, расписанный под руководством Джироламо Муциано. На стенах изображены «соломоновы» колонны, которые создают иллюзию галереи с ведутами виллы.
Джироламо Муциано. Зал Геракла. Геракл на Олимпе
Федерико Дзуккари. Зал Славы. 1566-1568
Федерико Дзуккари. Зал Благородства. 1566-1568
Крытая галерея или «длинный рукав», связывающий между собой залы нижнего этажа, построен по принципу римских крытых галерей с освещением потолка через небольшие косые окна. Верхняя часть бочарного свода украшена мозаикой с изображением птиц и цветов.
«Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас».
Павел Муратов. Образы Италии. Спб., 2005
Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.
Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории.
Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.
Вилла д’Эсте — одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа
В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Расстроенный и разочарованный герцог д"Эсте возвращается в Тиволи, но вновь избранный понтифик лишает в сентябре того же года кардинала Феррары его владений и отправляет в изгнание в Ломбардию, поставив ему в вину подкуп участников конклава. Только приход на папский престол Пия IV вернет кардиналу д"Эсте Тиволи.Возвратившись в свою резиденцию, кардинал решает перестроить старый дворец и монастырь в современную для того времени виллу и разбить вокруг нее парки.
Серьезный любитель археологии, поклонник античных авторов, Ипполито II д"Эсте после бурных перипетий своей жизни все время посвящает интеллектуальному досугу: отстраивает виллу, разбивает парк и устраивает фонтаны. Именно парку-саду по старой феррарской традиции уделяет он особенно пристальное внимание, и потому впоследствии именно парк и его фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи.
Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года, не прерываясь и в отсутствие кардинала. Движимый честолюбивыми замыслами занять папский престол, Ипполито II д"Эсте претерпел несколько тягостных неудач, и разочарования в своих тщетных попытках в еще большей мере возобновляли его интерес к собственному владению в Тиволи.
В 1560-е годы вилла в основном была закончена: проведены необходимые земляные и декоративные работы, создана инженерная система, обеспечивающая водой фонтаны.
Автором проекта стал Пирро Лигорио - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.В это время стали развиваться науки, но при этом была еще жива память о древних преданиях и мифах. И в волшебных садах Тиволи архитектор Пирро Лигорио хотел воплотить легендарное прошлое, полное чудес и великолепия.
В течение четырех столетий после своего возведения Тиволи считался одним из самых знаменитых садов в странах западного мира. К сожалению, до настоящего времени мало что сохранилось, но и оставшееся дает представление о мечте архитектора — прекрасном романтичном мире.
Когда сад только был создан и деревья еще не выросли такими высокими, как сейчас, можно было во всем великолепии видеть потрясающий проект Пирро Лигорио.
Сам дворец.достаточно скромный снаружи поражал своим великолепием настенной росписи...
Потолочная и настенная роспись
Вилла в Тиволи, как и виллы других городков, была сориентирована на Рим, и это не было только особенностью их географического положения.
Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро.Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).
В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте — кардинал Алессандро д’Эсте — решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660—1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.
Над созданием ансамбля загородной виллы в Тиволи, проведением акведуков, над разбивкой парка, устройством механики фонтанов и оформлением интерьеров дворца трудилось большое количество мастеров. Начав свою работу с раскопок виллы Адриана, многие античные произведения они перенесли потом с виллы императора на виллу кардинала, украсив ее интерьеры и парк.
Симметричная планировка парка включала девять продольных и тринадцать поперечных осей. Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею, после пересечения первой поперечной оси они оказывались в той части парка, откуда начинался пока еще относительно пологий подъем холма, ведущий к самой резиденции.
На пути к ней их встречал «фонтан Дракона», получивший свое название от украшавшей его скульптурной группы. Эта группа состояла из многоглавого дракона, охраняющего сад Гесперид, и статуи Геркулеса. Существующий ныне фонтан был переделан к приезду на виллу Тиволи папы Григория XIII в сентябре 1572 года.
«Фонтан Дракона» полукружием охватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой. Эта терраса выходит на аллею Стафонтанов, откуда путь в резиденцию кардинала по прямой был уже невозможен, и потому посетители продолжали свой путь по пологим диагональным пандусам.
Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. 1565—1571
Аллея Ста фонтанов заканчивалась фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимавшим полукруглую террасу. Основная идея фонтана — триумф Рима, поэтому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски.
Обтекающий всю скульптурную композицию стремительный поток воды олицетворяет Тибр с островком в центре, откуда собственно и пошел Рим. Сам островок был оформлен в виде корабля после установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.
Большой интерес вызывал у посетителей виллы и «фонтан Филина», украшенный в свое время механической забавой. Она действовала благодаря силе падающей воды и представляла собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении Филина.
Парадным фасадом кардинальской резиденции являлся северо-западный, смотрящий на Рим. Он состоял из трех этажей, покоящихся на мощном цоколе. Первый этаж виллы был «утоплен» в холм, и там параллельно фасаду размещался тенистый криптопортик.
Полукруглая арка, скрывающая криптопортик, завершала овальную гладь бассейна, которая нарушалась лишь радужными брызгами водяных струй. Эти струи изливались из урн, которые держали стоящие в нишах нимфы.
Каменщик Р. да Фиренце выполнил по проекту П. Лигорио классическую аркаду из травертина, опоясывающую три стороны внутреннего двора.
Он же возвел лестницу-лоджию в центре главного фасада, которая была исполнена в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во дворце Сенаторов на Капитолийском холме.
Фонтан дель Биккьероне
На территории виллы был устроен грот, посвященный богине Диане. Внутри его декорировали стуковыми фестонами с золотыми яблоками Гесперид, обрамляющими античные статуи, в том числе статуи богини Дианы и кардинала Ипполито II д"Эсте.
Аллея с «гротом Дианы» стала излюбленным местом уединенных прогулок кардинала. Прогулки укрепляли здоровье и врачевали его душу сознанием нравственного совершенства и успешно преодоленных трудностей.В оформлении парка и интерьеров дворца существовала единая программа, созданная архитектором П. Лигорио при помощи француза М.А. Мюре — придворного гуманиста Ипполито II.
Она включала несколько связанных между собой тем, из которых одна выделялась особенно. В ней прославление владельца виллы, использовавшее предания древнего мира, облеклось в классические формы. Рим — близкий и одновременно далекий, видимый, но недостижимый для кардинала Феррары — эхом древних чудес противостоял Тиволи — убежищу муз и уединенному приюту просвещенного владельца.
Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.
Вилла д"Эсте. План
Вилла д"Эсте: 1 — дворец, 2 — верхняя терраса, 3 — Фонтан драконов, 4 — Аллея ста фонтанов, 5 — фонтан Сивилла, 6 — Торжествующий Рим, 7 — водоемы, 8 — Водяной орган, 9 — партер
Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
Художник Ф. Дзуккаро.
Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).
В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга.
Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»
Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.
На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры , причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.
Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).
А вот основные залы самого дворца,их потолки были выше
Второй тибуртинский зал составляет пару с Первым тибуртинским залом, его цикл фресок дополняет повествование о происхождении Тиволи с особым акцентом на поклонении Сибилле Тибуртинской. Центральная тема росписи - рассказ о метаморфозах этой мифологической фигуры.
Декорация зала Благородства и следующего Зала Славы, выполненны в 1566-67 годах Федерико Дзуккари и помощниками, воспевают моральные качества кардинала Ипполито. На своде изображены аллегории Чести, Природы, Изобилия и Бессмертия в центре под балдохином фигура Благородства с Либеральностью и Щедростью.
В декорации Зала Славы используя мотив, часто повторяющийся в кабинетах пятнадцатого столетия, на фреске изображены два стенных шкафа. Этот прием используется для демонстрации предметов, связанных с деятельностью кардинала Ипполито, среди них кардинальская шапка и папская тиара. На стенах, выполненные в технике гризали, между бюстами античных философов, открываются, широкие занавеси, обрамляя четыре аллегории Добродетели: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность. Аллегория Удачи на своде изображает падающую с неба кардинальскую шапку и папскую тиару - намек на амбиции Ипполит д Эсте.
Зал Охоты -единственный Зал, который был украшен фресками после смерти кардинала Ипполито. Эти фрески принадлежат кисти неизвестного художника пейзажиста начала XVII столетия. Сцены охоты на земле и на воде чередуются с изображениями трофеев охоты и гирляндами из цветов и фруктов.
Но вернемся к нашим...фонтанам
Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов.
С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы».
Диана
Рядом находилисьГроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон».
Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня.
Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях».
Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»
Фонтан Органа
Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки».
Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем — уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).
В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:
Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570
Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов.
Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.
В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов (1879). Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».
Одной из вершин графики XVIII века считается серия из десяти зарисовок сангиной, выполненных летом 1760 года на вилле д’Эсте Фрагонар ом (ныне — Вена, Галерея Альбертина). Кроме того, Фрагонар, как и его друг Юбер Робер, запечатлел виллу в своих живописных работах. В отечественном искусстве образ виллы д’Эсте воссоздан опять-таки в графике (Анна Остроумова-Лебедева). Фоном для картины "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" Александра Иванова выбрал парк виллы д"Эсте в Тиволи.
Вот как описал виллу Максимилиан Волошин в неоконченном стихотворении о Тиволи (1900):
Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы
Фамилии д’Эсте старинной.
А в одном из своих очерков 1901 года Волошин следующим образом характеризует свою записную книжку:
"между её страницами лежат альпийские розы, сорванные на склонах Ортлера, кипарисная ветвь с виллы Адриана, лавровая веточка с могилы Шелли, горная травка, выросшая между мраморных плит театра Диониса, веточка какого-то растения, с очень тонкими вырезанными листочками, которым был обвит старый фонтан на вилле Д"Эсте..."
Литература
Гревс И. М.,. Эсте, вилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 177-190.
Barisi I. Villa d’Este. Roma: De Luca, 2003.