Китайский дворец в ораниенбауме открылся после грандиозной реставрации. Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века. Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь не многие из них.

Помещение Передней служило вестибюлем изначально; здесь в центре южной части дворца, и сегодня расположен вход в здание. После пристройки в 1853 г. к этой комнате крытой застекленной галереи она стала использоваться и в качестве столовой. Стены Передней в XVIII столетии были украшены росписями итальянского живописца-декоратора Стефано Торелли, ученика прославленного неаполитанского художника Франческо Солимены. Торелли прибыл в Россию в 1758 г., оставив службу при Саксонском королевском дворе. В 1764 г. живописец трудился над оформлением Зимнего дворца, а в 1765 г. приступил к работе в Ораниенбауме, и спустя короткое время интерьеры Китайского дворца украсились его талантливыми произведениями. В 1850-е гг. настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника ХIХ в. «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами ». В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли « Аполлон и Искусства». Одна из стен Передней сохранила замечательные по красоте рисунка орнаментальные росписи другого итальянского мастер, Серафи- но Бароцци, который так же, как и Торелли, работал непосредственно в Китайском дворце. Дополняет убранство интерьера лепной декор падуг и потолка: раковины, листья аканта и других растений, цветочные гирлянды. Переднюю украшает наборный паркет XVIII в., составленный из нескольких пород дерева - ореха, амаранта, березы, сандала, яблони, розового и красного дерева; его рисунок, созданный Ринальди, словно отражается в лепном декоре потолка, что придает завершенность оформлению интерьера. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII в. «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов.

Большой зал , центральное помещение дворца, в документах XVIII столетия именуется также Приемным, Круглым, Овальным или просто Залом. Оформленный в духе торжественной приподнятости, он предназначался для официальных приемов и трапез. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в большом зале. В отличие от других помещений дворца, интерьер Большого зала несет в себе черты нового стиля - классицизма - и предвосхищает последующие интерьеры, созданные Ринальди в Петербурге, Царском Селе, Гатчине. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен. Стены и трёхчетвертные коринфские колонны декорированы искусственным мрамором разных оттенков. Большой зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным круглыми окнами - люкарнами, которые служат источником естественного освещения. Через большие двери, застекленные до самого пола, открывается живописный вид на партерный садик и луг, переходящий в парк. Над дверьми располагаются беломраморные барельефы, изображающие Петра Великого и его дочь Елизавету Петровну. Выполнила их Мари-Анна Колло, известный французский скульптор, ученица и помощница Э.-М. Фальконе. На потолке плафон С. Торелли «День, изгоняющий ночь». Картина была написана для Мраморного дворца в Петербурге, где она и находилась вплоть до передачи в Китайский дворец в 1960-х годах. Ранее на этом месте находился плафон прославленного венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо «Отдых Марса» - подлинный шедевр декоративно-монументальной живописи. В июле 1941 г. плафон был демонтирован и вывезен в Петергоф, где исчез в годы войны. В ноябре 2014 г. «Винтерсхалл» заключил договор о спонсорской помощи с ГМЗ «Петергоф» на реставрацию части помещений второй очереди Китайского дворца, что позволит завершить реставрацию Большого зала и позволит по-новому организовать экскурсионный процесс, избегая разворота и встречного движения групп.

Интерьер Голубой гостиной один из наиболее насыщенных архитектурно-лепным декором. Вследствие большой влажности и капиллярного подсоса нижняя часть стен была полностью деструктурирована и наблюдалось множество утрат. При демонтаже рам картин «Нимфа и Тритон, выходящие из тростника» и «Похищение Европы» обнаружилась полная деструкция гипсовых угловых орнаментованных композиций. Деревянные элементы рамы были демонтированы с соответствующей маркировкой, с угловых композиций были сняты модели, после чего их тоже демонтировали. Лепщиком - реставратором Холод А. Х. (почетный реставратор Санкт-Петербурга) был отреставрирован весь лепной декор и воссозданы утраченные элементы. Большая Антикамера пристроена к восточному фасаду дворца в 1850 г. Строительство нового помещения велось по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, и связано с обновлением Китайского дворца, осуществленным его новой владелицей, супругой великого князя Михаила Павловича - Еленой Павловной. После реконструкции дворца сюда перенесли вход, и комната получила название Передней. В интерьере сохранилась подлинная отделка, выполненная в технике гризайль (декоративная живопись, имитирующая барельеф, выполняемая различными оттенками одного цвета).

Зал Муз , сохранивший свою подлинную отделку, принадлежит к числу лучших интерьеров XVIII в. Большие окна-двери придают ему сходство с парковым павильоном. Первоначально зал назывался Живописной галерей и предназначался для музыкальных концертов, а свое нынешнее название получил в XIX в. В декоративном убранстве интерьера ведущую роль играет живопись. Роспись стен и падуг потолка выполнена в технике темперы в 1768 г. итальянским художником Стефано Торелли (1712-1784 гг.). В простенках между окнами располагаются крупнофигурные композиции с изображением девяти муз - покровительниц искусств. На падугах изображены группы амуров с атрибутами античных богов, чередующиеся с орнаментальной лепкой. Потолок украшен живописным плафоном Стефано Торелли «Триумф Венеры». Наборный паркет выполнен по рисунку А. Ринальди в 1772 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена. В наборе паркета использовано несколько разновидностей древесины, в том числе красное дерево, орех, палисандр, золоторозовое дерево, береза, клен. Работы по устройству противокапиллярной гидроизоляции и реконструкцию подполий выполняло ООО «ГЕОИЗОЛ». В помещении Зала Муз и Голубой гостиной было сделано техническое подполье высотой 80 см, где и проложили все инженерные сети. Работы по прокладке и пусконаладке инженерных сетей выполняло ООО «Стройсервис».

20 ноября 2014 г. в Танцевальном зале Большого петергофского дворца состоялось подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между ГМЗ "Петергоф", "Винтерсхалл Холдинг ГмбХ" (Гер- мания) и ООО "Петербургская реставрационная компания". Договор предусматривает первоочередные противоаварийные и выборочные работы в трех залах Китайского дворца - Будуаре, Кабинете Павла I и Штофной опочивальне. А также реставрацию интерьера Большого зала Китайского дворца, портретов Петра и Елизаветы Петровны, а также реставрацию Галереи. Масштабная реставрация дворца началась в 2009 г., после вхождения дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в состав ГМЗ "Петергоф". Первый этап завершился в 2011 г. за счёт благотворительных средств ОАО "Газпром", когда были представлены четыре зала - Большая Антикамера, Зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. В июле 2014 г. открытием еще двух залов Китайского дворца - Розовой гостиной и Гардеробной - завершился первый этап второй очереди реставрации. Второй этап включит работы в Передней, Большом зале, Галерее, третий - в Штофной опочивальне, Будуаре, кабинете Павла и помещениях второго этажа. Открыть эти залы планируется в 2016 г. В 2017 г. начнется последняя очередь реставрации, в рамках которой будут восстановлены восемь залов: Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайские кабинеты, Малую антикамеру, Китайскую опочивальню, Туалетную, Портретную и Кабинет Екатерины. «Винтерсхалл» - это самая крупная нефтегазодобывающая компания Германии, в которой занято свыше 2 тысяч сотрудников из более чем 40 стран. 25 лет тесного партнерства объединяют «Винтерсхалл» с крупнейшим в мире производителем природного газа российским предприятием «Газпром». Руководство компании считает, что содействие культуре не роскошь, а форма выражения общественной активности. Поэтому, в каких бы уголках мира не работал «Винтерсхалл», везде главным достоянием становится не только нефть и газ, но и связи между людьми, между народами.

Китайский дворец, жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в Государственный музей-заповедник «Петергоф», — единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века.

«У нас к Китайскому дворцу совершенно особое отношение, — сказала на торжественной церемонии открытия дворца генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. — Он не похож ни на что другое, это исключительный по своей ценности образец русского рококо».

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий — «Собственную дачу». Китайский дворец — одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца — Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно — это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком — синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», — писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума — потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца. Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Когда мы впервые вошли в эти помещения, в них было очень сыро, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Батаковский, директор ООО «Петербургская реставрационная компания», выполнявшего все работы в Китайском дворце. — Влажность воздуха составляла 80%, контактная влажность древесины — 20%, как у свежесрезанного дерева».

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!» По словам Елены Кальницкой, каждая очередь работ обходится примерно в 300 млн руб., сейчас общая сумма затрат приближается к 1 млрд руб. Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

Китайский дворец в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, — Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. — Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума — Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века — по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры — подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно будет по предварительной записи.


Антонио Ринальди. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Фото Анастасии Семёновой.


Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II.
Китайский дворец расположен в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-1768 годах для императрицы Екатерины II. Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.

В 1852-1853 годах южный фасад был перестроен по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.
Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.
Ораниенбаум, имение князя Александра Даниловича Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику престола Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости - дворец (по проекту А. Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской (в православии Екатерине Алексеевне) в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.

Ещё будучи Великой княгиней, Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений. Екатерина впоследствии писала:

« Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти. »
Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х годов.
По замыслу Антонио Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен был состоять из двух частей - регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отсутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую. Все эти постройки ансамбля Собственной дачи сохранились до наших дней.


Антонио Ринальди. Каменное зало. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.


Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки. Ораниенаум. Фото Анастасии Семёновой.


Антонио Ринальди. Китайский дворец. Скульптурная композиция "Три Грации".Фото Анастасии Семёновой.

Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания - ее образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты - Передняя и Гардеробная - связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.

Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи. Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты, позолота, резьба, декоративные ткани.
Живопись (плафоны, картины, росписи) в основном представлена крупными итальянскими мастерами: С. Бароцци, С. Торелли, Д. Маджотто, Г. Дицциани, Д. Б. Питтони. Тематика характерна для рококо - мифология и аллегория. Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определенного интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII-XVIII вв. Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Антонио Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменен на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные - это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.
Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века. Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца.Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.

Это помещение овальной формы, с большими застекленными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею - неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей. В отделке господствуют плавные линии - это скругленные углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.
Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз - Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены Стефано Торелли с помощью темперных красок. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы Стефано Торелли). На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценен скульптором Э. М. Фальконе в его письме к Екатерине II.


Китайский дворец. Зал муз.


Зал муз. Китайский дворец Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.


Стефано Торелли. Плафон в Зале муз. Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.



Скульптурное изображение хозяйки дворца Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.
Именно в Зале муз проходили балы и приемы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III, император Иосиф II, прусский король Фридрих Вильгельм III.
Следующая комната парадной анфилады - это Голубая гостиная. Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х годов. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана. Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. От первоначальной отделки сохранились лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого - один из изящнейших во дворце.


Китайский дворец. Голубая гостиная.


Плафон "Время, похищающее истину". Голубая гостиная Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.



Фрагменты интерьера Голубой гостиной. Фото Анастасии Семёновой.



Предметы фарфора.


Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом, изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель. При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой - птица на фоне двух китайских пагод.

Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что дает эффект дополнительного объема.


Стеклярусный кабинет Екатерины II. Китайский дворец. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.


Интерьеры Стеклярусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.


Каминный экран кабинета с изображениями китайских пагод. Фото Анастасии Семёновой.


Фрагмент панно. Фото Анастасии Семёновой.


Считается, что к вышивкам Стеклярусного кабинета приложила руку сама императрица Екатерина.


Плафон Стеклярнусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.
Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приемов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета - этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим.
На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Их исполнила Мария Колло по специальному заказу Екатерины II. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.


Барельефы Большого зала в Китайском дворце.
Самыми необычными из комнат дворца являются его Малый и Большой Китайские кабинеты, давшие ему такое экзотическое название.

В Малом китайском кабинете все необычно. И прямые линии архитектуры, и звучные сочные краски, и геометрический орнамент в рисунке паркета - все построено на контрасте с остальными помещениями дворца. Красный, зеленый, черный цвета, в сочетании с позолотой, смело введены в окраску наличников дверей, панелей, фриза. Шелк на стенах воссоздан и расписан по старому образцу в 1959 году. В узоре паркета наблюдается сочетание восточной орнаментики геометрического характера с европейской в виде растительных побегов и листьев. Здесь художник и архитектор также добиваются гармонии в убранстве интерьера, но гармонии яркой, сочной, с элементами экзотики и фантазии на восточные темы. Необычная отделка Малого китайского кабинета лишь только предвосхищает экзотический декор следующего помещения.


Интерьер Малого Китайского кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.


Большой Китайский кабинет Китайского дворца Екатерины II в Ораниенбауме.
Это Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в XVIII веке. Он принадлежит к главным интерьерам дворца по своему декоративному оформлению и представляет одно из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока. Авторы доносят до нас аромат Востока с его мифологией и реальностью, с представлением о нем человека того времени. Различные виды украшений, примененные в оформлении этого зала парадной анфилады, объединены только одной восточной темой. Дополняют убранство Большого китайского кабинета подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, необычные для европейцев по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены.


Декоративные панно, украшающие стены Большого Китайского кабинета со сценами из жизни Китая.
Убранство Китайского дворца уникально и является ценным источником наших знаний о представлении Европейцев о Китае и культуре Востока в целом в XVIII веке. Огромный интерес, в этом отношении, вызывает плафон "Китайская свадьба", украшающий потолок Большого Китайского кабинета.

Одного взгляда на него было бы достаточно, чтобы повергнуть в ужас жителя Поднебесной...Невеста изображена в белом европейском свадебном платье, в то время как на Востоке белый является цветом траура. Жених облачен в черное. Традиционно же китайские молодожены должны были быть одеты в красное - символ счастья и изобилия.
Этот сюжет даёт нам понять, что в XVIII веке представления европейцев о Востоке были еще далеко не полными и достоверными, из-за чего мастерам часто приходилось домысливать детали изображаемых сюжетов.


Плафон "Китайская свадьба". Китайский дворец в Ораниенбауме.
Отделка Китайской опочивальни также отличается оригинальностью и экзотикой. Убранство перекрытия решено в виде легкого восточного шатра с плафоном "Китайское жертвоприношение" - художника Я.Гуарана. Наборный паркет, с включением в композицию растительных и геометрических мотивов, отвечает общему замыслу в оформлении интерьера.


Я. Гуарана. Плафон "Китайское жертвоприношение" в Китайской опочивальне Екатерины II.
Отдельная часть дворца относится к Покоям великого князя Павла Петровича - сына и наследника императрицы Екатерины.


А.П. Антропов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.
В Покои Павла Петровича входят Розовая гостиная и Штофная опочивальня.
Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Свое название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зеленым штофом. Сейчас в интерьере использована ткань, помещенная сюда в середине XIX века. Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зеленом фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.

Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики - боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла. В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова.

Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова, считается одним из лучших во дворце. Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, березы и черного дерева.


Штофная опочивальня Китайского дворца в Ораниенбауме.
Об интерьерах Китайского дворца, поражающего своей изысканной красотой и изяществом, можно говорить бесконечно...
Но нельзя не уделить внимания прекрасному парку, раскинувшемуся вокруг него...


Китайский дворец. Статуя Венеры возле него.
Венера - в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания.


Сад населяют скульптуры персонажей античной мифологии, что было очень актуально в эпоху рококо и получило еще большее распространение в сменившем вскоре его классицизме.


Скульптуры Аполлона и Артемиды перед Китайским дворцом. Фото Анастаси Семёновой.


Скульптура Артемиды - древнегреческой всегда юной богини охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницы всего живого на Земле, дающей счастье в браке.


Грации - в древнеримской мифологии богини красоты и изящества. Символы стиля рококо. Фото Анастасии Семёновой.
Помимо парковой скульптуры огромный интерес представляют его павильоны.


Каменное зало. Фото Анастасии Семёновой.
Строительство Каменного зала проходило в 1749-1751 годы. Автор проекта доподлинно неизвестен, хотя Д. А. Кючарианц полагает вероятным авторство М. Г. Земцова, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду.

В документах 1750-х годов Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем - Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов - в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников «молодого двора», устроенных великой княгиней Екатериной Алексеевной. Например, по случаю именин Пётра Фёдоровича летом 1757 года была дана кантата «Пророчествующая Урания» (слова А. Денуи, перевод М. В. Ломоносова). В спектакле была задействована созданная Ломоносовым «машина» из глобусов и сфер, на которых восседала муза Урания.


Антонио Ринальди. Павильон катальной горки.


Фото Анастасии Семёновой.
Еще, одним из шедевров, созданных в Ораниенбауме Ринальди в 1762-1774 годах, является Катальная горка. Сооруженное на высокой естественной гряде, в обрамлении зелени парка, это здание сразу привлекает к себе внимание эллинской гармонией пропорций, стройностью силуэта, пластической выразительностью фасадов. На бледно-голубом фоне стен четко читаются белоснежные колоннады, ряды пилястр, обрамления окон.
Трехэтажное сооружение не кажется массивным. Соразмерность отдельных частей, ступенчатость силуэта придают ему легкость и устремленность вверх. Этому впечатлению способствует и завершение павильона легким куполом в форме колокола, покоящимся на деревянном барабане, украшенном резными гирляндами.
Сейчас здание павильона Катальной горки воспринимается как самостоятельное архитектурное сооружение. Но в XVIII веке оно было частью грандиозного аттракциона. К каменному зданию примыкали деревянные горы, длина которых составляла 532 метра. По обе стороны ската тянулись длинные колоннады с плоской крышей, украшенной балюстрадами и сотней декоративных ваз и скульптур.
Колоннада, закругляясь в конце, образовывала площадь овальной формы. По плану Ринальди в центре должен был находиться обелиск с вензелем Екатерины II и короной, который так и не был установлен.
Катание начиналось с высоты 22 метров со специальной стартовой площадки, куда вела лестница с галереи третьего этажа павильона. От этой площадки был сооружен волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, центральные служили для катания, боковые - предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений-блоков. Катания осуществлялись только в летнее время, для чего были сконструированы специальные колясочки с двенадцатью колесиками, которые двигались по врезанным в скаты колеям. Просуществовали горки недолго. Последние катания относятся к 1801 году. И уже к середине XIX века скаты и колоннаду разобрали, а на их месте появился луг с двумя рядами пихт. Сохранившийся павильон - единственный памятник, напоминающий о бытовавших в России XVIII века подобных увеселительных сооружениях.
К основному цилиндрическому объему этого необыкновенного здания симметрично примыкают три ризалита. Колоннада тосканского ордера, связанная с балюстрадой, образует открытую галерею, окружающую павильон. Колоннада второго этажа поддерживает балконную террасу третьего этажа, самого высокого и парадного. Его фасады расчленены пилястрами коринфского ордера. С восточной стороны на высоту цоколя поднимается красивая наружная лестница. В облике Катальной горки изящно сочетаются декоративные элементы барокко и классицистическая сдержанность и конструктивность. Именно эта двойственность позволяет рассматривать Катальную горку как памятник переходного периода - времени раннего классицизма.



План-макет Катальной горки в Ораниенбауме.


Императрица Екатерина, создавшая такую красоту, к сожалению, редко бывала в Ораниенбауме. Её сын Павел I так же не выбрал Ораниенбаум своей резиденцией, предпочитая Павловск и Гатчину.
Павел I пожаловал Ораниенбаум своему сыну Александру Павловичу. Однако будущий победитель Наполеона бывал здесь лишь наездами.

После смерти Александра Ораниенбаум отошел его брату великому князю Михаилу Павловичу и его жене - великой княгине Елене Павловне, принцессе Вюртенбергской.
Великая княгиня Елена Павловна была известна своими приемами и покровительством музыкантам, композиторам, художникам и другим людям искусства.

Вот как вспоминает о ней великий русский пианист, композитор и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн: «Замечательная это была женщина! Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в ее положении не знавал. С представительностью, чисто великокняжескою, она соединяла бездну такта и уменья войти в положение, в мысль решительно каждого, кто к ней приближался. С ученым, военным, артистом, государственным деятелем, писателем, поэтом, романистом- с каждым она умела говорить, на каждого умела произвести самое приятное впечатление».


Великая княгиня Елена Павловна.
В 1873 году после смерти Елены Павловны хозяйкой Ораниенбаума стала ее дочь, Екатерина Михайловна, а в 1894 году Ораниенбаум получили ее внуки - Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская и ее братья - Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие.

Елена Георгиевна, как и бабушка Елена Павловна, была очень музыкальна, любила музыку Баха, часто устраивала концерты, на которых сама пела: у нее был красивый голос. Казалось, что скрипка Петра III обладала особыми чарами и после смерти своего владельца продолжала привлекать в Ораниенбаум людей, неравнодушных к музыке.



Мекленбург-Стрелицкие на фоне Китайского дворца. Фото начала XX века.
В 1909 году герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий был похоронен в парке Ораниенбаума.
В настоящее время на месте надгробия установлен большой валун с мемориальной доской. У этого валуна мы и прощаемся с Ораниенбаумом.

Татьяна Сясина

Номер журнала:

Необычайна судьба одного из главных шедевров русского декораторского искусства XVIII века - Стеклярусного кабинета. Расположенный в парадной анфиладе Китайского дворца, он задумывался как главный аудиенц-зал Екатерины II в Ораниенбауме. Этот удивительный, единственный в своем роде интерьер по праву считается непревзойденным образцом стиля рококо в России, главной особенностью которого было использование атрибутов китайского искусства.

Период создания Стеклярусного кабинета - это время страстного увлечения восточной экзотикой. Мода на все «китайское», пришедшая в Россию из Западной Европы еще в начале XVIII столетия, нашла свое отражение в создании не только отдельных комнат или кабинетов в стиле chinoiserie (в переводе с французского - «китайщина»), но и целых архитектурных ансамблей, построенных в Ораниенбауме в угоду и по прихоти императрицы Екатерины Великой.

Сама идея постройки «домика, что в Верхнем саду», как называли Китайский дворец в XVIII веке, возникла у будущей императрицы в период ее молодости: «Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом <...> Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные разметы <...>

Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794). Ученик выдающегося архитектора Луиджи Ванвителли, он после своего переезда в Санкт-Петербург быстро завоевал расположение будущей императрицы. Проекты итальянца, выполненные в соответствии со всеми последними модными течениями, выгодно отличались несомненным изяществом и даже некоторой рафинированностью. Екатерина же, устав от помпезности и пышности елизаветинского двора, хотела стать законодательницей европейской моды и создать нечто, что свидетельствовало бы о ее утонченном вкусе и интеллекте. Принимая деятельное участие в воплощении задуманного, она лично отслеживала все этапы работ и даже контролировала закупки предметов прикладного искусства.


Е.Е. МЕЙЕР. Китайский дворец в Ораниенбауме. 1840-е
Бумага, акварель

XVIII век, подаривший нам праздный и чувственный стиль рококо, эстетика которого включала в себя создание новой рафинированной и куртуазной культуры, отводил особую роль слабому полу. Именно дамы в это время становились властительницами мыслей, идей и придворного этикета. Возведенный в Ораниенбауме дворец явил собой образчик вкусовых пристрастий и увлечений удивительной и неоднозначной женщины, которая одновременно могла сочетать в себе склонность к постоянным удовольствиям с непомерным трудолюбием, а величие монархини - с простотой в быту. Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты. Несомненно, мысль о создании интерьера, практически полностью выполненного из стекла, также принадлежала императрице. Комнаты с использованием в декоративной отделке стекляруса и вышивки уже существовали в Европе, и сама Екатерина в детстве могла видеть аналогичную в замке в Арнштадте. Однако размах и роскошь задуманного в Ораниенбауме не входили ни в какое сравнение с исполненным ранее.

С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача». Благодаря дошедшим до нас альбому зодчего и аксонометрическим планам 1775 года, выполненным П.-А. де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции. Кроме главного сооружения - дворца - на территории Собственной дачи были возведены Катальные горы с павильоном, появились оранжереи, парк со множеством увеселительных построек.

Обе части сада - и восточная, со сложной лучевой планировкой, и западная, с прихотливо извивающимися дорожками, - поражали воображение. Многократно пересекающиеся аллеи превращали пространство в огромный лабиринт, заблудиться в котором, однако, было невозможно. Дорожки непременно выводили к небольшим уютным кавалерским и китайским домикам, предназначавшимся для любовных свиданий. Ажурные «китайские» беседки - их было восемнадцать, на чертеже П.-А. де Сент-Илера они названы «летними китайскими кабинетами» - располагали к тому, чтобы провести обед на открытом воздухе. Рядом с Катальной горой был устроен водный лабиринт с фигурными прудками с множеством островков, соединенных 17 мостиками с пятью беседками. Севернее от них для проведения театрализованных костюмированных праздников в духе галантного XVIII века были построены длинные Карусельные галереи, по всей видимости, предназначавшиеся для конных ристалищ, которые имитировали средневековые рыцарские турниры. («Китайские» беседки и галереи были разобраны в 1792 году .)

Постройки, элементы и композиционные приемы, выполненные в стиле chinoiserie, помогали создавать эффект ухода от реальной жизни в сказочный мир мечты и фантазии, превращая дворцовый парк в волшебную страну.

Многое из созданного по замыслам Екатерины по прошествии времени было утрачено, однако главное сооружение резиденции - Китайский дворец с его роскошным внутренним убранством - судьба уберегла от разрушения и забвения.

Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину». Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри он поражает нарядностью и изысканностью оформления. Сама архитектура приобретает здесь мягкость переходов различных сложных конструктивных форм. Углы и стены плавно закругляются. Увеличиваясь в размерах, значительную роль играют падуги, украшенные художественной лепкой. Здесь еще сохранен барочный принцип анфиладности расположения комнат, однако уже нет впечатления бесконечности галереи, столь характерной для творчества зодчих предыдущей эпохи. Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур — это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно, искусственный мрамор (стюк).


Элементы подражания восточному искусству - изображения дымящихся восточных курильниц, бьющих фонтанов, трельяжных решеток, волшебных птиц, китайских шляп, зонтиков и опахал - встречаются практически во всех интерьерах дворца как в росписи живописной отделки, так и в оформлении лепных композиций. Наиболее ярко восточные мотивы воплощены в интерьерах, расположенных в западной части дворца, на половине Екатерины II. Благодаря названию этих комнат - Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня - у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский».

Говоря о влиянии Востока, нельзя не рассказать о Стеклярусном кабинете Екатерины II, почти полностью сохранившем свое первоначальное убранство. Созданный в эпоху утонченного стиля рококо, его интерьер отражает саму идею «галантного века», где человек не знает скуки и усталости, где все стремится к беззаботности, наслаждениям и безудержному веселью.

«Ни на что не похожий», «удивительный», «сказочный» - эпитетов много, но ни один из них не может передать то волшебное ощущение, которое охватывает при посещении загадочного, чарующего кабинета Екатерины. Именно здесь возникает то самое «чувство истории», когда кажется, что сейчас сюда войдет императрица и мы услышим голоса и смех сопровождающих ее придворных.

Рокайльная орнаментика с обилием декора растительного характера и использованием нежных пастельных тонов придает убранству кабинета праздничность, нарядность, изысканность и легкость. В его отделке нашло отражение увлечение того времени «китайщиной». Правда, задачей здесь было не столько показать жизнь Востока в ее реальном воплощении, сколько, используя предметы и элементы восточного декора, передать свое представление о тех далеких странах, в которых мало кто бывал. Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы.

Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. Их двенадцать - десять больших полотнищ и два десюдепорта, еще два были изготовлены для оформления каминного экрана. Основой этих декоративных картин служит небеленый холст (в одном сантиметре ткани 16 клеточек), по которому нашит стеклярус - цилиндрические трубочки молочного стекла различной длины (от 2-3 до 15 мм) с волосяным отверстием внутри, а также сделана вышивка разноцветным ворсистым шелком - синелью (от французского «chenille»). Сам стеклярус имеет жемчужный оттенок и пришит к основе с подхватом одной нити холста, при этом трубочки расположены параллельно друг другу так, что каждая последующая немного выступает, и у зрителя нет впечатления строгих вертикальных линий. Благодаря этому приему за счет игры отраженного света достигается дополнительный эффект мерцания.

Стеклярус является лишь фоном, который подчеркивает и усиливает впечатление от самой вышивки, выполненной с удивительным мастерством и изяществом: на искрящемся фоне в обрамлении растительного орнамента - причудливые декоративные композиции с изображением сказочных птиц среди фантастического пейзажа. Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины»: легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны. На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая - колокольчиков. Развешенные в саду или в доме, они привлекали удачу, успех и согласие, издавая при этом тонкий перезвон, услаждающий слух и призванный вносить ощущение полной гармонии. Крученый ворсистый шелк создает впечатление объемности рисунка не только оперения птиц, но и всего декоративного орнамента. Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. В противовес холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких пастельных тонах, среди которых главенствующим является золотисто-бежевый.

Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет - с конца 1750-х до 1771 года. Панно вышивались в течение двух лет, с июля 1762 по апрель 1764 года, девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Авдотьей Петровой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей актрисы французской труппы Марии де Шель. (Де Шель - сценическое имя, ее настоящая фамилия - Фош.) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель». В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество...».

Стеклярус был изготовлен на основанной русским ученым М.В. Ломоносовым в окрестностях Ораниенбаума Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, которая производила на тот момент разнообразные изделия из стекла, в том числе бисер и стеклярус. Для создания панно использовали более 2 000 000 стеклянных трубочек жемчужного цвета с различными оттенками: розовым, желтоватым, светло-зеленым. По сравнению с деньгами, заплаченными за работу по вышивке, цена стекляруса выглядит ничтожной. По указу Екатерины II в 1765 году М.В. Ломоносову было уплачено «за стеклярус, сделанный на его фабрике, для убора летнего дому - 18 рублей». (Единственным строившимся летним домом для императрицы на тот момент был Китайский дворец.)

Все панно, словно картины, заключены в резные золоченые рамы в виде стволов деревьев, пальм, увитых листьями аканта и цветами. Рельеф резьбы очень глубокий и сложный, ведь некоторые листья отходят от ствола на 15-20 сантиметров. Рамы пяти панно увенчаны сверху десятью фигурами драконов - неизменными атрибутами интерьера в стиле «chinoiserie». Эти сказочные существа словно охраняют покой и благоденствие волшебного сада, изображенного на стенах.

Из документов 1763 года известно, что от канцелярии Строений в Ораниенбаум был откомандирован резчик Иван Селиванов. В рапорте 1764-1765 годов по Собственной Даче титулярным советником Андреем Снетковым отмечено «за резную работу в две комнаты, в которых будут французские и китайские обои, и за сделанные резные канапе и стулья» заплатить 3845 рублей. В это же время за 250 рублей по другому договору работал «резного дела мастер» Книхин.

Позолотные работы выполнялись золотарного дела подмастерьями из команды Якобо Мартини: Гавриилом Туболкиным, Николаем Холщевниковым, Михаилом Кривоноговым и другими. Благодаря использованию двух техник нанесения позолоты на рамы - клеевому золочению и золочению на полимент - мастера добивались от убранства нового для того времени декоративного эффекта, где чередовались матовые и блестящие поверхности. Поверхность пола и нижней части панелей кабинета в XVIII веке, выложенная из смальты охристого, синего и лазоревого цветов, была стеклянной. Специально по задумке Антонио Ринальди для этого интерьера были созданы три смальтовых стола, поверхность которых была набрана в технике флорентийской мозаики и украшена полудрагоценными уральскими камнями. Работы эти выполнялись мастерами Петергофской гранильной фабрики под руководством Якобо Мартини. Красота и необычность интерьера, практически полностью выполненного из стекла, не могли оставить кого-либо равнодушным.

Композиция лепки падуг потолка и панно над камином находится в полном единстве с характером рисунков вышивки и резьбы. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. В аллегорической форме автор изображает борьбу двух противоположных начал: светлого, доброго - в образе богини судьбы Фортуны и темного, злого - в виде фигуры Зависти. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны. Выбор сюжета, по всей видимости, не случаен - это наставление тем, кто попадал сюда и был впечатлен блеском и роскошью убранства этих апартаментов. А гостей здесь побывало немало. Правда, это всегда был избранный круг. С момента торжественного открытия дворца, состоявшегося 27 июля 1768 года, Екатерина II не раз приглашала сюда наиболее приближенных лиц и давала аудиенции послам. В ходе своих официальных визитов дворец осматривали прусский принц Генрих и шведский король Густав III. 27 июля 1774 года в Стеклярусном кабинете императрица давала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки», и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно.

После смерти Екатерины II в Китайском дворце еще случались большие торжества, сопровождавшиеся показом Стеклярусного кабинета. Так, в 1818 году здесь был устроен бал в честь приезда в Ораниенбаум прусского короля Фридриха Вильгельма III по поводу рождения его внука, будущего русского императора Александра II . Однако гостей становилось все меньше - постоянно меняющиеся владельцы редко посещали дворец.

В 1831 году Ораниенбаум вместе с Китайским дворцом передается в единоличное владение великому князю Михаилу Павловичу. С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета - он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. Великая княгиня старалась проводить свои преобразования в Китайском дворце достаточно сдержанно и аккуратно, поэтому при реконструкции сохраняется первоначальный замысел архитектора Антонио Ринальди. В ходе работ мастером Гютоном создается деревянный паркет, полностью повторяющий рисунок прежнего смальтового пола. Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. По всей видимости, из-за невозможности полностью очистить холсты от появившихся загрязнений и в попытке придать яркость потускневшим и выгоревшим шелковым нитям бесценная вышивка раскрашивается яркими красками. После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый. Именно этот цвет используется при окрашивании вышитых цветов и декоративного орнамента панно. В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью, из такого же цвета материи шьются портьеры на окна, и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое - «Малиновый кабинет». В 1897 году наименование вновь меняется - теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната».

После смерти Елены Павловны дворец становится собственностью сначала ее дочери, великой княгини Екатерины Михайловны, герцогини Мекленбург-Стрелицкой, потом внучки - принцессы Елены Георгиевны, в замужестве Саксен-Альтенбургской.

Самобытная красота кабинета не смогла оставить равнодушной и новую власть, пришедшую в результате полных хаоса и ужасов революционных событий, во время которых многое было утрачено, испорчено или просто украдено. Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. 30 августа 1918 года дворец был национализирован и все его имущество, в том числе бесценная стеклярусная отделка, взято на учет. Но главное случилось позже - 1 июля 1922 года здесь открылся музей, и именно с этого момента началась работа не только по систематизации, изучению, но и по реставрации коллекций дворца. На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние. Кабинет оживал, на смену чувству страха и неуверенности приходила спокойная, размеренная жизнь музея с его планами и рутинной работой. У новых посетителей, большей частью неискушенных, обычное любопытство, возникающее при входе в залы дворца, неизменно сменялось чувством восхищения, когда увиденное, однажды поразив, уже навсегда занимает прочное место в душе человека. Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. Казалось, что так будет всегда.

Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея. Еще месяц дворец продолжал работу; консервация и эвакуация экспонатов, и в первую очередь стеклярусных панно, начались 23 июля 1941 года. Бесценные вышивки обернули тканью и накатали на одиннадцать валов, которые поместили в два ящика. По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал. Впервые с момента своего создания панно покинули пределы дворца, их увезли на барже в Исаакиевский собор в Ленинграде, где они оставались в таком состоянии всю блокаду. Только однажды, 9 июня 1943 года, ящики были потревожены музейными работниками Балаевой, Тихомировой и Максимовой для осмотра их сохранности. Теперь трудно представить, как смогли три обессиленные от голода женщины вытащить валы, тем не менее они осмотрели панно и составили акт, в котором зафиксировали удовлетворительное состояние и отсутствие признаков сырости. Хуже обстояло дело с резными рамами. Они также хранились в Исаакиевском соборе в ящиках под номерами 14 и 15, однако в 1946 году при вскрытии там было обнаружено сильное поражение плесенью.

Стеклярусный кабинет, как и весь музей, был в очень плохом состоянии после тяжелого блокадного периода и требовал реставрации. К счастью, за годы войны этот удивительный дворец эпохи рококо не был разрушен и разграблен, поскольку немцы так и не смогли войти в Ораниенбаум, но значительный урон памятнику был нанесен. Обстрелы с воздуха, взрывы бомб, повлекшие за собой утраты и повреждения, распространившаяся за военные годы сырость губительно сказались на сохранности как самого здания, так и внутренней отделки. Защитник Ораниенбаумского плацдарма В. Горбачев, переступивший порог Китайского дворца в 1943 году, писал: «...в зимнее время через щели ставней и разбитые стекла в залы дворца сквозняками навьюжило островки снега. Теперь они таяли на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми. По стенам текли струи воды. На крыше таял снег и через многочисленные пробоины в кровле от града зенитных осколков, падающих с неба при отражении воздушных налетов противника, проникал ручейками воды в интерьеры дворца».

К 27 июня 1946 года были проведены лишь консервационно-реставрационные работы без предварительных исследований. Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И.И. Картошкиным реставрировали наборные полы во всех комнатах, в том числе и в Стеклярусном кабинете, правда, ввиду отсутствия необходимых пород дерева без добавления нового материала в местах утрат. Опытный резчик И.Н. Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. Резной золоченый багет собрали путем подбора и подклейки отвалившихся фрагментов орнамента и установили на место, но без восполнения несохранившихся деталей. Вновь вырезаны из липы были только голова, два крыла и три хвоста драконов, бронзированные ввиду отсутствия золота. Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И.И. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора. Маляры (бригадир А.В. Крючков) и позолотчики (бригадир А.Н. Кабанов) проделали сложную и большую работу по восстановлению отделки потолков, падуг и стен. Поскольку не было возможности провести натурные изыскания, потолок и панели над окном просто окрасили в три цвета - розовый, фисташковый и кремовый, лепку над камином побелили и произвели ремонт резьбы в нижней части стен, также отреставрировали плафон. Поскольку сами стеклярусные панно не получили значительных повреждений, их после просушки поместили на свое первоначальное место.

Руководителями этих работ выступили архитектор И.И. Варакин, являвшийся также автором цикла гравюр, посвященных Ораниенбауму первых послевоенных лет, и научный сотрудник Л.И. Васильева.

Спустя всего лишь год после окончания войны, летом 1946 года, посетители музея смогли вновь увидеть Стеклярусный кабинет. И хотя проведенные работы носили скорее консервационный характер, на фоне истерзанных в ходе войны пригородных дворцов это была уже большая победа реставраторов и сотрудников над разрухой, означающая возвращение к мирной музейной жизни.

В послевоенные годы во дворце продолжались реставрационные работы, однако они не затронули Стеклярусного кабинета. Более 60 лет интерьер ждал своего часа.

В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца. Повсеместная сырость и плесень в интерьерах - вот главные проблемы, с которыми опять пришлось столкнуться специалистам и реставраторам разных направлений. Теперь, после установки системы консервационного отопления, зимой здесь поддерживается положительная температура и в зависимости от времени года постоянно работают приборы осушения и увлажнения воздуха.

Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие - реставрация уникальных музейных предметов. Еще зимой в начале 2008-го для разработки методики в лабораторию научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа передается первое панно - десюдепорт восточной стены Стеклярусного кабинета. К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три - с восточной, два - с западной, одно - с южной стороны) были приняты комиссией. Благодаря уникальной и трудоемкой реставрации, включавшей в себя не только очистку и укрепление нитей, но и снятие позднейших наслоений XIX века, вышитым рисункам возвращается первоначальный цвет, такой, каким он был в XVIII столетии. Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов. В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. На лепном панно над камином под побелкой, сделанной в 1946 году, реставраторам удалось обнаружить и восстановить исторический серебристо-жемчужный оттенок, благодаря которому при мерцании света легкая намазная лепка в виде цветов и птиц вновь заиграла, как роскошная вышивка на фоне стекляруса.

В 2011 году к торжественному открытию интерьеров первой очереди Китайского дворца была осуществлена кропотливая работа по монтажу стеклярусных панно и рам на сохранившиеся исторические подрамники. Но интерьер не может восприниматься целостно и законченно без дополняющих его предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому последним важным событием, поставившим долгожданную точку в реставрационных работах, стало возвращение знаменитых смальтовых столов XVIII века, специально задуманных Антонио Ринальди для кабинета. Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера.

  1. Е. Гусляров. Екатерина II в жизни. С. 82 // Из записок Екатерины II. 1755 год.
  2. Стеклярусную комнату можно увидеть в музейном комплексе «Новый замок» в Германии в городе Арнштадт в Тюрингии. Время ее создания приходится предположительно на 1730-е годы.
  3. Горбатенко С. Архитектура Ораниенбаума. Западная дистанция Петергофской дороги. СПб., 2014. С. 348.
  4. Там же. С. 148.
  5. Десюдепорт (франц. dessus - de - porte - над дверью) - декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами.
  6. Архив ГМЗ «Петергоф». Н-1459. П. 616 (3). Ст. научный сотрудник В.В. Елисеева. Справка к реставрации Стеклярусного кабинета Китайского дворца. 1965 год. Л. 2. (Далее: Архив ГМЗ «Петергоф».)
  7. Клементьев В.Г. Ораниенбаум. Китайский дворец. СПб., 2007. С. 55.
  8. КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С. 15. (Далее: КГИОП.)
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Воронов М. Работы русских мастериц. Жемчужное ожерелье Ленинграда // Ленинградский рабочий. 1983. 25 января
  12. Архив ГМЗ «Петергоф». Н-1459. П. 616 (3). Л. 4.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. На деревянную основу накладывались кусочки смальты и приклеивались вплотную друг к другу, затем они подвергались сглаживанию и полировке, швы заделывались совсем незаметно.
  17. Полудрагоценными уральскими камнями (агатом, ониксом) украшены два из трех столов: консольный и столик с изображением книг.
  18. Бенуа А.Н. Китайский дворец в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1901. №10. С. 204.
  19. КГИОП. П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С.53.
  20. Там же.
  21. Клементьев В.Г. Ораниенбаум. Китайский дворец. СПб., 2007. С. 11.
  22. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  23. КГИОП. П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С. 66.
  24. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 9.
  25. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 9. Акт от 9 июня 1943 года. В своей справке В.В. Елисеева указывает фамилии (без инициалов) музейных сотрудников, вскрывавших ящики.
  26. КГИОП. П. 616-7. П-1190. Текущая переписка 1946-1956 гг. Акт от 20 декабря 1946 г. О техническом состоянии здания Китайского дворца и установлении объема ремонтно-реставрационных работ на 1947 г. С. 2.
  27. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  28. Там же. Л. 6.
  29. КГИОП. П. 616-7. П-1190. Текущая переписка 1946-1956 гг. Газета «Вперед» г. Ораниенбаума от 7 июля 1946 г. Статья З. Эльзенгр (ст. научный сотрудник) «Сегодня открывается Китайский дворец-музей». Л. 146.
  30. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  31. Архив института «Ленпроектреставрация». Китайский дворец. Журнал работ 1946 г. Л. 6.
  32. Мудров Ю.В., Лебединская М.П. «Ораниенбаум. Сороковые...». СПб., 2005. С. 20.