Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Китайский дворец в Ораниенбауме Китайский дворец в ораниенбауме режим

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени. Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера. Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди. Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц. Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью. Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись. Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет. Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы). Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди. Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех. Залы Китайского дворца. В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру. Зал муз. За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций. Стеклярусный кабинет. Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет. Голубая гостиная. Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах. Розовая гостиная. Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы. Гардеробная. В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной. Большой зал. Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим. Передняя. Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли). Из истории. Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача». Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе). Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно. Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами. Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать. Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна. В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость. В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга. В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям. Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса. Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта. Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями».

Дворцово-парковый ансамбль Ломоносов (Ораниенбаум)

Ансамбль Собственной дачи. Сокровища Китайского дворца

Ораниенбаум (нем. Oranienbaum — «померанцевое дерево») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года — Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века. Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II.



Китайский дворец

построен в 1762 — 1768 годах по проекту и под руководством крупного зодчего того времени Антонио Ринальди (1709 — 1794), с именем которого связан важнейший период в создании ораниенбаумского архитектурного ансамбля. Приехав из Италии по приглашению К. Г. Разумовского (1751), Ринальди провел в России много лет, обретя здесь вторую родину.

Китайский дворец наряду с другими ценнейшими архитектурными памятниками того времени принадлежит к шедеврам русского искусства. Название, закрепившееся за ним в XIX веке, условно. Внешний облик здания не имеет ничего общего с архитектурой Китая. Лишь в украшении некоторых комнат применены свободно трактованные китайские декоративные мотивы. Во дворце была собрана большая коллекция произведений китайского декоративного искусства и японский фарфор. Частично собрание это сохранилось.

Дворец представляет собой сравнительно небольшое вытянутое здание, несколько напоминающее летний парковый павильон. Его окружает невысокая панель из каменных плит и декоративная чугунная решетка. Два маленьких партерных садика, разбитых перед южным фасадом, включены в общую композицию постройки и согласно замыслу зодчего являются неотъемлемой ее частью. Средняя часть дворца несколько завышена и служит его композиционным центром. Фасады обработаны пилястрами, спокойный ритм которых подчеркивается гладкими плоскостями стен. Окна и застекленные двери украшены лепными обрамлениями.

Половина Павла:
3 — Розовая гостиная
4 — Штофная опочивальня
5 — Будуар
6 — Кабинет Павла

Парадная анфилада:
7 — Зал муз
8 — Голубая гостиная
9 — Стеклярусный кабинет
10 — Большой зал
11 — Штукатурный покой
12 — Малый Китайский кабинет
13 — Большой Китайский кабинет

Половина Екатерины II:
14 — Китайская опочивальня
15 — Камерюнгферская
16 — Портретная
17 — Кабинет Екатерины II.

Внешний облик здания, сочетание его объемов, пропорции и соотношения отдельных частей выявляют расположение внутренних помещений. Различие в назначении последних подчеркнуто особенностями архитектурного решения и отделки соответствующих участков фасада. План дворца отличается симметрией и композиционным равновесием. Для него характерна анфиладная система — расположение связанных между собой интерьеров по одной оси:

Большой зал Китайского дворца,

имеющий высоту 8,5 метра. Такие центральные парадные залы, называвшиеся нередко «итальянскими», играют роль важного организующего звена в планировке дворцовых построек.

Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приемов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название — Круглый.

Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета — этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим.

На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Их исполнила М.-А. Колло по специальному заказу Екатерины II. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.

Гладкая поверхность стен контрастирует с изящной потолочной лепкой, сплошь покрывающей высокие падуги и потолочное перекрытие. Лепной декор, состоящий из ветвей, гирлянд цветов, венков, птиц почти полностью отражается в рисунке паркета. Однако если в убранстве потолка преобладают светлые тона, то пол в основном выполнен из темных пород дерева (светлым выделен только центр комнаты).

По сторонам зала, вдоль главной оси дворца, расположены гостиные (Голубая и Сиреневая)

Китайский Дворец. Голубая гостиная. Плафон «Время похищающее Истину» Ф. Цуньо

Интерьер Голубой гостиной и других помещений Китайского дворца в начале XX века был запечатлен в серии акварелей, выполненных для последней владелицы Китайского дворца - великой княгини Елены Георгиевны, пожелавшей увековечить его неповторимый облик. Акварели с изображениями залов дворца и деталей их убранства вошли в состав альбома под названием «Офорты, фасады, планы и разрезы Китайского дворца в Ораниенбауме, исполненные бывшими учениками С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица», сформированного в 1911 году и хранившегося в личном собрании Елены Георгиевны; ныне альбом находится в Государственном Эрмитаже».

Акварели оказали неоценимую услугу современным реставраторам. Глядя на запечатленные художниками интерьеры, мастера восстанавливали убранства помещений

Кабинеты (Стеклярусный и Малый Китайский), включенные в анфиладу парадных комнат.

Декоративное оформление Стеклярусного кабинета отличается безукоризненным вкусом. Восточные мотивы, здесь едва намеченные тематикой рисунка, предвосхищают уже фантастическую экзотику Востока, которая найдет свое место в убранстве Китайских кабинетов дворца.

Китайский дворец. Стеклярусный кабинет. Фрагмент интерьера

Согласно «Википедии», самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума русским ученым М. В. Ломоносовым.

На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель.

Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда, предельно выразительны благодаря глубине резного рельефа, достигающего 18 сантиметров.



Для того, чтобы Стеклярусный кабинет предстал сегодня перед посетителями Китайского дворца во всей красе, реставраторами была проведена очень сложная работа. Когда в позапрошлом веке была предпринята попытка реставрации стекляруса, мастера не нашли ничего лучше, как обновить панно с помощью краски. Современным реставраторам необходимо было избавить стеклярус от краски.

Бесценные изделия реставрировали в мастерских Эрмитажа. Немало сложностей вызвало и отсутствие стекляруса на некоторых нитях. Пришлось всё восстанавливать. До сих пор никто никогда не делал подобных работ, поэтому реставраторы искали пути решения задач, не имея возможности опираться на чей-либо опыт.

Льняная подкладка каждого панно также была сильно загрязнена и деформирована, местами разорвана. В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.


Китайский дворец. Малый китайский кабинет. Фрагмент интерьера

Китайский Дворец. Малый Китайский кабинет

Пол Малого Китайского кабинета, выполненный мастером Якобом Лангом по рисунку Ринальди, принадлежит к числу лучших образцов наборного паркета как по богатству узора, так и по блестящему мастерству использования оттенков цвета различных пород дерева - здесь соединились красное, розовое, черное, коричневое дерево, сандал, эбеновое дерево, полосатый орех, лимон, самшит, амарант, палисандр, береза, яблоня. Остается только догадываться, сколько труда скрывается за «деталями» пола.

Анфилада завершается с восточной и западной сторон Залом муз

Китайский дворец. Зал муз. Росписи С.Торелли. 1768

и Большим Китайским кабинетом

Китайский дворец. Большой кабинет, фрагмент интерьера

Дополняют убранство Большого китайского кабинета подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, необычные для европейцев по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены. Отделка Китайской опочивальни также отличается оригинальностью и экзотикой. Наборный паркет, с включением в композицию растительных и геометрических мотивов, отвечает общему замыслу в оформлении.

Китайский дворец. Большой китайский кабинет. Фрагмент интерьера


КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ФРАГМЕНТ С КАМИНОМ

КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ. БАРЕЛЬЕФ

Большой Китайский кабинет. Плафон «Союз Европы и Азии». С. Бароцци


Большой китайский кабинет. Бильярдный стол. Англия, мастерская В.Кларка

Большой китайский кабинет прославился не только своей отделкой. В нем находится знаменитый бильярдный стол. «Петровский стол сохранился до наших времен и находится в Китайском Дворце в Ораниенбауме» - утверждают авторы книги "Бильярдный Питер" А. И. Тёркин и В.Н. Пивоваров.

Существует также небольшое резюме, напечатанное в путеводителе по этому музею и в паспорте этого стола (он есть у каждого подлинного экспоната): «Английский резной бильярдный стол начала XVIII в., ранее находившийся, вероятно, в Большом (Меншиковском) дворце, напоминает о том, что именно в XVIII в. игра в бильярд вошла в русский обиход, и одновременно специальные бильярдные комнаты стали чуть ли не обязательной принадлежностью любой дворянской усадьбы». А то, что этот уникальный бильярд когда-то мог принадлежать Петру I, подтвердить научно, к сожалению, пока не удалось, поскольку нет на это веских аргументов.

К Большому залу примыкает Передняя, через которую в XVIII веке был главный вход. Рядом с ней находится Гардеробная.

Китайский Дворец. Гардеробная

Через Голубую гостиную и Малый Китайский кабинет парадная анфилада непосредственно соединяется с идущими перпендикулярно к ней малыми анфиладами бывших «личных» комнат Екатерины II и ее сына Павла.

с

Китайский дворец. Будуар. Д.Гуаран. Плафон «Психея и Флора». 1760-е годы

Китайский дворец. Штофная опочивальня
Штофная опочивальня. Плафон «Урания, обучающая юношу» Д. Маджотто
Китайский Дворец. Туалетная. Плафон «География» Г. Дициани Китайский Дворец. Китайская опочивальня. Плафон «Китайское жертвоприношение» Д. Гварана Китайский Дворец. Будуар

Китайский дворец строился в период, переходный в истории русского зодчества, когда архитектурно-декоративные приемы, получившие яркое развитие в 40 — 50-х годах XVIII века, уже перестали удовлетворять новым художественным требованиям, а сменивший их вскоре другой стиль — классицизм — еще не успел найти в архитектуре свое законченное выражение.

Черты этого переходного периода особенно наглядно выступают в облике фасадов дворца, где свойственные предшествующим постройкам подчеркнутая декоративность и парадная пышность уступают место относительной простоте и лаконичности художественной отделки, что было характерно для складывавшегося классицизма.

Два крупных итальянских живописца — Стефано Торелли (1712 — 1784) и Серафино Бароцци (ум. в 1810 г.) — работали по украшению дворца картинами и росписями. Сложные архитектурно-декоративные задачи нашли здесь искусное решение благодаря высокому профессиональному мастерству и большой художественной культуре строителей и декораторов.

Уникальные по художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра собраны из многих отечественных и «заморских» древесных пород, в числе которых есть красное, розовое, черное и лимонное дерево, палисандр, амарант, самшит, персидский орех, дуб и другие. Деревянные пластины наклеивались в форме различных рисунков на щиты. Мелкие узоры затем вырезались или выжигались. Для каждой комнаты набирался свой оригинальный рисунок паркета, тесно увязанный со всей остальной ее художественной отделкой.

Органическую часть архитектурного убранства интерьеров Китайского дворца составляет декоративная живопись. Стенные росписи, панно, плафоны занимают важное место в его отделке. Трудно переоценить значение этих уникальных живописных произведений.

Китайский дворец. Портретная. Фрагмент интерьера

Для убранства комнат и залов дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Большинство плафонов, написанных на холстах, выполнялось в Венеции по специальному заказу группой известных живописцев Венецианской академии художеств. Во дворце были собраны ценные коллекции русского и западноевропейского фарфора, мебель, а также китайские и японские художественные изделия XVIII — XIX веков.

источники

Китайский Дворец. Верхний парк. Пергола

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века. Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь не многие из них.

Санкт-Петербург славится дворцами и парками, расположенными не только в нем самом, но и в его окрестностях. Так, одной из архитектурных достопримечательностей этого края является Китайский дворец в «Ораниенбауме», интересный своей историей, внешним и внутренним убранством.

Где находится Китайский дворец в Ораниенбауме?

Населенного пункта Ораниенбаум с 1948 года уже нет, поэтому желающие посетить Китайский дворец столкнутся с проблемой, как доехать до него. На самом деле все очень просто, следует ехать в город Ломоносов. Так как этот городок является одним из и находится всего в 40 км от него, то туристам следует сначала приехать в северную столицу, а потом на автобусе, электричке, маршрутке или пароме доехать до дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Существует несколько вариантов:

  • от станции метро «Автово» - автобус №200 и маршрутки №424а и №300;
  • от станции Балтийского вокзала – электричка;
  • от станции метро «Проспект Ветеранов» - маршрутка №343;
  • из порта: паром Санкт-Петербург – Кронштадт – Ломоносов.

Найти Китайский дворец можно в западной части Верхнего парка (или Собственной дачи), в конце Тройной липовой аллеи.

Чем интересен Китайский дворец?

Это изящное строение было создано как личная резиденция императрицы Екатерины II и ее сына Павла. Китайский дворец был возведен в 1768 году по проекту Антонио Ринальди в стиле рококо, но с использованием в интерьере китайских мотивов и произведений искусства этой страны, за что и получил свое название.

Северная часть фасадов практически полностью сохранилась в первозданном виде, несмотря на достройку второго этажа, в то время как южная сторона была полностью изменена.

Внешне Китайский дворец достаточно простой, но его интерьер поражает посетителей своим многообразием и богатством. Среди внутренних помещений большой интерес вызывают.

К 250-летию Китайского дворца после реставрации открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Дата постройки: конец 1750-х - 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II. Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно "Монплезиру", именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и "заморских" древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. "Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века", – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.