Катастрофа над боденским озером жизнь семья. Катастрофа над Боденским озером: личная трагедия Виталия Калоева

Трагическая история, а именно: "Столкновение самолетов в небе " произошла в Июне 2002 года.

Город Уфа. В этом городе столетиями живут в мире как христиане, так и приверженцы ислама. В том году самые талантливые дети и подростки Уфы были приглашены на двухнедельные каникулы в Барселоне. Эту поездку оплачивала организация ЮНЕСКО. В ней должны были поучаствовать самые умные, развитые и одаренные дети. Например, Кирилл Дехтярев рисовал с 4 лет. За 10 лет практики у него было две персональные выставки.

Мать Кирилла: Предстоял очень интересный отдых. Поэтому мы согласились на поездку. Кирилл закончил 9-й класс и ему нужно было отдохнуть. А это был хороший вариант.

Также в поездку собиралась Алина Хананова - 12 летняя гимнастка. К тому времени она уже выиграла несколько престижных соревнований.

Мать Алины: Мы были очень рады поездке. Там на самом деле летели очень умные и одаренные дети. Необыкновенные и по красоте и по уму.

45 детей из Уфы вместе со своими учителями на поезде отправились в Москву. Там их ждал самолет, на котором они должны были полететь в Испанию. Но уже в Москве начались первые неприятности. Туристическое агентство что-то напутало и отправило детей не в тот аэропорт. Ребята опоздали на свой рейс и очень расстроились. Пока агентство всеми силами исправляло свою ошибку, детям организовали экскурсию по российской столице. На то, чтобы найти другой самолет ушло 2 дня.

1 июля 2002 года дети из Уфы поднялись на борт самолета в московском аэропорту. На борту также была семья Калоевых. Они не входили в группу из Уфы. Они летели в Испанию, чтобы встретится с отцом, - известным архитектором. В то время он заканчивал очередной проект около Барселоны. Самолетом управляли 5 человек. Капитан Александр Гросс проработал в авиации 30 лет. Вторым пилотом был Олег Грегорьев. Но на самом деле, он исполнял обязанности капитана. Он должен был наблюдать за действиями Гросса и оценивать их.

Около 11 часов вечера самолет Ту-154 рейса 2937 «Башкирских авиалиний» вылетел из Москвы. Как и большинство современных самолетов, Ту-154 был оборудован системой предупреждения опасного движения TCAS. Эта система работает основываясь на ретрансляторах, установленных в каждом самолете. TCAS обнаруживает волны ретрансляторов и вычисляет, нет ли на пути следования самолетов пересечения рейсов. Если система обнаруживает малейшую опасность столкновения, то предупреждает об этом пилотов и советует какие действия нужно предпринять.

За сотни километров в итальянском городке Бергамо самолет Boeing 757 шел на взлет. Он совершал рейс по заказу международной грузовой компании DHL. Этот самолет направлялся в Брюссель. Российский Ту-154 должен был разминуться с Boeing 757 в небе над южной Германией. На борту грузового самолета было только 2 человека: капитан Пол Филиппс и его первый помощник Бренд Компиони. Boeing 757 взлетел в 23:06 и направился в свой последний полет.

За несколько часов до столкновения самолетов в воздухе , в центре управления полетов в Цюрихе (Швейцария) началась ночная смена. Питер Нильсен работал в этом диспетчерском центре уже 8 лет. Центр отвечал за безопасность полетов в небе над южной Германией и северной Швейцарией. В ту ночь должно было работать 2 оператора. Но в их зоне было мало самолетов, и коллега Нильсена пошел передохнуть. Это была распространенная практика в центре управления полетами. С того момента Питер Нильсон отвечал за все движение воздушного транспорта, которое отслеживалось на двух экранах. В 23:10 пришло двое техников. Они сказали Питеру, что им нужно было произвести технический осмотр главного радара. Пока они его проверяли, сигнал на экран поступал медленней, чем обычно. К тому же отключился сигнал о предупреждении опасности столкновения. Также техники отключили все телефонные линии. Тогда еще никто не осознавал, что первые шаги к трагедии уже были сделаны.

Российский самолет со школьниками пролетал над центральной Германией и приближался к Швейцарии. Капитан Григорьев получил последние инструкции от немецких диспетчеров. После этого немецкий центр отдал Ту-154 под опеку Швейцарии, и лично Питеру Нильсену. В это время Boeing 757 также вошел в воздушное пространство Швейцарии. Капитан Boeing 757 Пол Филиппс попросил разрешение на увеличение высоты полета. Boeing 757 поднялся на высоту 11 километров. На этой же высоте летел российский самолет. Но между ними было большое расстояние. Опасности еще не было.

Ассистент Нильсона дал ему новое задание. Нужно было помочь сесть Airbus в одном из аэропортов Швейцарии. Так как Нильсен следил сразу за двумя экранами, он хотел передать это задание диспетчерам из пункта назначения Airbus. Однако, телефонные линии не работали . Большой самолет запросил посадку, и диспетчеру пришлось отвлечься от одного экрана, оставив Ту-154 без присмотра. Одновременно Нильсена вызывало несколько самолетов, и он был занят ими. Диспетчеры привыкли к беспокойной и напряженной роботе, однако, в ту ночь не работали некоторые приборы оповещения. Нильсен уже третий раз пытался дозвониться до контрольного поста аэропорта, но телефоны все не работали.

В это время Boeing 757 и Ту-154 летели навстречу друг другу на огромной скорости . Команда ни одного из воздушных судов не подозревала, что до столкновения им осталось 2,5 минуты. Boeing 757 приближался швейцарско-немецкой границе. Российский Туполев летел в ту же точку, на той же высоте. Наконец, один из немецких центров управления полетами заметил опасность. Диспетчер схватил телефон, чтобы предупредить Нильсена о ситуации, но он не мог к нему дозвониться. Международные правила авиации не позволяли ему обращаться непосредственно к пилотам.

Неожиданно на борту Ту-154 сработала система TCAS. Через несколько минут система на борту Boeing 757 обнаружила русский самолет. Русские пилоты были озадачены. Они не знали на какой высоте летел Boeing. В то же время пилот грузового самолета начал снижение по команде системы TCAS. Наконец, Питер Нильсен сам заметил опасность. Он дал приказ Ту-154 снижаться. Капитан Гросс отключил автопилот и начал спускаться. Но система TCAS говорила русским пилотам набирать высоту. Диспетчер повторил, что Ту-154 должен немедленно спускаться. На тот момент он считал, что предотвратил авикатастрофу и столкновение в небе . Но он не знал, что пилоты Boeing 757 получили инструкции от бортовой системы TCAS, и она тоже приказала им снижаться. Они пытались сказать Нильсену о своем снижении, но тот был занят другими самолетами и не слышал их. Если бы оба самолета следовали инструкциям бортовой системы безопасности, ничего бы не случилось. Но Ту-154 предпочел послушаться оператора, и самолеты снова летели на одной высоте. В кабинах обеих самолетов раздавались сигналы тревоги. Пилоты Ту-154 слишком поздно поняли свою ошибку, и самолеты столкнулись в небе . Хвост Boeing 757 как будто вспорол русский самолет и разрезал его на две части. Пилоты почти сразу потеряли сознание. Экипаж Boeing 757 еще 2 минуты сражались за свою жизнь. Они упали в 7 километрах от места падения Ту-154.

Питер Нильсен еще не знал, что случилось. Но вскоре на связь не вышел ни пассажирский, ни грузовой самолет. В центре управления полетами поняли, что самолеты столкнулись. Это кошмар для любого диспетчера.

Обломки двух самолетов упали недалеко от небольшого городка Юберлинген. Это была самая страшная авиакатастрофа в истории послевоенной Германии.


Очевидец: Небо было оранжевым. Мы видели яркие искры, которые падали вниз. А еще взрывы. Все снова и снова. Поразительно, но на дома ничего не упало. Зато рядом с нашей школой мы нашли тела погибших детей. Вскоре мы поняли, что уже ничем не могли помочь.

Полицейский: Проблема была в том, что тела и обломки были разбросаны на огромной территории в 40 квадратных километров. Это был коридор 12 километров в длину и 2 в ширину. Мы провели крупнейшую в нашей истории поисковую операцию.

Поисковая операция продолжалась неделю. В ней поучаствовало 6000 человек. Все было буквально усеяно обломками. Многие деревья сгорели из-за пожара. В итоге, в Юберлингене похоронили многих Уфимских детей. В том районе было найдено 28 детских тел.

Виталий Калоев ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал на место крушения. Хотя полиция не хотела, чтобы он принимал участие в поиске тел, Виталий настоял. В траве он нашел разорванное жемчужное ожерелье. Оно принадлежало его 4 летней дочери. Также, неподалеку, он нашел ее тело.

Полицейский: Через два дня после крушения стали съезжаться родственники погибших. Но им не показали тела детей, ведь все они были сильно обезображены. Было много плача.

Уфа стала городом скорби. Люди разных религий были потрясены случившимся. Со временем, там учредили отдельное кладбище для жертв трагедии. Также открыли памятник в виде цепочки из бумажных самолетиков, которые застыли в своем полете. Виталий Калоев в авиакатастрофе потерял всю свою семью. В их память он возвел огромный монумент.

В диспетчерском центре «Skyguide» в Цюрихе работа продолжалась. Однако, все были шокированы. В течение следующих трех недель график работы диспетчерского центра был ослаблен. Питер Нильсен дольше никогда не работал на операторских станциях.

Диспетчер: Если Вы прошли через такое, то больше никогда не вернетесь к старой работе. Это слишком глубокое потрясение.

Как всегда, после трагедии начались поиски виновных. В первую очередь подозрение пало на российский экипаж.

Эксперт: Пилот российского самолета не стал выполнять неоднократный приказ. Система TCAS много раз просила его изменить высоту.

Со временем, главным подозреваемым стал Питер Нильсон. Именно он управлял движением самолетов. Масла в огонь подливали СМИ. Они все больше раскручивали историю. Журналисты брали отрывки из слов профессионалов и составляли нужный им текст. Диспетчер был просто загнан прессой. Его называли убийцей.

Официальное расследование проводили немецкие детективы по делам авиакатастроф. На пятый день они нашли «черные ящики» с бортовыми самописцами самолетов. Также в специальный ангар свозили все обломки. Им предстояла кропотливая работа.

Через год многие родственники погибших снова приехали в Юберлинген на первую годовщину трагедии. Немцы на месте крушения построили памятник. Это были огромные серебренные жемчужины на разорванном ожерелье. На годовщине присутствовал Питер Нильсон, а также Виталий Калоев.

В результате своей работы, следователи узнали невероятные факты о системе TCAS. Когда ее только вводили в эксплуатацию, была допущена грубая ошибка. Никто никогда не говорил, что делать если инструкции TCAS и оператора центра противоположны друг другу. Не было конкретного приказа пилотам, что делать. Пилотов на западе учат в первую очередь слушаться TCAS. В остальном мире приходиться лишь догадываться, чей приказ правильный.

Эксперт: В русской гражданской авиации были случаи, когда пилоты не выполняли приказы диспетчера, и это приводило к трагедии.

Предпосылки к этой трагедии появились за полтора года. Подобная катастрофа почти произошла, когда над Японией два авиалайнера чуть не столкнулись в воздухе. Они были так близко, что могли увидеть лица друг друга в иллюминаторы. Тогда смелый маневр спас самолеты от катастрофы. Причиной опасности было то, что пилоты послушали оператора, а не бортовую систему TCAS. В Европе также были 4 опасные ситуации. Во всех них пилоты слушали диспетчера, а не систему TCAS. К сожалению, эти случаи не послужил предостережением. Сыграли бюрократические стандарты, и соответствующие службы не среагировали должным образом.

Эксперт: Если я должен сложить воедино выводы и дать совет пилотам - он очевиден. Если предупреждение поступает от системы TCAS, пилоты должны немедленно следовать полученным указаниям.

К сожалению, соболезнования уже не могли утешить родителей Уфимских детей. Виталием Калоевым овладела мысль, что он должен найти виновного в катастрофе. Для этого он отправился в Цюрих. 24 февраля 2004 года он пришел к дому Питера Нильсена и убил его.

Эксперт: Убийство оператора полетов стала очень печальной новостью. Самое ужасное, что он не был виноват в катастрофе . Причина была в качестве систем операторского центра. Виновными были руководители « S kyguide», которые не обеспечивали диспетчеров нужной аппаратурой.

Что сделало трагедию неотвратимой?

  1. Во-первых, коллеги Питера ушли отдыхать оставив его одного.
  2. Во-вторых, инженеры, по приказу руководства, начали ремонтные работы.

Диспетчер не знал, что многие системы предупреждения опасности были отключены. Также свою роль сыграла необходимость посадить пассажирский Airbus. Питер не мог передать посадку самолета кому-то еще, так-как телефоны не работали. По сути, он был лишен всей технической поддержки. Наконец, когда пилоты Boeing 757 начали снижение, они не могли сказать оператору о ситуации из-за того, что все частоты были заняты.

Расследование этой катастрофы заняло 22 месяца. Компания «Skyguide» принесла свои извинения семьям погибших. Однако, многие никогда не смогут забыть трагедию Юберлингена.

Седьмого апреля на широкий экран в России и Беларуси выходит драма Эллиотта Лестера «Последствия». В основе сюжета – подлинная история россиянина Виталия Калоева, который в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году потерял всю семью. Как сказал «СВ» Калоев, его возмущает, что сюжет фильма сильно уходит от правды

РЕЙС, УПАВШИЙ С НЕБА

Пятнадцать лет назад трагедия в небе Германии потрясла мир. По ошибке швейцарских авиадиспетчеров столкнулись два самолета – пассажирский Ту-154, летевший чартерным рейсом из Москвы в Барселону, и грузовой Boeing-757.

Погиб 71 человек, из них – 52 ребенка. Дети направлялись на отдых в Испанию. Путевки в качестве поощрения за отличную учебу подарил Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии.

По трагической случайности, в самолете находилась семья из Владикавказа – Светлана Калоева с десятилетним Костей и четырехлетней Дианой. Женщина летела к мужу в Испанию, где тот работал архитектором по контракту.

Два года спустя Калоев убил Питера Нильсена – дежурного диспетчера, который контролировал путь пассажирского авиалайнера в ту роковую ночь и совершил ошибку. За убийство россиянин отсидел несколько лет в швейцарской тюрьме.

КАК ОСЕТИН СТАЛ АМЕРИКАНЦЕМ

Трагическая история «зацепила» Голливуд. Именитый продюсер Даррен Аронофски, прославившийся по фильмам «Ной», «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», решил снять отдельную киноленту. На роль Виталия Калоева пригласили «терминатора» и бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.

Фильм не лишен художественного вымысла. Имена героев и место событий изменены. Главный герой Роман Мельник живет в Нью-Йорке. Самолет летит из Самары и разбивается на подлете к американскому штату. В авиакатастрофе главный герой теряет жену и беременную дочь.

Корреспондент «СВ» дозвонился до Виталия Калоева.


- Виталий Константинович, как вы отнеслись к идее снять кино по истории вашей жизни?

Узнал примерно два года назад из СМИ. Сняли и сняли. Чего не хотелось бы – спекуляций на трагедии. Такое кино можно снять о любом ребенке, который был в том самолете.

- Создатели к вам обращались за разрешением?

В 2015 году представители голливудских киностудий звонили с вопросом о том, не против ли я съемок фильма о трагедии над Боденским озером. Я сказал, что не против самого фильма. Он сможет увековечить память о моих родных. Но непосредственно во время съемок фильма никто из создателей этой картины со мной не связывался и не консультировался.

- А как вам Шварценеггер?

Роли у этого актера, в основном, положительные. Мне без разницы, как он сыграл меня. Он же не спрашивал, что я чувствую, и почему все так обернулось.

- Пойдете смотреть фильм?

Пока не уверен. Я в кинотеатры вообще не хожу. Знаю, что сюжетная линия фильма сильно изменена. Честно, это возмущает. Весь мир увидит ситуацию совсем не такой, какова она была на самом деле. Это несправедливо.

- Не думали написать книгу?

Сам? Нет. Но слышал, что 17 апреля пройдет презентация книги Ксении Каспари «Столкновения», в которой журналистка попытается вспомнить трагические события 2002-го и его последствия.

Недавно Виталий Калоев отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Был награжден медалью «Во Славу Осетии». Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его пригласили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

Справка «СВ»

Столкновение над Боденским озером случилось 1 июля 2002 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» выполнявший рейс BTC 2937 по маршруту Москва-Барселона, столкнулся в воздухе с грузовым самолётом Boeing 757-200PF авиакомпании DHL. Столкновение произошло недалеко от маленького города Юберлинген около Боденского озера (Германия). Погибли все находившиеся на борту обоих.

24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен, по ошибке которого произошла катастрофа, был убит на пороге своего дома. По подозрению в убийстве был арестован 46-летний Виталий Калоев. По показаниям Калоева, он дал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы диспетчер извинился перед ним за свою ошибку. Нильсен ударил Калоева по руке. Дальше, по словам Калоева, он не помнит, что произошло. 26 октября 2005 года суд признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам тюрьмы. В итоге после пересмотра дела Калоев провел в швейцарской тюрьме два года и вернулся в Россию.

ОБЩАЯ ТРАГЕДИЯ

Над Боденским озером погибли белорусы

На борту самолета находилась семья Шисловских из Бреста. Муж, жена и две дочки ехали на отдых в Испанию. Еще по пути в Москву, откуда они должны были вылететь в Барселону, попали в аварию: поезд, на котором следовали четверо членов этой семьи, столкнулся с автомобилем. В итоге Шисловские опоздали на свой рейсовый самолет и полетели на злополучном Ту-154 «Башкирских авиалиний».

Семья похоронена на центральной аллее брестского кладбища «Плоска».

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера - российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых - дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа. Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе. И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность - после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь. Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три - Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту. После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка. Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы. Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение. Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны. Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение. Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась. На этот раз ее немедленно подтвердили.

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом. Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился. Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал. (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали. Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными. Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой - она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными. Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером. Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя - Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии. Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы. Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

15 лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, в небе над Боденским озером в результате халатности швейцарского диспетчера столкнулись два самолёта - пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing. В результате катастрофы погиб 71 человек, из них - 52 ребёнка. Не найдя справедливости в суде, российский архитектор Виталий Калоев расправился с сотрудником швейцарской компании, которого он считал виновным в гибели своей семьи. Что же на самом деле привело к трагедии: стечение обстоятельств или ошибки экипажа и наземных служб, - разбирался RT.

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Подпишитесь на нас

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед., Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.

Трейлер фильма «Непрощенный»

Память

  • 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
  • 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
  • 2018 – «Непрощенный» (режиссер )
  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф