Город юрьев был основан. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц

May 22nd, 2017

1) Сначала в общих чертах о своих приключениях в поездке.
В Юрьев-Польский я прибыл в 2 часа ночи поездом Москва-Кинешма. Изначально планировал, что, как всегда, посижу на вокзале до утра, ан нет, из-за того, что эта жд-линия хоть и протянута до севера Ивановской области, но считается малодеятельной (1 московский поезд, да 2-3 пригородных до Иваново и Александрова), поэтому жд-вокзал на ночь закрыли.

2) Вдобавок, в Москве до этого была температура +17 градусов, поэтому поехал в майке и куртке, не позаботившись о свитере, которые был бы весьма кстати. Так и я стою на станции - проводил поезд взглядом, на котором ехал, там ещё и город обесточен - на ночь уличное освещение выключают... и тьма, лают собаки и все спят, кроме меня. Пошёл на автостанцию (там и 10 лет назад Кирилл Серебренников фильм снимал "Юрьев день", который ранее упоминал в предыдущих постах) - тоже закрыто.
Карта исследованной территории.

3) Благо, приехала женщина, которая должна была через 1 час в Москву на вахту ехать маршруткой (даже я подумал о том, а не поехать ли мне обратно). Так она рассказала, что посидеть ночью негде (там даже полиция не особо работает, отчего многие не пристёгивают ремни безопасности, так и ездят), гостиницы дорогие. Отправился в центр, так и есть, стоимость номеров в 3 гостиницах 1500,1800,2300 рублей, всё остальное ночью закрыто, кроме круглосуточной сауны с девочками напротив завода, куда часто командировочные приезжают, а что, промышленное предприятие. Дико холодно, а то беларусь разбаловала, когда в центральной гостинице номер люкс стоил 400 рублей со всеми удобствами, а тут за 1500 рублей трёхместный без душа.
Здание автостанции, где плакала героиня Ксении Раппопорт после потери сына, сотовой связи, колёс от автомобиля.

4) Внутреннее убранство автостанции. Сейчас там всё облагородили, плохо только, что маршруты только на Москву и Владимир, а деревни для них больше не существуют.

5) Пошёл греться... в отделение сбербанка (вот правда, если остался в городе, где негде остановиться или переночевать, холодно ещё - иди в сбербанк, всегда рядом. там немного даже план написал на ближайшие дни, однако из-за начавшейся атаки тепла пошёл опять бродить (да и закон физики никто не отменял, пока движешься - холодно не будет). Тогда решил немного переиграть, так как Кремль открывается в 9 утра, а время только 5, то быстро составил маршрут с посещением и ещё . пошёл на автостанцию - там сказали, что у них нет больше пригородного сообщения в близлежащие деревни, что в центре только несколько частников возят.

Образцы частной деревянной застройки города.

6) Иду туда - там объяву вижу, что с 1 марта маршрутка туда не ходит, местные ответили, что только попутками. И решил я твёрдо добираться автостопом, чтобы посмотреть всё и к 12.00 вернуться в город, когда уже можно приступить к ознакомлению с историей этого места. маршрутка довезла до развилки дорог, там уже стал ловить попутки - так и ехал сначала в грузовой газели, потом в минивэне в багажном отделении рядом с вербами, потом подобрал пенсионер на волге, сказал, что подбросит до одного поворота, он быстро съездит до друга, если я не уеду, то меня подберёт. Вот так с ними доехали до финальной деревни с церковью в 28 км от райцентра. Уже оттуда обратно ехал с директором лесхоза (благо, меня обрадовали местные работники сельпо, что у них такси 420 рублей стоит или только попуткой), мать которого урождённая в соседнем райцентре с моей Брянщины))) погода за день менялась с ясного и солнечного утра, потом дождя со снегом в форме градин, затем резкого похолодания, ближе к концу обеда вновь ясное солнце и вновь дождь. Поезд на Москву у меня был только в 1 ночи, надо было пережидать ещё грядущие 7 часов, так как холодало и всё закрывалось (на весь город 2 продуктовых работает и сауна). Вечером на вокзале мужика увидел, который топил дровами само здание, тот посоветовал ночью в окошко к сотруднице постучаться и попросить открыть зал ожидания (благо, они открывают, у кого билет на поезд). Вот до 23.00 досидел в одном кафе, потом на вокзал пустили, там и замертво плюхнулся на металлическом сиденье, даже дремал. Приехал поезд, расположился на своём месте и уснул до самой столицы:)))

7)

8)

9)

10)

11) Юрьев-Польский находится на территории Владимирского Ополья, на берегу небольшой реки Колокша – левого притока Клязьмы. В отличие от других древнерусских городов, Юрьев-Польский практически не имеет естественных укреплений: берега у Колокши низкие, да и поблизости нет заметных холмов. Расположение города объясняется экономическим значением Владимирского Ополья во времена Древней Руси – здесь сходились дороги, ведущие во Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский и Ростов Великий. В настоящее время Юрьев-Польский полностью потерял своё торговое значение. Крупные автомобильные дороги проходят вдали от города, а железная дорога малоактивна. Юрьев-Польский является географическим центром Золотого кольца, однако неудобное пассажирское сообщение делает город сравнительно непопулярным среди туристов и путешественников.
На фото - ансамбль церквей тёплой "зимней" Покрова Пресвятой Богородицы 1769 года постройки с пристроенной колокольней в XIX веке (слева) и "летней" Никиты Мученика 1792-1808 гг. (справа).

12) Подойдём поближе.

13)

14) В Покровской церкви ныне покоятся мощи князя Святослава Всеволодовича, строителя

15) Ансамбль вблизи с церковью Никиты Мученика, по архитектурному направлению имеющий смесь классицизма и псевдоготики Василия Баженова, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь.

16) Памятник винам Великой Отечественной войны на месте бывшего монумента Владимиру Ленину.

17) Осмотрим теперь рыночную площадь Юрьева-Польского.

18) Юрьев-Польский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название города связано с именем основателя и местностью (Польский – находящийся на поле). Выгодное расположение в центре богатого сельскохозяйственного региона (Владимирского Ополья) привело к быстрому росту поселения, и уже в 1212 году Юрьев-Польский становится центром небольшого княжества, возникшего в результате междоусобиц и распада Владимиро-Суздальского княжества. Признаком значимости города является сооружение в начале XIII века уникального для Древней Руси Георгиевского собора. Монгольское нашествие 1238 года привело к упадку Юрьев-Польского, а позднее город сильно разрушался в ходе нашествий Тохтамыша (1382) и Едигея (1408). Перемещение столицы в Москву снизило экономическую значимость региона и изменило основные торговые пути: с XIV века Юрьев-Польский становится небольшим и незначительным поселением на задворках Московского княжества. В XV–XVI веках город часто передавался в управление иностранным вассалам московского князя и почти не развивался. С XVII века Юрьев-Польский – городок на дороге из Москвы в Суздаль. С развитием железных дорог значение последнего также уменьшилось, а Юрьев-Польский остался тихим уездным городом. Благодаря хорошо сохранившейся обстановке и подходящей атмосфере, в 1968 году Юрьев-Польский стал местом съёмок первой части фильма "Золотой телёнок" (город Арбатов) – классической экранизации одноимённого сатирического романа Ильфа и Петрова.

19) Кадры из фильма.

20) Большинству купцов тут просто не хватало ресурсов на развиитие собственных магазинов, торговля была в основном мелкой, и торговля не только купцы - в основном ремесленники, рыбаки, крестьяне с окрестных деревень. Торговые ряды тут построены в 1873-77 годах, и их четыре корпуса сгруппированы попарно - скорее всего, в одних торговали сельскохозяйственными товарами, а в другом - ремесленными и промышленными.

21) Тем не менее, ряды тут очень живописны.

22)

23)

24)

25) Перенесённый поближе к центру города Ленин.

26) Псевдоготическое здание пожарной охраны, не потерявшее своё предназначение и поныне.

27) Памятник Юрию Долгорукому.

28)

29)

30) Осмотрим местный "Арбат", т.н. улицу 1 мая. Обратите внимание на выглядывающую булыжную мостовую из-под асфальта.

31) Улица всё-равно пешеходная, отрыть бы мостовую, будет как в Юрьевце Ивановской области.

32)

33) Здание детского дома на месте бывшей Воскресенской церкви 1760 года постройки.

34)

35)

36) Введенский Никоновский монастырь, основанный ещё учеником Сергия Никоном Радонежским. По сути - типичный для Владимирщины диптих летней Введенской (1763) и зимней Никольской (1666) церквей.

37) Поездка состоялась 13 апреля, поэтому не сокрушайтесь от того, что нет зелени и грязновато. После тёплого марта наступило резкое похолодание. Да вы и на снимках видите постоянную перемену погоды от ясного солнечного утра, снега в обеда, града на полдник и вечернего солнца.

38) Продолжим путь по проезжей части улицы 1 мая, откуда большинство машин едут в Переславль-Залесский, Ярославль или Москву.

39)

40) Юрьев-Польский богат на целые ансамбли "удвоенных" храмов.
На фото - храмовый комплекс Церкви Рождества Христова и Бориса и Глеба 1700-1752 гг. постройки посреди конкретных спальных районов.

41)

Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом.

Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается.

Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома - «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения.

При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв.

По письменным источникам известно о существовании торговых отношений между Юрьевом (Дерптом) и Новгородом в XIII–XV вв. Оба города были связаны с Ганзейским союзом, основанным в конце XIII в., и, судя по документам, Юрьев играл в нем важную роль, потому что всегда упоминался на втором месте вслед за Ригой .

Представляет особый интерес вопрос о положении русского населения города после прекращения русского владычества. Летописец говорит, что народ их «хоромы пожгоша» . По более поздним сведениям,
в Юрьеве, в Заречье, на левом берегу Эмайыги, на холме был основан русский пригород. Источники же XV–XVII вв. говорят и о существовании «Русского конца» на правом берегу реки . Есть основания думать, что оба названные поселения тесно связаны между собой, но когда они возникли, установить трудно. Источники XV в. характеризуют «Русский конец» как юридически самостоятельное поселение, которое имело свою администрацию, торговый двор и церковь .

Об этом свидетельствует и найденная в Пскове юрьевская печать XV в., опубликованная В. Л. Яниным . Он отмечал, что эта печать, своей символикой связанная со святым Георгием, подтвердила наличие в Русском конце Юрьева церкви святого Георгия. Об этой церкви на левом берегу реки, а следовательно в русском пригороде, рассказывал Киевский митрополит Исидор, который в 1439 г. направлялся из Москвы на Ферраро-Флорентийский Собор через Юрьев .

Среди археологических находок в Заречье есть редкая монета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава - святым Георгием Победоносцем , а также серебряные украшения начала XII в. По мнению М. Х. Шмидехельм и Е. Ю. Тыниссон, некоторые из этих украшений изготовлены в одном из русских ремесленных центров . Украшения найдены в своеобразном серебряном сосуде, происхождение которого А. В. Банк считает византийским . Эти находки являются бесспорным доказательством существования торговых связей Юрьева с Древней Русью. Священник Н. Когер, изучавший историю храма святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападения крестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена .

Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну - во имя св. Николая Чудотворца, другую же - во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» .

Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» .

При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» .

Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

Начиная с XVI в. письменные памятники упоминают уже только об одной церкви в Юрьеве (Дерпте) - во имя святителя Николая. Она находилась первоначально на территории двора современной почтовой конторы на углу улицы 21 Июня. В период Реформации здание сильно пострадало. В конце XVI в. церковь принадлежала иезуитам, а к XVII столетию ее здание пришло в полную негодность и было разрушено.

Повесть временных лет. Ч. 1. С. 101; также см.: 3-я Псковская летопись: «В лето 6528-го. Ходил Ярослав Володимерич из Новагорода на Чюдь, и победи, и постави град Юрьев в свое имя» (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 75).

Труммал В. К. Русско-эстонские отношения от IX до начала XIII века. Тарту, 1955. С. 12. АКД.

Тгummal V. К. Archeoloogilised kaevamised Tartu linnusel // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1965. Т. 161. С. 37-38. Табл. 11 а-с.

Там же. С. 24. Рис. 6 а.

Медведев А. Ф. Оружие Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. М., 1959. Т. 2. С. 121-191.

В Юрьев-Польский мы заехали на несколько часов, по дороге из в Москву. Меня здесь, в первую очередь, интересовал Георгиевский собор, построенный в 1234 году. Последний памятник домонгольской белокаменной архитектуры. Немного посмотрели центр города, полюбовались ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Позади осталась красивейшая дорога по . Впереди показался указатель города. Я надеялась, что образ Юрьев-Польского из драмы «Юрьев день» Кирилла Серебренникова останется в прошлом.

Мы приехали из красивого и ухоженного . Разница была налицо. Несмотря на солнечный день, Юрьев-Польский вверг в некоторое уныние. Обидно. Этот город действительно интересен и заслуживает того, чтобы сюда приезжали, смотрели. Неприятно удивляет, что в 2010 году он был лишен статуса исторического поселения.

Окраины города меня не впечатлили совершенно. Стандартные серые кирпичные пятиэтажки, частные деревянные дома. Большинство городов такие, но после Суздаля душа требовала красоты. Наконец, въехали в исторический центр. Интересная архитектура, которая пока не складывалась в цельную картинку.

Застройка Владимирской улицы. Справа — старинная пожарная часть, функционирующая до сих пор

Дома по Владимирской улице

Юрьев-Польский был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Юрьев-Польский кремль окружен могучим земляным валом XII века высотой около 7 метров. В прошлом на нем стояли деревянные стены с башнями. Примерно четвертую часть кремля занимает Михайло-Архангельский монастырь.

Напротив кремля расположена большая Советская площадь с торговыми рядами XIX века. Между двумя парными корпусами тянется пешеходная улица 1 Мая. Ремонт, хотя бы косметический, тут требуется однозначно.

Припарковав машину около Торговых рядов, мы отправились к Георгиевскому собору, который находится в глубине кремля, за Михайло-Архангельским монастырем и собором Троицы Живоначальной. , построенный в неорусском стиле в 1913 году, вероятно, был очень красив. Но в советское время его изуродовали: снесли главы, построили трубу. Сейчас в нём что-то делается, но очень медленно и малозаметно.

К собору ведет улица 1 Мая. Справа, рядом с Троицким собором — здание бывших Присутственных мест первой половины XIX века, построенное по типовому проекту. В настоящее время здесь находится ОВД по Юрьев-Польскому району.

Расположен за Троицким собором. Он вызывает неподдельное трепетное чувство. Когда-то здесь стоял белокаменный собор Юрия Долгорукого, ровесник и Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. В 1230-1234 годах князь Святослав Всеволодович разрушил старый и построил новый белокаменный собор, богато украшенный резьбой. В XIII-XIV веках к собору был пристроен Троицкий придел, также украшенный резным камнем. Сейчас можно только догадываться, каким был Георгиевский собор первоначально: в XV веке храм частично обрушился.

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Ермолин «собрал изнова» и «поставил как и прежде» Георгиевский собор. Отчасти это напоминало сбор пазлов: мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок белокаменной резьбы, совмещая камни, но не всегда это получалось. Новый собор получился более приземистым, резной рисунок оказался во многих местах нарушенным.

Восточный и северный фасады Георгиевского собора

В последующие годы Георгиевский собор неоднократно достраивался. В XVII веке к собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм был покрыт кровлей на четыре ската. В 1809-1827 годах появились ризница и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

Западный и южный фасады Георгиевского собора

В 1920-1930-х годах собор отреставрировали. Работами руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Все позднейшие пристройки были удалены.

Подробнее об истории и архитектуре Георгиевского собора вы можете прочитать в статье .

Стертые временем ступени

Вдали, за пределами кремлевского вала, виднеется храмовый комплекс : церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1769 года и церковь Никиты Мученика 1796 года.

— другая знаменитая достопримечательность Юрьев-Польского. Он разделен на две части — историко-архитектурный музей и собственно монастырь. Сейчас в нем продолжается реставрация.

Я решила прогуляться по земляным валам и посмотреть на ансамбль со стороны, с высоты земляных валов.

Михайло-Архангельский монастырь: храм иконы Божией Матери «Знамение», собор Михаила Архангела, надвратная церковь Иоанна Богослова, шатровая колокольня, деревянная Георгиевская церковь из села Егорье

По преданию, Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем, строителем Георгиевского собора. В 1238 году войска Батыя разорили обитель, и она опустела почти на два века. В 1560 году был построен первый каменный храм, который до наших дней не сохранился. Существующие ныне здания датируются XVII-XVIII веками.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря

В центре монастыря расположен собор Михаила Архангела , построенный в 1792-1806 годах. К югу от собора — Знаменская трапезная церковь 1625 года. К западу от Знаменской церкви — Архимандритский и Братский корпуса , оба 1763 года постройки. Надвратная церковь Иоанна Богослова была построена в 1670 году. В центре монастыря находится отдельно стоящая шатровая колокольня 1685-1688 годов, к северу от неё — Надкладезная часовня начала XIX века. Ограда с башнями датируется XVI-XVIII веками. Еще одна достопримечательность собора — деревянный храм Георгия Победоносца из села Егорье , построенный в 1718 году. Он — единственное, что осталось от Георгиевского монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1565 году. Храм был перенесен в Михайло-Архангельский монастырь в 1967-1968 годах.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря: собор Михаила Архангела, колокольня, надвратная церковь Иоанна Богослова

С внешней стороны крепостных валов расположен парк, за которым виднеются жилые дома.

Парк с внешней стороны земляных валов

Посмотрев центр города, решили пообедать. Трипадвизор выдал нам 5 вариантов. Взглянув на их рейтинг, выбрали кафе «Династия» (Юрьев-Польский, ул.Школьная, 18), все остальные места казались опасными для наших желудков. Голодные, мы предвкушали сытный обед. Но не тут-то было — кафе оказалось «закрыто на спецобслуживание», никаких следов деятельности замечено не было. Не солоно хлебавши, уехали из города. Настроение было подпорчено.

Юрьев-Польский оставил очень неоднозначное впечатление. Но, безусловно, сюда нужно будет приехать еще раз, чтобы не торопясь рассмотреть все его достопримечательности и музеи, побывать в усадьбе Голицыных Сима, где скончался и погребен Багратион.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История Юрьев-Польского

Основание города и средневековье.
Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким и название свое получил в честь князя и его небесного покровителя – св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях – в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь.
В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Неподалеку от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение – Липицкая битва – произошло в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав. При нем был заложен новый Георгиевский собор на старом фундаменте (он-то и дошел до нас в перестроенном виде) и основан Михайло-Архангельский монастырь .
Татаро-монгольское иго не миновало и Юрьев: в 1238, 1382 и 1408 годах он был разорен ордынцами. Во времена усиления Московского княжества небольшой город перешел под покровительство Москвы и не раз передавался «в кормление» княжеским вассалам. Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, а в XVI веке – казанского хана Абдул-Летифа и после него – астраханского царевича Кайбулы.

XVII-XIX века.
Правление Москвы Юрьев принял спокойно. Но когда в Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание.
После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему уже при Екатерине II – в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества. В уездном городе посреди Ополья жизнь шла неспешная, но оставившая немало следов на его улицах и переулках. Собственно, и сейчас Юрьев привлекает и туристов, и кинематографистов именно сохранностью своего старинного колорита.

В уездном городе шла торговля – через него шли торговые пути в Суздаль – Большая Стромынская дорога. Здесь квартировали военные, были свои купцы и мелкие промышленники, развивалось производство тканей и пряжи. Усилиями квартировавшей здесь 1-й Артиллерийской Гренадерской бригады около восточной части валов был разбит городской парк, от которого сейчас почти ничего не осталось, кроме небольшого сквера с прудом да нового памятника Юрию Долгорукому.
Война 1812 года не оставила юрьевцев равнодушными – местным ополчением командовал князь Б.А.Голицын, владелец села Сима , где от ранения, полученного на Бородинском поле, позднее скончался Багратион.
В 1871 году город постиг тяжелый удар – сильнейший пожар, уничтоживший множество зданий в центральной части города – и жилых домов, и все торговые ряды, и Введенский монастырь. После пожара торговые ряды были перестроены в камне, а в 1893 г. в городе основано Добровольное пожарное общество с пожарным депо, где устраивались любительские спектакли и танцы.

ХХ век и современность.
В начале XX века Юрьев-Польской насчитывал до 6 тысяч жителей, здесь действовали 13 ткацких фабрик. Были открыты женская прогимназия, реальное училище , высшее начальное училище. В 1904 году открылась богадельня . В 1913 году в город было проведено электричество, предполагалось поставить 80 фонарей. В городском саду под оркестр пожарных проходили гуляния. В 1906 году местной интеллигенцией было организовано Общество любителей сценического искусства. Политические события страны шли мимо города, почти не задевая его; только несколько революционных выступлений прошло в городе за это время.
О советском периоде жизни Юрьева-Польского известно немного – в сущности, мало что изменилось в жизни обывателей. Были закрыты монастыри и церкви, в городском парке установили скульптуру Ленина (позднее ее перенесли на другое место), вокруг города появились колхозы и совхозы, были национализированы фабрики да изменилось управление. В остальном Юрьев сохранил свой вид уездного городка с торговыми рядами , купеческими и мещанскими домами и – что важно – с уникальными памятниками древности. В 1920 году был основан краеведческий Юрьев-Польский музей ; позднее превращен в историко-архитектурный и художественный. С 1974 по 1989 гг. музей являлся филиалом в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1989 г. он приобрел статус самостоятельного музея.

В 1967 году в город прибыла съемочная группа фильма «Золотой теленок». Юрьеву-Польскому предстояло сыграть роль города Арбатова, с чем он блистательно справился, и теперь в кадрах популярного фильма легко узнать улицы города.
Сейчас Юрьев-Польской привлекает все больше туристов и своей стариной, и тишиной, и сочетанием красоты природы с неброской красотой старинного уездного городка с уникальными памятниками. Земляные валы древнего города сохранились и сейчас – только нет на них высокого крепкого тына, не преграждают въезд в кремль массивные ворота, и по некогда сильным оборонительным укреплениям можно беспрепятственно гулять, любуясь великолепным собором, видами монастыря и всего города.

Название города Юрьев-Польский (или Юрьев-Польской) говорит о его основателе и местоположении. Город был назван в честь князя Юрия Долгорукого , в чём удостоверяет нас Никоновская летопись записью под 1152 годом: "Великий князь Юрий Суждальский мнози церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский". Города на Руси ставились обычно на высоком крутом берегу при слиянии двух рек, которые служили оборонным дополнительным укреплением при нападении на город врагов. Город Юрьев заложили на равнине, в поле, хотя и при слиянии рек Колокши и Гзы. Чтобы отличать его от другого города Юрьева (Юрьев-Дерпт-Тарту), основанного ещё Ярославом Мудрым и названного в честь имени основателя (данного ему при крещении), новый Юрьев получил приставку Польский по безлесью и большим полям, окружавшим город.

Юрьев-Польский выстроили во время активного строительства новых укреплённых городов-крепостей для отражения набегов кочевников и стал опорным центром Ополья. Крутых берегов и глубоких оврагов вокруг города не было. Единственной природной защитой города стала топь, а от врагов Юрьев защищали крепостные стены. Юрьевская крепость имела круглую форму, была обнесена высоким валом (до семи метров высотой) и деревянными стенами. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир , Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.

Юрьев-Польский входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. Недолгий расцвет города связан с именем Святослава Всеволодовича, ставшего удельным Юрьевским князем в 1212 году. Во время княжеских усобиц поле под городом несколько раз становилось местом кровопролитных сражений. Самой жестокой была битва на реке Липице, в которой сошлись не на жизнь, а на смерть братья Всеволодовичи. О ней в летописи сказано: "Не 10 бо убито, ни 100, но тысуща тысущами, а мнози истопиша бежачи в реце, а инии ранены зашед изомроша, а живыи побегоша одни ко Володимеру, а иниии к Переяславлю, а инии в Юрьев". Князь Святослав выступил в этой битве на стороне владимирского князя Юрия. Победа в сражении досталась их противникам. На время правления Святослава Всеволодовича пришёлся и трагический 1238 год. В летописях есть сведения, что дружина Юрьева билась с татарами на реке Сити, и многие ратники пали на поле битвы. В тот же год Юрьев был разрушен татарами и обложен данью.

В годы княжения Ивана Калиты Юрьев вошёл в состав Московского княжества, и в 1380 году юрьевцы храбро сражались на поле Куликовом под знамёнами князя Дмитрия Донского. Юрьев Польский часто подвергался опустошительным набегам ордынцев. Новгородская летопись сохранила сведения о набеге на русские земли войка хана Тохтамыша в 1382 году: "Прииде царь татарский Тохтамыш в силе велице на землю русскую, много пустоша земли русские: взял град Москву и пожже Переяславль, Коломны , Володимер и Юрьев". В 1408 году при очередном нашествии золотоордынцев во главе с Едигеем город был вновь сожжён, а многие его жители уведены в полон. С этого времени Юрьев-Польский теряет значение стратегической крепости и торгового города. Он часто отдаётся "в кормление" иноземцам, служащим московским князьям. Владели Юрьевом-Польским литовский князь Свидригайло Ольгердович, казанский хан Абдул-Летиф, астраханский царевич Кайбула.

Немало бед принесли городу польско-литовские захватчики. Юрьев-польский взяли отряды Лжедмитрия II, который отдал его касимовскому царевичу Магомету Мурату. В 1609 году горожане, не желавшие терпеть унижения, подняли восстание, которое возглавил сотник Фёдор красный, и с оружием в руках освободили свой город от врагов. В 1612 году в рядах ополченцев Минина и Пожарского ратные люди Юрьева-Польского освобождали от врагов Москву.

С середины XVII века в городе начинается торгово-промышленный подъём. Развитию города и росту торговли способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. Торговля велась главным образом зерном и льном. Из предметов ремесла в столицу везли полотно и юфть.

В 1708 году Юрьев вошёл в состав Московской губернии, а с 1778 года стал уездным городом Владимирского наместничества (с 1796 года - губернии). В городе развивается мануфактурное производство пряжи и тканей, и к концу XVIII века здесь появляются первые промышленные предприятия, текстильные и бумаготкацкие.

В Отечественную войну 1812 года Юрьев принял тысячи раненых и дал приют не меньшему числу беженцев. на защиту Отечества из города ушли полторы тысячи ополченцев, которые составили половину 5-го полка Владимирского ополчения. полк возглавил генерал-лейтенант князь Голицын, представитель дворянства Юрьевского уезда. Заслуги юрьевских ополченцев отметил император Александр I , который в феврале 1813 года в письме князю Голицыну изъявил им "особое благоволение и признательность".

В XIX веке Юрьев-Польский, как и ранее, сохранял немалое торговое значение. ещё во времена Петра Великого и его преемников активизация торговли в российских городах заставила власти уделять особое внимание в градостроительных планах торговым площадям и гостиным дворам. Новый Гостиный двор появился и в Юрьеве-Польском, где для каждого вида товаров стоял свой торговый ряд. В базарные дни торговая площадь города заполнялась палатками, шатрами, лотками и телегами крестьян, привозивших сюда свои товары. Роль города как промышленного центра Владимирской губернии особенно возросла во второй половине XIX века, когда через него прошла железная дорога.

Но Юрьев-Польский не сделался городом с развитой промышленностью. К началу XX века здесь действовали несколько бумаготкацких фабрик и мастерская земледельческих орудий. Зато процветала торговля. Гостиный двор стал тесен, торговых мест не хватало. Поэтому городская дума решила строить новые лавки за счёт владельцев. Так в городе появились бревенчатые магазинчики на один раствор под общей крышей, получившие у жителей странное прозвание - "Варшавский базар".

Юрьев-Польский оставался городом торговым. В газете за 1910 год в заметке местного жителя есть такие строки: "Лавок и торговцев в нашем городе хоть отбавляй. Куда ни плюнь - попадёшь в лавку. Дрянненькие - а лавчонки".

Свой герб город получил в начале XIX века: "В верхней части медальона герб губернского Владимира, а в нижней в серебряном поле две золотые корзины, наполненные спелыми вишнями".