Город волноваха, донецкая область. Город волноваха, донецкая область Шел волноваха

Город Волноваха, Донецкая область

Придорожный указатель

Летний парк центральный вход

Монумент Слава Гвардейцам танкистам
освободителям города Волновахи

Памятник погибшим в ВОВ


Районный совет

Церковь

Дом пионеров

Музей

Волноваха – город районного значения, районный центр. В административном отношении город подчинен Волновахскому районному совету. Расположен в южной части Донецкой области, в месте примыкания к железной дороге Мариуполь-Донецк линии на Запорожье, Одессу, Крым. Город стоит на автотрассе Донецк-Мариуполь.
Находится: Украина, Донецкая область.

Название Волноваха город получил от реки Мокрая Волноваха, которая берет свое начало от локомотивного депо города. Волноваха была заселена уже в эпоху бронзы, о чем свидетельствуют археологические раскопки стародавнего поселения в юго-восточной части города и захоронение в каменной гробнице. Найденная каменная статуя (баба) говорит о пребывании в этой местности кочевников.

Днем рождения Волновахи стал 1881 год, когда через станцию прошел первый железнодорожный состав Еленовка – Мариуполь. В дальнейшем, Волноваха слилась с селом Платоновка, основанном в 1842 году и селом Карловкой, основанном в 1845 году, которые были заселены переселенцами из Киевской, Харьковской, Черниговской и Полтавской губерний.

В 1904 году, в связи с постройкой железной дороги Волноваха - Царе-константиновка, на станции Волноваха было сооружено новое здание депо. В депо находился один токарный станок, который приводился в движение одним большим деревянным колесом, крутили его двое рабочих.

В 1908 году в Волновахе открылась единственная на Екатеринославской железной дороге и первая в России школа артельных старост (мастеров пути). Учились по рукописным учебникам, которые составлялись преподавателями в одном экземпляре. Все работы по строительству и ремонту железнодорожного пути выполнялись вручную.

В 1914 году, после начала первой мировой войны, рабочие паровозного депо: Матвей Варуша, Мартытюк, Ананий Глущенко, Константин Милько начали проводить революционную пропаганду среди паровозников, пользуясь листовками, издаваемыми Екатеринославским, Ростовским и Юзовским комитетами РСДРП.

Административного значения до революции поселок Волноваха не имел. Он входил в Сретенскую волость Мариупольского уезда Екатеринославской губернии.

Победу Октябрьской революции железнодорожники Волновахи встретили с радостью. В конце декабря 1917 года местные большевики провели перевыборы Платоновского совета рабочих и крестьянских депутатов. В Волновахе организуется революционный комитет.

В годы гражданской войны и иностранной интервенции Волновахский железнодорожный узел имел важное стратегическое значение и был объектом ожесточенной борьбы. В апреле 1918 года, когда немецко-австрийские оккупанты начали наступление на Украину, приказом по Красной Армии Донецкого бассейна создается Волновахский оборонительный район и Волновахская группа Красной Армии.

В течение 1918 - 1920 годов станция Волноваха переходила из рук в руки более 20 раз. В этот период передовые рабочие депо выводили из строя паровозы и подвижной состав, распространяли листовки большевистской партии.

В конце 1919 начале1920 годов в Волновахе создается революционный комитет, во главе которого становится Андрей Гаврилович Хавиков.

Первым председателем Волновахского волостного исполкома был Иосиф Матвеевич Варуша, который впоследствии работал бригадиром овощеводческой бригады колхоза имени Чапаева.

С 1920 по 1928 годы в поселке был создан комитет незаможных селян во главе с Иваном Верной. В 1928 году создано товарищество по совместной обработке земли, а в 1930 году колхоз «Культурная революция», первым председателем колхоза был мариупольский рабочий - двадцатипятитысячник Федор Рудас. В 1932 году создается совхоз «Транспортник», директором которого долгие годы был Владимир Григорьевич Курочкин.

В 1932 - 1934 годы проходит коренная реконструкция железнодорожного узла Волноваха:

  • построены новые паровозное и вагонное депо, оборудованные новейшей техникой;
  • механизированная горка для формирования поездов,
  • улучшено водоснабжение.

С 1935 года станция Волноваха стала центром Волновахского отделения Южно-Донецкой железной дороги.

В городе были построены:

  • средние школы,
  • дворец культуры имени К.Маркса,
  • детские ясли и сад,
  • стадион «Локомотив»,
  • поликлиника,
  • жилые дома, из которых 21 - многоэтажные.

Выросла мукомольная и мясомолочная промышленность. В городе работало около 20 магазинов, 3 столовых, ресторан и механизированная фабрика - кухня.

В августе 1930 года Октябрьский район был переименован в Волновахский, а в 1938 году Указом Президиума Верховного Совета Украины, Волноваха стала городом районного подчинения. С января 1932 года регулярно выходит районная газета.

Мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. На защиту Родины поднялись и труженики города и района. На фронт отправились тысячи добровольцев. Во время наступления фашистских войск на Донбасс рабочие железнодорожного узла, колхозники приняли меры по эвакуации подвижного состава и оборудования станции, тракторов и скота в восточные районы страны.

11 октября 1941 года город был оккупирован гитлеровцами. За ноябрь - декабрь 1941 года фашисты расстреляли около 100 советских граждан, подозреваемых в сочувствии советской власти. Одновременно были схвачены и казнены 35 коммунистов и комсомольцев:

  • председатель колхоза П. С. Шацкий,
  • работник военкома В. С. Михалко,
  • машинист паровоза М. М. Каменецкий и другие.

Волновахцы активно участвовали в борьбе против захватчиков. Организовывали диверсии, создавали подпольно-патриотические группы, уничтожали гитлеровцев. В городе был оставлен для партизанской работы В. И. Шапинский – радист-лейтенант. Его активными помощниками стали И. Г. Тесля, И. М. Ежак, Ф. С. Стрижак, А. И. Попко.

При освобождении района упорные бои шли повсеместно. Особенно жестокие бои велись за город Волноваху. 9 сентября 1943 года Советская Армия освободила город от оккупантов.

Всего на фронтах Великой Отечественной против гитлеровских захватчиков сражались 1360 жителей города, из них более 1000 награждены боевыми орденами и медалями.

Страшному разорению подвергли фашисты хозяйства района: почти полностью было уничтожено колхозное имущество, весь инвентарь, сельхозмашины. Пострадало 49 колхозов, 6 совхозов, 3 МТС.

За период 1944 - 1948 гг. были награждены орденами и медалями Советского Союза свыше 150 трудящихся города.

Город не только восстановлен, но и преобразован. С 1945 по 1953 гг. в городе построены Дом культуры имени В. И. Ленина, комбинат бытового обслуживания, универмаг.

В последующие десять лет в городе были построены:

  • завод по переработке гибридных семян кукурузы,
  • районное отделение «Сельхозтехника»,
  • завод стройматериалов,
  • асфальтно - бетонный завод,
  • энергетический узел - в связи с переходом дороги на электрическую тягу,
  • новое здание железнодорожного вокзала.

С 1958 по 1964 годы были построены:

  • две новые средние школы,
  • школа-интернат,
  • больничный городок с новым медицинским оборудованием,
  • десятки новых магазинов,
  • детские сады и ясли.

В городе свыше трех тысяч человек, которые награждены орденами и медалями: герои гражданской войны Бывшев И. И., старые большевики: Ананьев В. Р., Хавиков А. Г., Курочкин В. Г., Синицын В. П. и многие другие.

В 1981 году в связи со 100-летием со времени основания города Волноваха - Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР город награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР. За успехи в выполнении задач хозяйственного и культурного строительства и в связи со 100-летием основания города награждены:

Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР:

  • Вервейко И. Д. – машинист тепловоза локомотивного депо,
  • Корж В. И. – буровой мастер Приазовской ГРЭ,
  • Швед И. С. – бригадир колхоза имени Чапаева.

Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР награждены:

  • Гуденко И. Ф. – составитель поездов станции Волноваха,
  • Кравцов Н. Г. – наладчик дистанции пути,
  • Краснопольский А. С. – начальник Приазовской ГРЭ,
  • Морылев Н. Н. – директор заочной средней школы,
  • Писаренко М.И. – старшая медицинская сестра центральной районной больницы.

За заслуги в развитии сельского хозяйства и активное участие в общественной жизни, управляющему райсельхозтехникой Бондаренко Виктору Алексеевичу присвоено почетное звание: Заслуженный работник сельского хозяйства Украинской ССР.

За заслуги в развитии сельского строительства и активное участие в общественной жизни бригадиру штукатуров ПМК-111 Жалейко Валентине Григорьевне присвоено почетное звание Заслуженный строитель Украинской ССР.

Основными предприятиями города являются:

  • локомотивное депо,
  • вагонное депо,
  • станция Волноваха,
  • АОЗТ «Экопрод»,
  • ОАО «Волновахский комбинат хлебопродуктов»,
  • ООО «Возрождение»,
  • Автодор,
  • фермерские хозяйства по выращиванию и переработке сельскохозяйственных культур.

К услугам горожан: две больницы, 3 фельдшерско-акушерских пунктов, стоматологическая поликлиника и станция скорой помощи, сеть аптек, магазинов, предприятий бытового обслуживания.

В городе функционируют:

  • 7 общеобразовательных школ,
  • СПТУ,
  • 6 дошкольных учреждений,
  • районный центр культуры и досуга,
  • творческий центр молодежи,
  • Дом детского и юношеского творчества,
  • станция юных техников,
  • детско-юношеская спортивная школа,
  • районный краеведческий музей,
  • библиотеки,
  • школа эстетического воспитания с музыкальным и художественным отделениями.

В городе действует три православных храма:

  • Свято-Духовский,
  • Свято-Преображенский,
  • Свято-Тихвинский.

В городе установлено 18 памятников истории:

  • 2 - гражданской войны,
  • 12 – Великой Отечественной войны,
  • 2 – воинам-афганцам К. Бабину и В. Березовскому,
  • 3 мемориальные плиты – двум Героям Советского Союза, воинам освободителям города Михаилу Федоровичу Орлову и Александру Денисовичу Каневскому и Герою Социалистического Труда, Первому секретарю Волновахского райкома Компартии Украины Василию Степановичу Тетерюку,
  • в апреле в день 20-летия Чернобыльской катастрофы, открыт памятный знак в честь героев Чернобыля.

В окрестностях города расположен памятник природы – Великоанадольский лес, в котором отдыхают ежегодно тысячи горожан и жителей области. Это первое лесонасаждение в украинской степи. Сегодня Великоанадольский лес является эталоном степного лесоразведения. Его площадь составляет 2500 га. Здесь произрастают десятки пород деревьев и кустарников. Большая коллекция их экзотических видов из разных стран мира собрана в дендрологическом парке лесничества.

Волноваху окружает лесопарк. Поблизости находится одна из самых высоких точек Приазовской возвышенности – Могила Гончариха (278 м над уровнем моря).

Волновахцы по праву гордятся своими земляками:

  • Заслуженным деятелем науки и техники Украины, Генеральным директором Регионального центра охраны материнства и детства, профессором В. К.Чайкой,
  • Залуженным деятелем науки и техники, Героем Украины Комановым В. Г.,
  • Героем Советского Союза С. Ф. Филиппских,
  • Заслуженным учителем Украинской ССР О. И. Путилиной,
  • Заслуженным тренером Украины С. Г. Четвериковым,
  • Заслуженным испытателем космической техники, начальником управления научно-исследовательского центра России, полковником В. Г. Кравцовым,
  • Заслуженным работником транспорта Украины Г. А. Заиченко и другими.

Волноваха - город районного значения, районный центр. В административном отношении подчинен Волновахскому райсовету. Расположен в южной части области, в месте примыкания к железной дороге Мариуполь-Донецк линии на Запорожье, Одессу, Крым. Город стоит на автотрассе Донецк-Мариуполь.

Поселение основано как железнодорожная станция в 1881 г. во время строительства Екатерининской железной дороги. В начале ХХ в. в Волновахе было 45 дворов, проживало около 250 чел. К 1915 г. насчитывалось 108 дворов и 634 жителя. Имелись лавка, базар, частная пекарня, школа. В 1895 г. на станции построили вокзал, в 1896 г. - паровозное депо, в 1900 г. между Юзовкой и Мариуполем через Волноваху проложены вторые пути. К 1905 г. станция стала узловой. В 1908 г. в Волноваху из Дебальцева была переведена школа артельных старост - первая в России школа по подготовке мастеров (артельных старост) для строительства железных дорог.

Развитию железнодорожного узла и поселка способствовала индустриализация страны. В годы первых пятилеток построены хлебозавод, завод безалкогольных напитков, пищекомбинат, типография. Статус города Волноваха получила в 1938 г. Население ее в 1939 г. составило 15,3 тыс. чел. Тут работали две средине и семилетняя школы, две больницы, поликлиника, детский сад, стадион, фабрика-кухня, дворец культуры, три библиотеки, около 20 магазинов. В черте города находились два колхоза и совхоз.

За годы после Великой Отечественной войны Волноваха стала крупным центром пищевой промышленности и строительной индустрии.

Город занимает территорию 20 кв. км, из них 59 % под застройкой. На одного жителя приходится 448 кв. м зеленых насаждений. Средняя температура января -6,6 , июля +21,5 . За год выпадает 500 мм осадков. В городе работает метеостанция.

Половина занятых в народном хозяйстве трудится на предприятиях железнодорожного транспорта. Основные промышленные предприятия: заводы строительных материалов, асфальтобетонные, молочный, хлебный, комбинат хлебопродуктов.

В городе действуют 7 общеобразовательных школ, станция юных техников, школа искусств, дворец детского и юношеского творчества, 2 больницы, профессионально-техническое училище, краеведческий музей.

Волноваху окружает лесопарк. Поблизости находится одна из самых высоких точек Приазовской возвышенности - Могила Гончариха (278 м над уровнем моря).

К северо-западу от города протянулся Великоанадольский лесной массив, заложенный в 40-х гг. ХIХ в. русским ученым-лесоводом В.Е. Граффом. Это первое лесонасаждение в украинской степи. Сегодня Великоанадольский лес является эталоном степного лесоразведения. Его площадь составляет 2500 га. Здесь произрастают десятки пород деревьев и кустарников. Большая коллекция их экзотических видов из разных стран мира собрана в дендрологическом парке лесничества.


Поселение основано как железнодорожная станция в 1881 г. во вре­мя строительства Екатерининской железной дороги . В начале XX в. в Волновахе было 45 дворов, проживало около 250 чел. К 1915г. насчи­тывалось 108 дворов и 634 жителя. Имелись лавка, базар, частная пе­карня, школа.

В 1895 г. на станции построили вокзал, в 1896 г. паровозное депо, в 1900 г. между Юзовкой и Мариуполем через Волноваху проложены вторые пути.

К 1905 г. станция стала узловой. В 1908 г. в Волноваху из Дебальцева была переведена школа артельных старост первая в России школа по подготовке мастеров (артельных старост) для стро­ительства железных дорог. Развитию железнодорожного узла и поселка способствовала ин­дустриализация страны. В годы первых пятилеток построены хлебо­завод, завод безалкогольных напитков, пищекомбинат, типография.

Статус города Волноваха получила в 1938 г. Население ее в 1939 г. составляло 15,3 тыс. чел. Тут работали две средние и семилетняя шко­лы, две больницы, поликлиника, детский сад, стадион, фабрика-кух­ня, Дворец культуры, три библиотеки, около 20 магазинов. В черте го­рода находились два колхоза и совхоз.

За годы после Великой Отечественной войны Волноваха стала круп­ным центром пищевой промышленности и строительной индустрии.

Волноваха - город районного подчинения, центр района. Расположена в 60 км к югу от Донецка. Железнодорожный узел. Через город проходит железнодорожная магистраль Жданов-Донецк, которая соединяется здесь с линией на Запорожье, Одессу, Крым. Волноваху пересекает также автодорога Жданов-Донецк. Население - 25,3 тыс. человек.

Остатки поселения на северо-восточной окраине Волновахи и раскопанное в городе захоронение в каменной гробнице свидетельствуют о заселении территории и окрестностей Волновахи еще в эпоху бронзы. Найденная каменная статуя («баба») указывает на пребывание в этой местности кочевников (IX-XIII вв.). Волноваха основана в начале 80-х годов XIX в. В связи со строительством мариупольского участка (Еленовка-Мариуполь) Донецкой каменноугольной железной дороги от земель крестьянской общины села Платоновки (ныне входит в черту города) было отрезано 156,1 десятины. Весной 1880 года на этом участке, в двух верстах от села, у истоков реки Мокрая Волноваха (правый приток Кальмиуса), начали прокладывать железнодорожную линию, построили водокачку для снабжения водой паровозов и несколько бараков для рабочих. 16 марта 1881 года состоялась закладка здания станции, которая, как впоследствии и поселок, получила название от реки - Волноваха. 1 ноября 1882 года железнодорожный участок от Еленовки до Мариуполя был введен в действие. Через Волноваху пошли поезда.

В течение первых двух десятилетий Волноваха оставалась небольшой линейной станцией. Отсюда отправляли главным образом хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Основным транзитным грузом, проходившим через станцию в Мариупольский порт, был донецкий уголь. Только в 1891 году его перевезли более 11 млн. пудов. С конца XIX в. после расширения морского порта и строительства металлургических заводов в Мариуполе объем транзитных грузов, провозимых через Волноваху, значительно увеличился. В связи с этим в 1891 году на участке Мариуполь-Волноваха-Ясиноватая была установлена телеграфная связь, а в 1895 году на станции Волноваха построили небольшой вокзал, через год - паровозное депо; в 1900 году между станциями Юзовка и Мариуполь (через Волноваху) были проложены вторые пути. С 1 июля 1893 года Донецкая каменноугольная железная дорога (Дебальцево-Ясиноватая-Волноваха-Мариуполь) перешла в руки казны, а в 1903 году была передана управлению Екатерининской железной дороги.

В 1905 году введена в действие Вторая Екатерининская железная дорога от станции Долгинцево через Александровск (ныне Запорожье) и Пологи до Волновахи. С тех пор станция Волноваха стала узловой, что способствовало более быстрому ее развитию. Еще в 1904 году здесь было сооружено новое здание паровозного депо на восемь паровозов, а в 1905 году - новый вокзал.

Но пристанционный поселок, входивший вместе с селом Платоновкой в состав Николаевской волости Мариупольского уезда Екатеринославской губернии, рос медленно. Даже к началу XX в., несмотря на расширение станции, в Волновахе насчитывалось лишь 45 домов с населением около 250 человек.

Трудной была жизнь рабочих-железнодорожников. В 1883 году средний заработок рабочего службы пути на железной дороге составлял 14,6 руб. в месяц. Этого не хватало, чтобы прокормить семью. Очень плохими были жилищные условия. Поскольку местная водокачка подавала на станцию только техническую воду, питьевую привозили сюда раз в неделю в цистерне со станции Сартана.

Тяжелые условия жизни побуждали рабочих Волновахи вести борьбу за свои права, за повышение оплаты труда. Особенно активными были их выступления в период Октябрьской всероссийской политической стачки 1905 года. 10 октября забастовали машинисты, рабочие и служащие паровозного депо, станции и путевых служб, телеграфисты. Железнодорожный узел замер. Жандармское управление докладывало екатеринославскому губернатору о том, что с «13 октября прекращено движение поездов между станциями Александровен и Волноваха».

Еще более бурными были события в декабре 1905 года. По призыву Боевого стачечного комитета Екатерининской железной дороги 8 декабря началась забастовка железнодорожников Мариупольского отделения (Ясиноватая-Мариуполь), в состав которого входила и станция Волноваха. 9 декабря прекратилось движение поездов и на Второй Екатерининской железной дороге - между станциями Волноваха и Александровск.

15 декабря казаки разобрали железнодорожный путь между Юзовкой и Рутченково, чтобы перерезать боевым дружинам дорогу из Авдеевки и Ясиноватой на Волноваху и Мариуполь, а 17 декабря царское правительство объявила Мариупольский и другие уезды Екатеринославской губернии на военном положении, бросило войска и подавило выступление железнодорожников.

К 1908 году численность рабочих железнодорожного узла возросла до 400 человек. Годовой грузооборот станции достиг 2 млн. пудов. Были предприняты некоторые меры по ее расширению. В 1911 году построили новую линию водоснабжения узла протяженностью 11 верст с водонапорной башней. Но техническая оснащенность его оставалась отсталой. Паровозное депо имело несколько убогих цехов с закопченными окнами и стенами. В кузнечном цехе стояло два горна, а в механическом - несколько пар тисков и один токарный станок, который приводили в движение колесом, вращаемым вручную. В котельном цехе кувалдами оббивали жаровые и дымогарные трубы, клепали заклепки на котлах. От неимоверного грохота и лязга металла глохли люди, работавшие ежедневно по 12 часов. Оплата труда железнодорожников оставалась низкой.

На 1 января 1915 года в пристанционном поселке, входившем в состав Платоновской волости, насчитывалось 108 дворов и 634 жителя. Здесь имелись лавка, базар, маленькая частная пекарня и стоял длинный ряд амбаров торговцев хлебом.

До начала XX в. жители Волновахи были лишены медицинской помощи. В случае болезни им приходилось добираться до находившейся в 25 верстах от поселка деревни Староигнатьевки, где проживали участковый врач, фельдшер и акушерка, обслуживавшие села шести волостей. Хотя после 1905 года на станции Волноваха открыли приемный покой, где работал участковый врач, медицинское обслуживание населения оставалось, как и прежде, неудовлетворительным. Только за первое полугодие 1916 года эпидемическими болезнями (оспа, тиф, дизентерия и др.) в поселке болело 424 человека. Все это было следствием тяжелых жилищных условий и недоедания рабочих и их семей.

Лишь несколько детей железнодорожников посещали земскую начальную школу в селе Платоновке, открытую в 1887 году. В 1905 году, после того, как станция стала узловой, администрация открыла в поселке одно-классную школу, где в 1906 году обучалось 28 детей. Находилась она в ветхом одноэтажном здании, занимая лишь его половину, во второй половине размещалась церковь. В 1908 году из Дебальцева сюда перевели школу артельных старост. Это была единственная на Екатерининской железной дороге и первая в России школа, готовившая мастеров (артельных старост) для строительства железных дорог и расширения станционных путей. После шести месяцев обучения ее ученики проходили двухгодичную летнюю практику. Училось в ней одновременно свыше 30 человек. С 1910 года здесь начали готовить также дорожных мастеров.

Первая мировая война принесла новые лишения народным массам. Увеличился рабочий день, резко повысились цены. Голод, разруха, тяжелые условия труда усилили недовольство трудящихся существующим строем. Рабочие депо - М. Е. Варуша, П. А. Чернявский, П. А. Угрюмов, имевшие связь с большевиками мариупольских заводов «Никополь» и «Провиданс», проводили революционную пропаганду среди железнодорожников. Позже, в 1917 году, они вступили в ряды РСДРП(б).

После Февральской буржуазно-демократической революции, в марте 1917 года, железнодорожники станции Волноваха и крестьяне соседнего села Платоновки избрали Платоновский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, а также направили своего представителя в Мариупольский уездный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В августе 1917 года на станции был создан отряд Красной гвардии, в который вступило около 15 рабочих. Его ядро составляли местные большевики-железнодорожники П. А. Чернявский, М. Е. Варуша, П. А. Угрюмов, С. С. Гоков и др. Во время корниловского мятежа, в августе 1917 года, сюда для разоружения казачьих эшелонов, направлявшихся с фронта на Дон, прибыл красногвардейский отряд мариупольских рабочих во главе с большевиками С. Л. Сорокиным и П. Т. Сергеевым. К ним присоединились и волновахские железнодорожники-красногвардейцы.

Весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции рабочие Волновахи встретили с большой радостью. Но поскольку в волостном Совете преобладали эсеры и украинские буржуазные националисты, установление Советской власти затянулось. В декабре 1917 года по распоряжению Центрального бюро военно-революционных комитетов Донбасса отряды красногвардейцев заняли узловые станции, в т. ч. и Волноваху, и приступили к разоружению контрреволюционных казачьих эшелонов, пробивавшихся к Дону. При помощи красногвардейцев в Волновахе была установлена Советская власть. В последних числах декабря 1917 года состоялись перевыборы Платоновского волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов, а на станции Волноваха был создан ревком (председатель - большевик П. А. Угрюмов). К концу 1917 года на станции значительно выросла большевистская группа, а в начале 1918 года здесь оформилась партийная ячейка. В нее входили П. А. Угрюмов, П. А. Чернявский, С. С. Гоков, Я. А. Дюдюн, А. Г. Белоус и др. Первым руководителем ячейки стал бывший матрос, слесарь паровозного депо М. Е. Варуша.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны Волновахский железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение, не раз был объектом ожесточенной борьбы. Во время наступления австро-германских оккупантов в апреле 1918 года создан Волновахский оборонительный район и Волновахская группа Красной Армии. Ее задачей было защищать от врага участок от станции Пологи до станции Волноваха. Натиск оккупантов в этом районе сдерживали части 1-й Украинской Советской армии и созданные Центроштабом Донбасса красноармейские и рабочие отряды, а также отряд моряков во главе с А. В. Полупановым.

18-20 апреля на подступах к станции шли бои с австро-германскими войсками. 22 апреля оккупанты ворвались в Волноваху. Вместе с частями Красной Армии отступила и группа рабочих-железнодорожников, было вывезено некоторое имущество узла.

Захватив поселок, оккупанты установили здесь режим грабежа и репрессий. Жестоким преследованиям подвергались железнодорожники и их семьи. У населения реквизировали скот, отбирали продукты питания. В июне 1918 года на станции размещались части 15-й немецкой и 59-й австрийской дивизий.

Трудящиеся Волновахи не прекращали борьбу за восстановление Советской власти. Летом и осенью 1918 года здесь действовала подпольная группа, в которую входили местные рабочие-большевики П. А. Чернявский, П. А. Угрюмов, А. Н. Гнатюк, X. А. Мариничев и др. Летом 1918 года на станции было совершено несколько диверсий - железнодорожники выводили из строя подвижной состав и станционные пути. В июле 1918 года местные рабочие принимали участие во Всеукраинской стачке железнодорожников.

Осенью 1918 года в районе Волновахи действовали несколько партизанских отрядов. Активно боролся против оккупантов отряд, созданный учителем из соседнего села Новотроицкого М. Т. Давыдовым. Партизаны несколько раз прорывались в Волноваху. Вместе с железнодорожниками они разоружали австро-германских солдат, задерживали эшелоны оккупантов с боевой техникой и продовольствием. Вскоре им пришлось бороться против белоказачьих отрядов Краснова и «Добровольческой армии» Деникина, которые в конце ноября - начале декабря 1918 года захватили Мариуполь, провозгласив свою власть на территории всего уезда, в т. ч. и в Волновахе.

На протяжении января-марта 1919 года против белоказаков и деникинцев сражался отряд, созданный рабочими депо. Во время одного боя, в январе 1919 года, каратели схватили и расстреляли раненого комиссара отряда П. А. Чернявского.

Войска Южного и Украинского фронтов Красной Армии в начале марта 1919 года вели в районе Волновахи ожесточенные бои против белогвардейцев, сосредоточивших здесь крупные силы. С запада наступали полки Заднепровской дивизии под командованием П. Е. Дыбенко.

Удары по врагу наносили и местные повстанческие отряды. Между станциями Волноваха и Великоанадоль они вывели из строя железнодорожный путь, совершили нападение на поезд, который вез в Таганрог французских офицеров, и на эшелон с белогвардейцами.

18 марта 1919 года части Заднепровской дивизии освободили Волноваху от врага. В поселке был создан ревком во главе с П. А. Угрюмовым. Вышла из подполья большевистская ячейка. Но станция все время находилась в зоне военных действий, и железнодорожники прилагали все усилия, чтобы помочь Красной Армии. Они оборудовали бронепоезд, командиром которого стал слесарь большевик М. Е. Варуша. В состав команды бронепоезда вошли X. А. Мариничев, И. Е. Варуша, В. А. Дюдюн, А. Е. Нелепа, Т. И. Зубов, И. П. Любич, Н. А. Новиков и др. В 20 км от Волновахи, вблизи станции Карань, бронепоезд вступил в бой с белогвардейским бронепоездом «Иван Калита» и нанес ему значительные повреждения.

В начале апреля конница генерала Шкуро прорвала фронт в районе Юзовки и 12 апреля захватила Волноваху. Деникинцы учинили жестокую расправу над теми, кто помогал Красной Армии. Ежедневно проводились аресты и облавы. 13 апреля во дворе путевого околотка расстреляли группу рабочих.

После ожесточенных боев части Красной Армии 24 апреля 1919 года вновь освободили станцию. В этих боях принимала участие Заднепровская бригада бронепоездов, команды которых были укомплектованы балтийскими и черноморскими матросами. Командиром бригады был 19-летний коммунист С. М. Лепетенко. В ее рядах сражались В. В. Вишневский (впоследствии известный драматург), И. Д. Папанин (со временем прославленный советский полярник). В результате измены Махно, командовавшего 3-й бригадой Заднепровской дивизии, 19 мая 1919 года деникинцы прорвали фронт южнее Юзовки и в конце мая захватили Волноваху. В эти дни большая группа волновахских железнодорожников вступила в ряды Красной Армии. В боях с деникинцами погибли П. А. Угрюмов, Н. А. Новиков и другие.

В Волновахе деникинцы сосредоточили карательные отряды и громадные склады оружия и боеприпасов. Рабочие станции выводили из строя подвижной состав, всячески препятствовали отправлению поездов белогвардейцами. Оказывая сопротивление врагу, осенью 1919 года в районе Волновахи против белогвардейцев сражались местные повстанческие отряды.

Части 13-й Советской армии Южного фронта в начале января 1920 года освободили Волноваху от деникинцев. В эти дни в селе Платоновке был создан волостной ревком, а на станции Волноваха назначен военный комендант. В конце апреля был избран Платоновский волостной Совет. Железнодорожники приступили к ремонту путей, паровозов, вагонов. В феврале здесь состоялись массовые субботники. Рабочие организовали отряд, который вместе с красноармейцами вел активную борьбу с кулацким бандитизмом. В июне 1920 года в селе Платоновке и волости началось создание комнезамов.

В начале 1920 года поселок входил в Мариупольский уезд, а с июня - в Юзовский район Донецкой губернии. В августе 1920 года вместо волости был создан Волновахский подрайон Юзовского района и избран подрайисполком, а в селе Платоновке - сельсовет. В то время в Волновахе проживало 690, а в Платоновке - 2339 человек.

Большую организаторскую работу проводила коммунистическая ячейка станции, возобновившая свою деятельность в начале 1920 года. В конце августа она объединяла 10 коммунистов. Возглавлял ячейку бывший макеевский шахтер П. Ф. Потемин. 11 августа 1920 года бюро Волновахского подрайпарткома приняло решение о создании комсомольской ячейки. Ее организатором был И. Н. Кабузенко, а первыми комсомольцами - П. Валуев, Л. Шумаков, З. Жемерякина. В поселке создали женсовет. Открыла двери школа.

Летом 1920 года, когда началось наступление врангелевской армии, командование Юго-Западного фронта приняло меры для укрепления обороны Донбасса. Во второй половине июня 1920 года в район Волновахи прибыл 1-й конный корпус под командованием Д. П. Жлобы, а с середины июля здесь началось формирование Второй Конной армии под командованием О. И. Городовикова. Для организации отпора Врангелю 14 июля на станцию прибыли командующий Юго-Западным фронтом А. И. Егоров и член Реввоенсовета фронта И. В. Сталин.

В конце сентября здесь развернулись ожесточенные бои с врангелевцами. Часть коммунистов и рабочих ушла на фронт, подрайисполком был преобразован в подрайревком. Партийная ячейка и ревком оказывали большую помощь Красной Армии в снабжении ее продовольствием и фуражом, в перевозке военных грузов. Героически защищали станцию бойцы 40-й дивизии 13-й армии, но враг бросил сюда Донской корпус и 26 сентября захватил Волноваху. Однако врангелевцы продержались здесь лишь восемь дней. Остановив противника под Юзовкой, части 13-й армии перешли в контрнаступление. 1-3 октября на участке Еленовка-Великоанадоль-Волноваха успешно вели бои советские бронепоезда № 4, 9, 40, 58, 64. Смелыми ударами они рассеяли врангелевскую конницу и обратили в бегство пехоту. После упорных боев части 9-й и 40-й дивизий 5 октября 1920 года освободили Волноваху. «Несмотря на все богатства техники, щедро поставлявшейся союзниками, …барон Врангель …потерпел полное поражение. Доблестными частями 13-й армии лавина донцов и кубанцев, двигавшаяся на Донецкий бассейн, была разгромлена под Юзовкой и Волновахой»,- писал М. В. Фрунзе в приказе армиям Южного фронта.

Трудящиеся поселка вновь приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Для укрепления органов Советской власти Юзовский райком КП(б)У и райисполком прислали группу коммунистов-рабочих. Они вошли в состав Волновахского подрайревкома, возобновившего свою работу 11 октября 1920 года. Председателем ревкома стал А. Г. Хавиков. Он возглавлял и созданный в январе 1921 года Волновахский подрайонный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в который были избраны 35 человек.

Развернула работу партийная организация, а 25 октября 1920 года был избран подрайпартком во главе с А. А. Ковалем. В октябре 1920 года подрайонная парторганизация насчитывала 12 коммунистов, а в начале 1921 года - 23 коммуниста.

Трудными были первые годы восстановления народного хозяйства, сопровождавшиеся разрухой, голодом, бесчинствами махновских банд. В январе 1921 года вблизи села Доли бандиты по-зверски убили секретаря Волновахского подрайпарткома А. А. Коваля и заведующую отделом народного образования подрайисполкома Л. Л. Рыжкевич. Под руководством Волновахской партийной организации трудящиеся поселка мужественно преодолевали трудности.

В конце апреля 1921 года в связи с новым административным делением был создан Волновахский район Юзовского уезда. Райком КП(б)У, райисполком, коммунисты ячейки узла единодушно одобрили новую экономическую политику. Большую работу провели они по восстановлению хозяйства в условиях нэпа, по борьбе с разрухой и голодом. В 1921 году рабочие ремонтно-строительного поезда приступили к восстановлению железнодорожного узла. Развивалась мелкая и кустарная промышленность. В поселке создали потребительский кооператив, открыли несколько кустарных мастерских, пекарню, столовую, магазин.

В декабре 1923 года коммунисты Волновахи решительно поддержали ЦК РКП(б) в его борьбе против оппозиционеров, в следующем году - единогласно одобрили решения XIII партийной конференции и XIII съезда РКП(б).

Партийная ячейка узла в 1923 году насчитывала 29 коммунистов. Пополняясь за счет передовых рабочих, она выросла к декабрю 1925 года до 92 человек. Только во время ленинского призыва в партию вступили более 50 рабочих. Комсомольская организация объединяла 34 члена ВЛКСМ. В профсоюзной организации было 450 человек.

В 1923 году Волноваха отнесена к категории поселков городского типа и включена в состав Стретенского (переименованного в октябре того же года в Октябрьский) района Мариупольского округа. Вскоре районные учреждения перевели из села Стретенки в Волноваху, которая стала центром Октябрьского района. Это сыграло положительную роль в развитии поселка. Если в январе 1923 года здесь было 172 дома и проживало 872 человека, то к моменту Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 года насчитывалось 459 домов и 1760 жителей. Большую работу по развитию и благоустройству поселка проводил Волновахский поселковый Совет. В 1927 году в его состав входили 36 депутатов: 22 рабочих, 11 служащих, 3 крестьянина, в т. ч. 15 коммунистов и 3 комсомольца. В поселке работали больница, медицинский участок, аптека. Началось строительство нового здания больницы. Еще в 1920 году были открыты начальная школа, детдом, в 1925 году - семилетняя школа. В мае 1924 года в Волновахской школе создана пионерская организация. В том же году в поселке и на станции работали две политшколы, школа ликбеза. 90 проц. рабочих выписывали журнал «Большевик», газеты «Правда», «Гудок» и др. При клубе железнодорожников им. К. Маркса организовали ленинский уголок, кружки безбожников, рабкоров, драматический, хоровой и другие, выходила стенгазета, действовала библиотека с читальным залом.

Росла трудовая активность населения. Уже в 1924 году грузооборот станции достиг двух третей довоенного уровня.

Особенно быстро развивался железнодорожный узел Волноваха в годы индустриализации страны. Железнодорожники получили и начали осваивать выпущенные отечественной промышленностью новые паровозы, большегрузные вагоны. Развернулось движение за режим экономии и рационализацию производства. К 1929 году грузооборот станции возрос в 3,3 раза по сравнению с 1913 годом и составил 106 371 тонну. В 1927 году здесь построили электростанцию. В 1929 году по призыву парторганизации трудящиеся поселка включились в соревнование ударных бригад. Комсомольская организация узла, насчитывавшая 150 человек, создала отряды «легкой кавалерии». К февралю 1930 года все рабочие и служащие вступили в ударные бригады, вскоре Волноваха стала ударным железнодорожным узлом.

В 1930 году крестьяне Волновахи и села Платоновки объединились в колхоз «Культурна революція», первым председателем которого был мариупольский рабочий-двадцатипятитысячник Ф. С. Рудас. Энергично боролись трудящиеся Волновахи за выполнение пятилетних планов. Уже к середине 1932 года на узле из 27 паровозов 26 были переведены на хозрасчет. Машинисты депо довели среднесуточный пробег паровоза, составлявший 63 км в начале 1931 года, до 153 км. Количество «больных» паровозов к этому времени сократилось с 33 до 12,5 проц., а простои вагонов - с 29,5 до 13,9 проц. Наилучших результатов добились паровозные бригады коммуниста И. Е. Варуши и И. И. Бурченко, выполнившие план пробега паровоза на 148 проц. и сэкономившие 20 проц. топлива. Комсомольцы провели несколько субботников и декадников, вагонники включились во всесоюзное соревнование за лучший вагонный парк. В годы второй пятилетки развернулась реконструкция узла. В 1933- 1934 гг. построили и оборудовали новейшей техникой новые паровозное и вагонное депо, соорудили также механизированную горку для формирования поездов, новую мощную электростанцию, служебные помещения, улучшили водоснабжение, полностью электрифицировали узел. Для участия в реконструкции узла по путевкам ЦК ЛКСМУ в Волноваху прибыло около 500 комсомольцев-строителей. К XVII съезду ВКП(б) многие объекты досрочно сдали в эксплуатацию. На II Донецкой областной партконференции, состоявшейся в январе 1934 года, отмечалось, что «комсомольцы вывели в передовые станцию Волноваха». В 1934 году Волновахский узел стал образцовым и занял первое место в конкурсе-соревновании железнодорожных станций страны.

С 1935 года станция стала центром Волновахского отделения Южно-Донецкой железной дороги. Сюда начали поступать мощные отечественные паровозы «ФД». Освоив их, машинисты Ф. З. Дырман, С. Д. Винский, М. П. Михалко и другие уже в 1936 году довели среднесуточный пробег паровоза до 247 км. В паровозном депо развернулось движение последователей П. Ф. Кривоноса. Инициатором скоростного вождения поездов на узле стал коммунист Ф. З. Дырман. За достижения в труде он первым среди работников Волновахского отделения был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1940-1941 гг. коммунисты П. М. Чичиков, И. Е. Варуша, С. Д. Винский, Т. И. Мокрый, Ф. П. Чернявский и другие довели среднесуточный пробег паровоза до 360 км, выполняя норму на 133-135 проц. Накануне войны на узле работало свыше 2 тыс. рабочих.

В годы первых пятилеток в Волновахе возник ряд предприятий, в т. ч. хлебозавод, завод безалкогольных напитков. Была реконструирована мельница в Платоновке, созданы строительный участок, автоколонна. Открылись бытовые мастерские райпромкомбината, начали работать райпищекомбинат, типография. Еще в августе 1930 года Октябрьский район переименован в Волновахский, а через восемь лет центр района, поселок Волноваха отнесен к категории городов районного подчинения. В черту города вошли соседние села Платоновка и Карловка, где находились колхозы «Культурна революція» и «Червоний партизан». В 1939 году в Волновахе проживал 15 261 человек.

Город развивался, благоустраивался. В годы довоенных пятилеток были построены две новые средние школы, больница, детсад и детясли, фабрика-кухня, стадион, более 100 жилых домов, в т. ч. 19 многоэтажных, общежитие для молодых рабочих.

Большие изменения произошли в области медицинского обслуживания и в культурной жизни населения. Накануне Великой Отечественной войны в Волновахе функционировали две больницы, поликлиника. Работали две средние и семилетняя школы, в которых 87 учителей обучали около 2 тыс. учеников, районный Дом культуры им. В. И. Ленина, Дворец культуры железнодорожников им. К. Маркса, сооруженный в 1936 году, три библиотеки. Были открыты около 20 магазинов, 3 столовые. С января 1932 года выходила районная газета «За більшовицькі темпи».

Районная партийная организация на 1 января 1941 года насчитывала 957 коммунистов, объединенных в 54 первичных парторганизациях. Большинство коммунистов (более 520 человек) работали на транспорте, предприятиях и в учреждениях города, где были созданы 28 первичных партийных организаций. В мае 1941 года только на железнодорожном узле трудились 250 коммунистов. Комсомольская организация района выросла с 1040 человек в 1932 году до 2840 в 1940 году.