Гора монах адыгея. Гора монах, республика адыгея

Маршрут на гору Монах – визитная карточка поселка Хамышки. Гора круто обрывается на юг и восток скалами из песчаника, на одной из которых хорошо читается лицо монаха:

Есть легенда, что на этой горе некогда жил монах-отшельник. Но вера его была не крепкой и он согрешил с девушкой из селения внизу. Когда об этом узнали её родственники, они перед смертью заставили монаха выдолбить в скалах своё лицо в назидание всем живущим о недопустимости грехопадения.

Разумеется, это всего лишь легенда, а происхождение «лица» сугубо природное. Хотя следы проживания в прошлом в гротах горы Монах встречаются неоднократно. И для этого есть все условия – непересыхающий родник, скалы, защищающие от ветра и осадков, южная ориентация гротов способствует теплосбережению.

Маршрут к скале начинается буквально сразу у моста через Бзыху. Крутая хорошо набитая и маркированная тропа очень резко набирает высоту – за километр пути набор высоты составляет более пятисот метров! В дождь или по снегу маршрут потребует определенной подготовки и как минимум простейшей самостраховки (альпеншток, ледоруб или трекиинговые палки).

Спустя три четверти пути, выходим к гроту, где по преданию и жил незадачливый монах. Здесь – единственный в этих местах источник воды – хороший родник, бьющий из-под скальной стенки. В этом же гроте, за валуном хорошо сохранился участок старинной кладки на глине – видимо некогда ветрозащитной стенки. Но возвращаемся на тропу и продолжаем подъём. В этот раз тропинка выводит на верхний край скал, в котором и заложен грот монаха. Здесь – обзорная площадка с отличным видом на Хамышки, Большой Тхач, Ачешбок, Джугу.

Вернуться к гроту можно тем же путем, но интереснее ещё 80 метров пройти по кромке скал и найти спуск вниз и гротами под скалой пройти к роднику, закольцевав маршрут.

Неповторимая диковинка природы находится при въезде в село Хамышки Майкопского района. Плосковершинная гора - отрог хребта Азиштау - круто вознеслась над селом на 500 м. Ее обрыв снизу покрыт осыпями и зарос широколиственным лесом, а в привершинной части оголен. Но кажется, будто там, наверху, обнажаются не красноватые скалы, а скуластое насупившееся лицо старика. Исподлобья глядят раскосые припухшие глаза, резко выдался массивный приплюснутый нос, крепко сжат рот, прикрытый толстой верхней губой. Над низким лбом взлохмачены густые волосы, а на макушке головы белеет лысина...
Эти черты - не плод досужего вымысла и не след искусного резца, а результат выветривания юрских плитчатых песчаников и покрывающих их известняков.
Название горы связано с тем, что будто бы на ее вершине некогда жил одинокий монах.

Наедине с Богом

Монашество – это отречение от всего мирского и затворничество человека в пустынных местах для спасения души и единения с Богом. Это жизнь в молчании, молитве, подвиге и послушании. Христианское монашество сформировалось под влиянием евангельского учения в начале IY века. Идеалами монашеской жизни являются целомудрие, бедность и послушание, достигаемые благодаря непрестанной телесной и духовной аскезе и всецелому посвящению себя Богу.

Первые монашеские поселения находились в Египте, Сирии и Малой Азии, а затем – в Палестине и Константинополе. В настоящее время только на Афоне сохранился крупный центр монашества, являющийся до сих пор твердыней православия и бастионом восточного христианства.

Святая Гора Афон находится под покровительством Божией Матери. Согласно церковному преданию, Богородица и евангелист Иоанн Богослов направлялись на Кипр к Лазарю. Внезапно подул сильный ветер и корабль понесся в другую сторону. Вдруг он остановился у берегов Афона, не претерпев никаких повреждений. Богородица сошла на берег в месте, где ныне находится Иверский монастырь, и, усмотрев в этом чудесном случае волю Божию, восхищенная красотой этих мест, обратилась к Сыну своему с просьбой подарить ей гору Афонскую. И раздался глас, возвещавший: «Да будет место оное уделом твоим, садом твоим и раем, а также гаванью спасительной для желающих спастись». Язычники, обитавшие в то время на Афоне, увидев это, прославили Бога и пожелали принять крещение, а языческие храмы рухнули.

«…се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом»

Много чудес было сотворено Богоматерью для укрепления веры новых христиан. Давая им прощальное благословение, Божия Матерь сказала: «Да будет это место Моим жребием, данным мне от сына и Бога моего. Я буду заступница этому месту и теплая о нем ходатайница перед Богом.». После этого Пресвятая Богородица отплыла к Кипру. Так Святая Гора была освящена, став земным уделом Богородицы.

Первые монашеские поселения на Афоне возникли вскоре после принятия греками христианства. Одним из первых афонских монахов считается преподобный Петр Афонский.

На Афон уже с ранневизантийского времени стекалось множество монахов со всех концов империи. Можно предполагать, что монахи на Афоне появились же в VII веке. Возникновению и распространению там монашества способствовали следующие три исторических обстоятельства: 1) пустынные места Святой Горы; 2) появление новых врагов империи – арабов, главным образом, в восточных странах, следствием чего явилось исчезновение ранее существовавших там крупных монастырских центров и удаление из них большого числа монахов, стремившихся получить новые места для жительства и продолжения своей аскезы; 3) враждебная позиция византийских императоров в период иконоборчества по отношению к монахам.

С IX века Святая Гора официально становится главным монастырским центром. Об этом свидетельствует факт участия святогорских монахов на синоде 843 года, созванном императрицей Феодорой для восстановления и воссоздания икон. В эту эпоху известны монахи Петр Афонский и Евфимий Фессалоникский — представители двух различных аскетических тенденций: первый – пустынничества, второй лаврианства.

В соответствии с хрисовулом императора Василия I от 885 года, Афон был предназначен для проживания только аскетов и возбранен с тех пор пастухам и прочим мирянам, пребывавшим нелегально в «Саду Богородицы».

Пытаясь определить истоки организованной монашеской жизни на Святой Горе, не следует делать строго определенных выводов. На примере других монастырских центров того времени можно предположить, что и афонское монашество прошло три стадии – аскетическую, кинотную (общинную) и общежительную. Так, в начале полуострова, в более пологих местах, первыми поселились монахи-пустынники, которые пришли сюда, спасаясь от разного рода набегов, в особенности от сарацинских пиратов. Затем монахи покинули эту область и для большей безопасности перебрались на Афон, поселившись на его многочисленных вершинах и неприступных склонах. Впоследствии монахи-отшельники объединились в лаврах, прообразом которых стали древнейшие палестинские лавры. Из этих лавр к настоящему времени известны две – Климентова , близ нынешнего Иверского монастыря, и Кафедра Старцев на возвышенности Зигос, которая была к тому же наиболее значительной из лавр. Оганизатором общежительного образа монашеской жизни был монах Иоанн, настоятель Коловского монастыря близ Иерисса.

Главный придел кафоликона Ватопедского монастыря

Основателем общежительной монашеской жизни на Святой Горе в полном смысле этого слова стал друг и исповедник императора Никифора Фоки преподобный Афанасий Афонский, заложивший в 963 году фундамент знаменитого монастыря Великой Лавры. Таким образом, деревянные хижины (каливы) сменили большие каменные дома, а жизнь пустынников сменила организованная жизнь монашеской братии. Однако это новшество стало причиной возмущения против Афанасия многих святогорских монахов, в том числе и лавриан.

Во главе оппозиции преподобному Афанасию встал монах Павел Ксиропотамский. Этот благородный византиец радел об аскезе в пустыне, в полном уединении. А Афанасий, который отличался великим благочестием и многими добродетелями, наряду с уединением призывал к совместному проживанию монахов.

Павел вместе с другими монахами отправился в Константинополь, чтобы опротестовать перед Иоанном Цимисхием действия Афанасия, который якобы принес на Афон роскошь и нарушил старинные обычаи и святость этих мест. Император послал на Афон проводить расследование монаха Евфимия Студита, однако, как и следовало ожидать, принял решение весьма благоприятное для его друга Афанасия и в конце концов признал права больших монастырей в соответствии со взглядами Афанасия. Это решение, подкрепленное канонистическими распоряжениями преподобного Афанасия, имело своим следствием составление Первого Устава Святой Горы (971-972), который до настоящего времени продолжает оставаться основным действующим на Афоне законом. Таким образом, Афанасий привлек к себе внимание многих монахов, обитавших ранее уединенно в отдельных кельях. Среди них были также грузины, армяне и латиняне, причем последние по собственному почину основали монастырь Богородицы Амальфитанской близ Морфону – залива к северу от Лавры. В настоящее время от этого монастыря осталась только его величественная башня.

Кроме монастыря Великой Лавры, в Х веке были построены и другие монастыри – Ватопедский и Иверский, а также основаны некоторые монастыри меньших размеров – Дохиаров, Филофеев, Ксенофонтов и ряд других, известных в настоящее время, к сожалению, только по названию.

В XI веке, когда на Афоне утвердился общежительный образ жизни, были основаны и другие монастыри, число которых достигало 180, хотя в большинстве случаев речь идет о больших кельях, а не о монастырях в современном смысле этого слова. Однако в конце того же века, особенно в годы правления императора Алексея I Комнина, монастыри подверглись множеству пиратских набегов, в результате которых многие из них были разрушены. В эту эпоху на Афон вторглось также (к счастью, на непродолжительное время) множество валашских пастухов, нарушивших жизнь святогорских монахов. В связи с этим событием был издан хрисовул Алексея, в котором, кроме всего прочего, возбранялся вход на Афон всякому существу женского пола.

В ХII веке на Афон прибывают монахи других национальностей: иверы (грузины), латиняне (западные европейцы), сербы и русские, которых объединяла друг с другом общая православная вера.

Крестный ход

В следующем, ХIII веке, в период Латинской империи (1204-1261) Афон, как и вся Византийская империя, подвергался вторжениям франков (крестоносцев), от которых оказался избавлен только после отвоевания Константинополя Палеологами. В эти годы Афон входил в состав Фессалоникского королевства, и святогорские монахи неоднократно подвергались давлению, целью которого было принятие унии между западной и восточной церквями. К сожалению, это давление продолжалось и впоследствии со стороны императора Михаила VIII и патриарха Иоанна Века, которые были униатами. При этом в своем стремлении обратить монахов в католичество последние подвергли Афон страшным гонениям, результатом которых стало разрушение многих зданий и убийства святогорских монахов в Протате, Ватопедском, Зографовом и других монастырях.

Однако после смерти Михаила монастыри снова достигли расцвета, в особенности благодаря покровительственному отношению к ним сына и наследника императора Андроника II, который сам выступал против церковной унии. Единственным мрачным пятном в истории его правления было страшное вторжение каталанских пиратов, которых император использовал в своих войсках в качестве наемников. Кроме других областей империи, каталанцы вторглись и на Афон (начало XIV века), который подвергли разорению, убивая монахов и грабя монастыри, а уходя, увезли с собой большое количество реликвий. Таким образом, число монастырей уменьшилось тогда до 25, из которых к настоящему времени сохранилось 20.

Также помощь в восстановлении Афону оказывали константинопольские и трапезундские императоры. Поскольку эта эпоха была временем небывалого подъема Сербии, сербские правители стали посылать щедрые дары афонским монастырям, особенно Хиландарскому, в котором проживали (и проживают до сих пор) их соотечественники. Основывались большие кельи, бывшие экзартимами монастырей, а многие из них были повышены до ранга монастырей. Наконец, многие монастыри были объединены друг с другом.

Архиерейская служба

В ХV веке, после многочисленных бедствий и разрушений, Афон переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорские монахи продолжали самозабвенно бороться против церковной унии, отстаивая православие. После падения Фессалоники (1430) и Константинополя (1453) Афон, как и вся Греция, был порабощен турками. Афонские монахи старались сохранить хорошие отношения с султаном и поэтому заявили о своей покорности Мураду II сразу же после завоевания им Фессалоники. Со своей стороны султан признал их владельцами монастырей, что затем подтвердил и захвативший Константинополь Мухаммед II Завоеватель. Таким образом, была достигнута некоторая независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В эту эпоху наблюдается относительное благоденствие, которое продолжается и в XVI веке. Одно из свидетельств тому – основание приблизительно в середине этого столетия Ставроникитского монастыря, после чего число афонских монастырей достигло нынешнего. В эти годы, особенно после завоевания турками Сербии, на Святую Гору прибывает множество сербов, вследствие чего в Киноте неоднократно избирают протом сербского монаха.

«Пою Богу моему, дондеже есмь»

Однако непомерные подати и конфискация монастырских владений турецкими властями повергли монастыри в тяжелый экономический кризис. Это стало причиной появления на Афоне идиоритмического образа жизни, который все более практиковался в отдельных монастырях, а в начале XVIII века стал общим явлением. Можно сказать, что этот новый способ монашеского существования возник как способ решения трудностей, испытываемых в те времена Афоном. Так, настоятелей в монастырях сменили эпитропы (состоявшие из нескольких членов комиссии), а прота в Карее – четыре эпистата. В то же время уменьшилась численность монахов, в результате чего в отдельных монастырях их осталось совсем мало. С этого времени начинается строительство на Афоне первых скитов, которые действуют до настоящего времени.

Покровителями и благодетелями Святой Горы в эти трудные времена становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, затем русские цари, а также многие патриархи и вообще благочестивые христиане. В то же время афонские монахи получают разрешение посещать время от времени вышеупомянутые страны, путешествуя с Животворящим Древом Креста Господня и частями святых мощей и собирая таким образом деньги.

Необходимо сказать о высокой духовной жизни на Афоне и его огромной поддержке порабощенному греческому народу в течение всех лет турецкого владычества. В особенности, в XVII-XVIII веках Афон стал духовным центром греческого народа и средоточием деятелей науки и искусства, дав порабощенной нации ученых мужей, патриархов, епископов, священников, учителей и проповедников. Нетрудно понять, сколь необходимы они были в те времена для воодушевления греков и помощи народу в сохранении традиций предков, укрепления веры и подготовки греков к национальному возрождению. Это было достигнуто прежде всего благодаря основанию и деятельности при Ватопедском монастыре «Афонской Академии», в которой учились и преподавали такие прославленные деятели, как Евгений Вулгарис, Афанасий Паросский, Косма Этолийский, Зердзулакис и др. Следует упомянуть и об открытии в Лавре в эту эпоху (середина ХVIII в.) греческой типографии монахом Космой Лавриотом, благодаря чему на Афоне и среди порабощенного греческого народа получили распространение книги. Эта типография была уничтожена незадолго до начала Национально-освободительной войны 1821 года.

Старец Иосиф Ватопедский

Однако развитие духовной жизни на Афоне и его подъем в целом были остановлены с началом Национально-освободительной войны 1821 года, которая оказала огромное влияние на афонских монахов. Кроме вклада в подготовку борьбы, которая в значительной степени была совершена именно здесь, святогорская братия помогала ей всеми возможными способами. Многие монахи покинули место своего отшельничества на Афоне, где был установлен турецкий гарнизон: одни ушли отсюда ради спасения от жестокостей и убийств, чинимых турками, другие – ради непосредственного участия в войне с ними, сняв рясу, взяв в руки меч и став в ряды воевавших греков. Уцелевшие монахи возвратились на Афон примерно десять лет спустя и снова принялись за дело восстановления и обустройства монастырей. Так, Афон вступил в новый период своего процветания, который продолжается до сих пор.


На святой горе Афон в Греции у берегов Эгейского моря находится один из самых древних монастырей на земле. Первые монахи прибыли сюда еще в девятом веке. Некоторые из них поселились в пещерах прямо на отвесной стороне скалы. О том, как можно выжить в таких суровых условиях, вы можете прочитать в нашей сегодняшней статье.


Монастырь Карули, а точнее даже это скит, принадлежащий Великой Лавре в Греции, состоит из 12 келий, которые были построены еще в XVII веке, и нескольких пещер. Слово "карули" переводится с греческого как "катушка" - ее используют монахи для того, чтобы поднимать в скит корзины с едой и водой.


В этом регионе находится несколько скитов Лавры, в которых живут православные монахи. Всего их насчитывают около двух тысяч, однако в самом ските Карули сегодня живет только десять человек.


Жизнь монахов в монастыре почти не изменилась с тех пор, как сюда прибыли первые православные монахи в IX веке. Некоторые из них выращивают овощи, делают вино, другие вырезают различную утварь из дерева, они постоянно убирают и чинят монастырь, сидеть без дела считается зазорным. Монахи стараются обеспечить себя всем необходимым сами, чтобы не было надобности покидать Лавру. Те же, кто выбрал жизнь в пещерах, живут в почти полной изоляции, мало соприкасаясь в привычным нам миром и даже почти не видясь с другими монахами. "Мне не нравится жизнь в монастыре, для меня это как тюрьма. Здесь, в Карули, я свободен," - говорит один из отшельников.


Добраться в эти скиты и пещеры так сложно, что монахи почти никогда никого не видят. Чтобы не умереть от голода, они получают минимум еды и воды с помощью системы тросов, расположенной в десятках метрах над водой. Раньше, чтобы не разбиться на крутом отвесном склоне, при спуске и поднимании в кельи монахи обвязывали себя цепями и веревками в качестве страховки. Сегодня существуют почти отвесные ступеньки, сделанные из дерева, которые хоть и являются достаточно опасными, но все же существенно облегчают доступ к скиту. Несмотря на это, некоторые монахи сознательно не пользуются возможностью спуститься вниз, а некоторые не могут это сделать в виду плохого состояния здоровья. Так, например, отец Арсениос вот уже 64 года не покидал скит, и сейчас уже вряд ли его покинет из-за того, что здоровье не позволяет ему воспользоваться крутыми ступенями.


Женщинам категорически не разрешается посещать это место, даже приближаться к берегу ближе, чем на 500 метров. Считается, что последняя женщина, которая была на этом полуострове, была сама Мария. Впрочем, учитывая, что все монахи Лавры соблюдают целибат, это правило также призвано не вводить их в искушение.


Для всех монахов, живущих и в Карули, и в других 20 монастырях Лавры, главная часть времени дня уходит на молитвы. Даже когда они работают или когда приходят на обед или завтрак, все их действия сопровождаются молитвами. Длительность месс разная, иногда она может длиться 6 часов, иногда проходить ночью - считается, что чем сильнее тишина, тем легче сосредоточиться на самой молитве.



Гору Монах называют самой загадочной горой хребта Адай-хох, а также суровым и неподвижным хранитель Цея. Своими очертаниями гора очень похожа на скуфью – головной убор монахов. Отсюда, как и предполагают историки, название горы, которое на осетинском языке звучит, как Сауфидар. Высота горы Монах – 2990 метров. С южной и восточной стороны гора очень обрывиста, с этих сторон ее практически вертикальные склоны из песчаника уходят в крутые и глубокие обрывы. На южном склоне этой возвышенности, как утверждают свидетели, очень хорошо просматривается когда-то выбитое в скале нахмуренное лицо монаха. Эта гора, как и многие горы в этом регионе, окутана целым ореолом загадок, историй и легенд.

Согласно легенде, гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни. Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий. С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама гора Монах является одним из отрогов хребта Азиш-Тау. С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны. Время от времени с горы Монах вниз обрушиваются каменные монолиты, ломая деревья, камни выкатываются на дорогу или летят дальше в реку Белая.

Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки. По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка, откуда открывается прекрасная панорама на широкую котловину р. Белой, где по обоим берегам раскинулись Хамышки . Вдали, на юге просматриваются безлесные хребты Пшекиш, Тыбгинский, Абаго, Атамажи. Длинный лесистый гребень Инженерного хребта с востока упирается в долину р. Белой, а на западе заканчивается под скальной грядой - южной окраиной Лагонакского нагорья. На плоскогорье вершинной части г. Монах видна дорога, уходящая через живописные поляны к автостраде ст. Даховская - т/б «Лаго-наки». На этих полянах раньше был хутор. Невдалеке находится цепочка полуразрушенных дольменов.

Спуститься вниз можно, просто повернув назад или пройдя чуть дальше по кромке скал и отыскав путь вниз, после чего гротами, расположенными под скалой, пройти к роднику, закольцевав таким образом маршрут.

Глава из книги Бормотова И.В.

Северная окраина села Хамышки. Высота скалы Монах над уровнем моря 1062, 9 м. Высота села Хамышки над уровнем моря 586, 6 метров.

Гора Монах и хребет Ду-ду-гуш на северной окраине села Хамышки замыкают широкую солнечную долину узким и высоким ущельем. В селе Хамышки, окруженном со всех сторон высокими горами, создался свой уютный микроклимат. Сюда не проникают ураганные ветра, здесь прекрасно растут плодовые деревья, вокруг чистый горный воздух и прекрасные виды на высокогорные вершины.

Село Хамышки имеет массу привлекательных природных и исторических достопримечательностей и занимает по их насыщенности второе место после поселка Каменномостского.

Если приехать в село Хамышки и обратиться лицом на север то можно увидеть высокий скальный хребет, поднимающийся к плато Лагонаки. Это хребет Монах. Скальный хребет разделен левобережным истоками реки Кутанка на три скальных массива - скалу Монах, скалу Монашка и скалу Монашенок. Название скалы получили за природное сходство скального рельефа с лицом монаха. Схожесть скал с лицом монаха имеется на обоих массивах. Кроме того, на первом скальном массиве, под самым верхом у родника имеются каменные полки с навесами удобные для размещения пещерных стоянок. Эти полки оборудованы старинной каменной кладкой, которая частично сохранена.