Бестужевский дворец. Что происходит с парком Каменноостровского дворца? Новейшая история дворца

Каменноостровский дворец и парк при нем - один из городских топонимов, который, несмотря на непериферийное расположение, мало известен не только туристам, но и жителям-старожилам. Почти все специалисты-краеведы, опрошенные The Village, сказали, что пока не бывали там. Между тем попасть в парк с недавних пор возможно - для этого нужно иметь при себе паспорт.

Больше года назад во дворце на Каменном острове завершилась четырехлетняя реконструкция стоимостью 2,25 миллиарда рублей. До этого - с 1948 года - в здании XVIII века (некогда резиденции Павла I) располагался санаторий ВВС ЛенВО - вход простым смертным туда, как и при царях, был закрыт. В 2007 году главком ВВС Владимир Михайлов пытался отстоять дворец, однако в итоге здание передали в собственность Петербурга, а сам Михайлов по совпадению был отправлен в отставку. После реставрации здесь планировали открыть резиденцию бывшего губернатора Валентины Матвиенко, но новый градоначальник Георгий Полтавченко решил отдать дворец детям.

Фотографии

виктор юльев

Академия талантов - нынешний пользователь Каменноостровского дворца. Это своего рода альтернатива Аничкову дворцу - со студией визуальных искусств, мастерской «Магия науки» и прочими внешкольными занятиями. Обучение в Академии бесплатное (и, как нас заверили в администрации, вводить плату не планируется), финансируется учреждение полностью из бюджета города. Сейчас в постоянных коллективах занимаются 300 детей из 36 школ со всех районов Петербурга.

В январе 2016 года во дворце начали проводить экскурсии, а в мае открыли в ограниченном доступе парк. На входе охранники просят показать документ, удостоверяющий личность, и заносят данные в журнал.

В Академии талантов и в комитете по охране памятников, в ведении которого находится парк, по-разному объяснили меру с паспортами. Так, в администрации дворца ее связали с угрозой терроризма, а в КГИОП - с тем, что парку после реконструкции требуется щадящий режим. При этом Академия не планирует снимать паспортный контроль, а в комитете говорят, что период адаптации парка продлится два-три года.

Сам парк - со скамейками, дорожками и большой вазой в центре - уютный и безлюдный. Возможно, в будущем, если пользователь дворца сделает доступ в парк не таким бюрократизированным, исторически закрытая территория оживет и станет не менее приятной, чем облагороженные коммерческими структурами зеленые зоны: например, бизнес-парк «Полюстрово» от УК «Теорема» или сад Бенуа от ГК «Бестъ».

Из ответа администрации Академии талантов

На сегодняшний день парк открыт для горожан при наличии документов, удостоверяющих личность. Это связано с правилами безопасности и противодействием терроризму. Горожанам предлагается посетить парк в любой день с 9 до 18 часов. Ограничения действуют в сезон просушки в связи с тем, что территория подвергалась дополнительному дренированию, и почва должна осесть естественным путем. Пока изменений в режиме работы не планируется.

Не реже двух раз в месяц Академия талантов проводит экскурсионные программы «Приключения в Каменноостровском» (имеются в виду экскурсии по Каменноостровскому дворцу. - Прим. ред.) . Информация размещается на сайте . Записаться на экскурсию можно, позвонив администратору по телефону +7 (921) 988–14–97.

Академия талантов - нетиповое образовательное учреждение, поэтому задачу свою коллектив видит не в отборе, а в открытии талантов. Сверхзадачей Академия талантов ставит создание социального лифта для одаренных детей. На сегодняшний день заключен договор и ведется сотрудничество с Петровским колледжем, ведутся переговоры с Санкт-Петербургским институтом кино и телевидения и Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).

Ксения Черепанова

начальник отдела по связям
с общественностью и работе
с гражданами КГИОП

В 2015 году завершились работы по реконструкции парка. В соответствии с рекомендациями КГИОП после проведения работ по реконструкции объекта необходимо введение щадящего режима эксплуатации. В частности, рекомендуется ограничить посещение парка, не проводить на его территории мероприятий, ведущих к увеличению рекреационных нагрузок и нарушению благоустройства. Также требуется проведение дополнительных агротехнических мероприятий и мероприятий по уходу за насаждениями. Период адаптации может продолжаться два-три года.

Объект культурного наследия федерального значения «Дворец Каменноостровский» включен в программу «Открытый город », предусматривающую проведение бесплатных экскурсий.

Александр Карпов

руководитель центра экспертиз ЭКОМ

Ограниченный режим доступа в даном случае, на мой взгляд, законен, поскольку парк Каменноостровского дворца - это не зеленые насаждения общего пользования. Данный вопрос регулируется Гражданским кодексом и 73-м Федеральным законом («Об объектах культурного наследия»). Первый наделяет собственника правами, а второй - ограничивает, обязывая предоставлять доступ к объектам культурного наследия. То есть Академия талантов выбрала способ не самый разумный, но и не противозаконный. Они также могут, например, ввести билеты.

Почему способ доступа в парк не самый разумный? Наличие паспорта – случайный признак, не связанный с задачей поддержания количества посетителей ниже определенного уровня. Точно так же могли бы по четным дням пускать только блондинов, а по нечетным - только брюнетов. Паспортные данные администрация дворца не имеет права ни проверять, ни хранить, поскольку это считается обработкой персональных данных.

Еще с довоенных времен Каменноостровский дворец использовался Министерством обороны, до 2007 года там был санаторий. Институт Петербурга, в котором я тогда работала, имел доступ на территорию дворца. Мы договаривались с начальством санатория и приходили туда с экскурсиями. Любовались во дворце росписями Антонио Скотти и другими остатками прежней роскоши, разгуливая в голубых бахилах (в здании находились кабинеты физиотерапии и прочие лечебные структуры). И дворец, и парк были в прекрасном состоянии. Во вновь отреставрированном здании я пока не была. Предполагаю, что там все сделано очень красиво, но боюсь, что отдает новоделом.

Дворец строили специально для тогда еще наследника Павла Петровича и его семьи. Украшали тем, что Павел Петрович привозил из заграничного путешествия. Не знаю, осталось ли во дворце что-то от музыкального кабинета. Елена Павловна, вдова великого князя Михаила Павловича, который владел этим дворцом после Павла Петровича, была видной меценаткой и в музыкальном салоне принимала великих людей, в том числе Антона Рубинштейна, основателя нашей консерватории.

Парк при дворце - историческая часть комплекса. Когда-то он принадлежал другому дворцу, стоявшему на месте нынешнего, - великого канцлера Бестужева-Рюмина. И в ту пору этот парк был устроен как регулярный, в голландском стиле. Но со времен Екатерины II растения не подстригаются, парк становится пейзажным.

Любопытным в этом парке являются неизвестно куда глядящие ворота - сбоку от дворца на берегу Большой Невки. Когда-то транспорт ездил непосредственно мимо дворца, на ту сторону, в Строгановский сад. И напротив этих ворот находился наплавной мост. Ворота остались с тех времен, когда отсюда перевозили либо во время ледостава, либо по мосту.

Центральная аллея парка вела к алтарной части удивительной церкви на Каменном острове - она ровесница и дворца, и инвалидного дома, который реконструирован под спортивный зал. Церковь построил Юрий Матвеевич Фельтен примерно в 1778 году. Она - изюминка Каменного острова и дворцового ансамбля. Это была любимая церковь Павла I, он там, говорят, даже на клиросе пел.

Марлинский дворец.
Историк и москвовед Романюк С.К. пишет - " Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, именовавшийся также Марлинским. Это название было перенесено сюда из Франции, где в городе Марли находился дворец короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего вероятно после пожара 1812 года. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М. Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII века и до кончины в 1847 году, писал, что в этом дворце жили придворные певчие и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили)... Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устроивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец.
Дом № 5. На улице Коровий брод, справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается Московский государственный технический университет (МГТУ).

История его начинается с 1749 г., когда канцлер А.П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами.

Токке Л. Канцлер Бестужев-Рюмин А.Л.
В 1764 году дворец у Бестужева-Рюмина приобрели в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову . Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 году его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 году Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А.А. Безбородко .
Перестройка дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казаков а, а деревянную церковь, пристроенную к зданию дворца проектировал Василий Баженов . В 1794 году Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников. Многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и больше пышности и более вкусу.
И.Б. Лампи Князь А. А. Безбородко.

Только что построенный и отделанный дворец, Безбородко преподнес Павлу I к его коронации. В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце останавливался Александр I летом 1812 года, во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Всеобщее усердие превзошло ожидания монарха: всякий вырывал друг у друга перо и в несколько минут собрано было до миллиона рублей. Государь видел неподдельные чувства, видел в каждом нового Минина и не мог более быть в зале — слезы блеснули в его глазах, он закрылся платком и вышел в другую комнату.
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
Императорское техническое училище. Фото 1899 - 1902 гг.

Справо на фото видна башенка, о ней в следующем посте.
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди . В пожар 1812 года Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели его сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 году Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - строгость и простота, некоторая тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами.

При доме церковь во имя св. Марии Магдалины, построенная в том же, 1830 году.
Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали , изображавшая единение Науки и Искусства.


С этой скульптурной композицией связан забавный пример. Это своеобразный монумент чинопочитанию. С ведома властей чиновники Ремесленного заведения, которое раньше размещалось в этом здании, возвели бюст своего начальника - князя Долгорукого в сонм божеств, украшающий здание, к ногам Афины Паллады.

Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался не ясен.

Ремесленное училище, основанное в 1830 году, было преобразовано в 1868 году в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930-1943 годах училище называлось Механико-машиностроительным институтом, затем - Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а затем стало Московским Государственным техническим университетом (МГТУ).

Перед зданием университета в беседке установлена скульптура пеликана - символ Бауманки. АвторБурганов А.Н.

Он же автор двух львов, которые установлены перед входом.

Посетила 04.07.2017 Каменноостровский дворец. Чтобы туда попасть, предварительно нужно зарегистрироваться на сайте Открытый город.

Кроме того, по информации полученной от ведущего экскурсии Ивана (который также работает в Академии) каждую субботу Академия талантов готова знакомить жителей города с дворцом.


Боясь опоздать я пришла раньше на час, и была пропущена доблестной охраной на территорию дворца, что дало мне возможность погулять по парку раз, сделать фото без людей два и посидеть читая книгу на берегу Большой Невки три, в тишине и одновременно почти в центре города. Таков вид на дворец со стороны парка.


Пустынные аллеи, кругом фонари, поющие птички и отсутствие суеты, кстати парк носит условное название «Тихий отдых», действительно отдых там очень тихий, территория парка конечно не совсем большая, если сравнивать с другими парковыми зонами, но она с двух сторон ограждена водами рек, с третьей стороны домами, поэтому обычная городская суета остается далеко за пределами парка.


А вот и выход к реке, сидя на скамейке можно отдыхать душой и телом, созерцая воды реки и ощущая легкий ветерок


Таким фасадом дворец смотрит на город через Большую и Малые Невки, так как в этом месте они сливаются


Но время экскурсии подходит к началу и вперед во дворец,

Немного исторической справки о Каменноостровском дворце: Екатерина II подарила Каменный остров Павлу и в 1776 началось строительство дворца под руководством Ю.М. Фельтена, прерывались работы из-за наводнения, и затем к проекту подключился Д.Кваренги и в 1782 году дворец был полностью закончен. Менялись владельцы, ими были и Александр I, и Коммуна беспризорных имени Луначарского и санаторий Ленинградского военного округа.


И первый зал который нас встречает Аванзал, тогда он исполнял функции комнаты ожидания, единственный момент скульптуры должны были располагаться на улице, но данный мрамор очень чувствителен к питерской погоде и для их сохранения они занесены внутрь. Кстати выход из Аванзала возможен через стеклянные двери, включаем воображение и представляем как кареты приближались ко дворцу, высаживали людей и те по лестнице поднимались в зал.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем Станислава Понятовского и к отделке интерьеров привлекли архитектора В.Бренна благодаря чему в Аванзале появились фрески с видами Рима.

В этом зале совсем недавно чествовали золотых медалистов города, ипока остались элементы в виде флагов и цветов, установок камер.

Интереса ради поискала старые фото помещений, сложность при реставрации, как отметил Иван, была следующая, очень много было разных слоев и трудность заключалась в том, что оставлять, что убирать. Кстати в подвале стояли печи которые отапливали помещение, и воздух теплый попадал из отверстий под зеркалами

Но в открытые двери мы видим ранее известную как Малиновуюгостинную, а сейчас центр игр, именно в этой гостинной любил бывать А.С.Пушкин, как отметил гид, но фото гостинной, как выглядела ранее, ненашла.

Скульптуры композиторов зато сохранились в подлиннике, как и камин, но вопрос работает или нет, гид затруднился ответить, но обращу внимание на интерактивные игры которые здесь теперь проходят, участники разбиваются на команды, и например начинаем играть в «Свою игру»

А перед нами на табло экран ведущего, что в нем полезного, вопервых ведущий всегда может посмотреть ответ, отслеживается время, вопросы можно установить для любого класса, есть стандартная программа, но вполне можно создать свою, все нажимы кнопок сопровождаютсямузыкальным оформлением как и в обычных программах, в настоящее времянастроены такие игры как «Своя игра», «Брейн ринг», «Умники и умницы»,«Что? Где? Когда?»

Ровно в четыре часа услышали мелодичный звон часов и на этом покинули бывшую Малиновую, Музыкальную гостинную

Очень завидуем детям у которых теперь есть такая возможность играть в телевизионные игры не покидая города и переходим в помещение, в котором были ранее театральные постановки, а сейчас сделан голографический театр

В театре была показана постановка о создании дворца и одной из легенд про Петра I.И мы проходим дальше, в зал заседаний

В этом зале, как впрочем и в других очень хочется отметить потолочные росписи, которые восстановлены практически с нуля, нашла фотографию по реставрации, судите сами какая кропотливая работа была проведена

Благодаря этим мастерам мы теперь можем увидеть ту красоту, что была во дворце изначально

Но переходим дальше, еще один зал в который мы сунули свой любопытный носик, это еще одна игровая комната, на примере мы видим табло, где написаны страны и флаги, все объекты двигаются и достаточно взять рукой табличку и повести ее по экрану и она будет перемещаться, и при верном совпадении флага и наименования страны они исчезают с экрана, очень актуальная игра для малышей особенно, а впрочем и не только для них.

Пора подняться выше

А выше мы попадаем в тайный кабинет Александра I, именно здесь он поручил командование в 1812 армией М.И. Ктутузову, здесь узнал и о заговоре декабристов. Во время ВОВ и в послевоенные годы госпиталь/санаторий и в этом помещении были лечебные ванны, которые нанесли фрескам очень сильный урон

После тайного кабинета пора посетить музей, в музее представленыразные наряды, которые можно потрогать руками, примерить шляпки, стоятэкраны которые при приветствии включаются и рассказывают разные истории

Мимоходом заглянем что еще предлагает Академия талантов детям, и студия кино, где ребята могут снимать свои передачи, фильмы

В голубом зале занимаются дети с конструированием, на фото около лестницы сконструирован кран который работает при подаче воздуха

В завершении хочу процитировать статью, которую нашла в интернет издании Дневник Петербурга:

Решение о создании «Академии талантов» в Каменоостровском дворце было принято летом 2014 года.

«Когда мы принимали решение о том, чтобы отдать дворец вам, у нас не было сомнения. Сейчас я вижу, что мы приняли верное решение. Были скептики, которые сомневались, стоит ли отдавать такой красивый дворец детям, но у нас есть пример Аничкова дворца, где сама атмосфера дисциплинирует. В нашем городе много талантливой молодежи, и я уверен, что Академию ждет счастливая судьба», - сказал Георгий Полтавченко на торжественной церемонии открытия.

Глава города выразил надежду, что здесь будут раскрываться талант юных петербуржцев, и многие сделают здесь сделают свой первый шаг в будущую жизнь.

По легенде, старинные часы в Каменоостровском дворце, пока он пустовал, остановились. Но когда Дворец оказался в руках нового поколения, часы снова пошли, ознаменовав тем самым начало нового периода в жизни дворца.

Георгий Полтавченко поблагодарил тех, кто принял участие в реставрации дворца: генеральным подрядчиком работ во дворце выступило ООО «РК „Интарсия“.

В классические дворцовые интерьеры органично вписана очень современная техника и программное обеспечение, созданное на наших петербургских предприятиях: „Полимедиа“ и „Кронштадт“.

Кроме проведения занятий, „Академия талантов“ станет штаб-квартирой Совета старшеклассников и Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга.

»Эта Академия позволит многим детям определить свои возможности, чтобы сделать выбор на дальнейшее будущее. Это важно в нашем современном мире, когда надо достаточно быстро учиться", - сказал Георгий Полтавченко.

От Аничкова дворца (Городского Дворца творчества юных) «Академия талантов» отличается, в первую очередь, нетрадиционным подходом: вместо постоянно действующих кружков, куда дети целенаправленно ходят несколько лет, «Академия талантов» поможет каждому сначала попробовать новые занятия и определиться, что ему интересно.

Проще всего попасть в «Академию Талантов» через свою школу, которая сможет направить заинтересованных учеников во Дворец. Но и родители, и дети самостоятельно тоже смогут получить информацию на сайте «Академии Талантов» или прийти лично.

По субботам в «Академии Талантов» проходят программа «Знакомьтесь, Дворец» - это интерактивная экскурсия для детей с родителями, в ходе которой можно познакомиться с техносферой дворца и узнать, чем и как тут можно заниматься. Абсолютно все занятия в «Академии талантов» совершенно бесплатны."

И в завершении заглянем в музыкальный зал и пойдем прочь, радуясь тому, что есть теперь у детей. Я думаю любого родителя заинтересует обучение ребенка или возможность проведения разных мероприятий в Академии талантов.

По словам нашего гида Академия готова к сотрудничеству и разумнее заключать школе договор о партнерских отношениях, договор позволит более эффективно использовать возможности академии для своих нужд. Вне договора также возможны отношения, но они будут только в случае если необходимые залы будут свободны. На данный момент такие договора заключены с 56 школами, более 3500 ребят приняли участие в 2016 году в разных программах.

И напомню, что Академия начала работать с 14 декабря 2015 года, пока небольшой срок конечно, но зато сколько всего интересного таит теперь Каменноостровский дворец.

Каменноостровский дворец - это, пожалуй, одна из самых таинственных и малоизвестных императорских резиденций. И даже не потому, что место, в котором он находится, надежно скрывают вековые деревья и территория дворца огорожена высокой стеной. Дело в том, что после национализации дворца в 1917 году он перешел в ведение военных и принадлежал военным ведомствам до 2007 года. Именно по этой причине доступ в этот красивейший уголок Петербурга был закрыт.

История дворца

Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну - Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.

Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.

Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.

С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского - польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.

В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.

В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.

После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.

Дворцовый парк

В 1824 году по проекту Тома де Томона, была произведена перепланировка парка, принадлежавшего А. П. Бестужеву-Рюмину, из пейзажного в регулярный. Эту работу выполнил известный садовый мастер Ф. Ф. Лимин. Около дворца были разбиты восьмигранные и овальные клумбы, была оформлена центральная аллея, более удаленные участки сада было решено сделать в пейзажном стиле.

Описание дворца

Каменноостровский дворец (СПб) - это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.

Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом - театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.

Новейшая история дворца

В советское время Каменноостровский дворец, адрес которого - Каменноостровский проспект, 77, был передан под санаторий, который принадлежал Ленинградскому военному округу. В начале 2008 года организация «Лапин энтерпрайз» начала исследовать состояние дворца. Затем специалисты составили отчет, техническое задание и подготовили проект реставрации. Планировалось, что уже к концу 2008 года удастся восстановить гидроизоляцию фундаментов и подвалов, а также будут приведены в порядок фасады.

В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.

Каменноостровский дворец: «Академия талантов»

Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.

Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.

Задачи проекта:

  • организация площадки для самореализации одаренной творческой молодежи, позволяющей выявлять таланты и помогать ребятам выбрать будущую профессию;
  • органично вписать в классические дворцовые интерьеры современные технологии, не нанося ущерба архитектуре сооружения.

Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.

Студия занимательных наук

Этот центр реализует различные общеразвивающие программы. Лабораторные программы по химии, физике, географии, биологии, экологии позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования, используя лабораторные инструменты PASCO и делать свои первые открытия.

Концертно-театральный центр

«Академия талантов» - это прекрасная площадка для проведения творческих вечеров, отчетных концертов, театральных постановок.

Оборудование центра:

  • комплекты звукоусиления Bose;
  • микшер для источников звука;
  • осветительное оборудование Robe;
  • набор радиомикрофонов.

Студия интеллектуальных игр

В этом центре ребята развивают техники творческого мышления, на время превращаясь в известных знатоков популярных телевизионных интеллектуальных игр, участвуют в городских конкурсах по брейн-фитнесу.

Центр проектной деятельности

Он предназначен для праздников, костюмированных балов, путешествий во времени, ролевых игр. Благодаря современной системе отображения информации, видео-конференц-связи и конференц-системе, центр стал востребованной площадкой для встреч и дискуссий ребят с актерами и учеными, спортсменами и музыкантами, политиками.

Коворкинг-пространство

Оно предназначено для коллективной креативной работы. Огромная интерактивная видеостена создана из четырех ЖК-панелей. С ее помощью можно открывать видео, изображения, документы в формате PDF, сохранять заметки.

Учебный класс

В Академии есть прекрасно оборудованный мультимедийный класс, который предназначен для проведения презентаций, интерактивных программ, трансляций видеоматериалов. В классе применяются интерактивные учебные материалы по астрономии, истории, военно-патриотическому воспитанию.

Высокоточное изображение, система объемного звука и электронные викторины превращают процесс в увлекательное путешествие.

Студия визуальных искусств

Этот медиацентр имеет виртуальную студию, комплект мощного осветительного оборудования и профессиональных видеокамер, современные графические станции для видеомонтажа. Операторское мастерство, тележурналистика, фотодело, режиссура монтажа, мультипликация - в каждой из этих областей могут попробовать свои силы ученики Академии.

Студия хранителей дворца

Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец - ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.

Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.

В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все - экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.

Живая картина - это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.

«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.

Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.

Как добраться?

Если вы собрались посетить Каменноостровский дворец, как добраться сюда, мы расскажем ниже.

Вам необходимо доехать на метро до станции «Черная речка», пересесть в троллейбус № 34, который довезет вас до остановки «Каменный остров». Перейдите на противоположную сторону улицы и пройдите около ста пятидесяти метров по набережной Малой Невки до входа во дворец. Не забудьте взять с собой своих детей-школьников - возможно, их заинтересует «Академия талантов».

Каменноостровский дворец – один из старейших в Петербурге. Его строительство началось в 1776 году, когда царица Екатерина II распорядилась передать Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Имя автора проекта здания достоверно неизвестно: историки предполагают, что им был Ю. Фельтен.

В 1777-ом году Петербург подвергся страшному наводнению, и все работы пришлось временно прекратить. Завершал возведение здания архитектор Д. Кваренги.

Каменноостровский дворец – историко-архитектурный памятник в стиле классицизма, который использовался в качестве императорской летней резиденции. Дворец выполнен в П-образной форме. Над главным фасадом здания – портик, поддерживаемый шестью тосканскими колоннами. К входу ведет широкая лестница из гранита редкой породы. Перед парадным фасадом расположен красивый сад.

Со стороны Невы дворец украшен портиком с 8-ю колоннами. Все детали Каменноостровского дворца выполнены с невероятной четкостью.

В главном корпусе расположены несколько огромных, шикарно декорированных залов. Дворец пережил немало реконструкций, поэтому изначальные интерьеры не сохранились.

Дворцовый комплекс помимо основного здания включает Хозяйственный двор, Кухню, Инвалидный дом, Дровяной склад, садовый домик, гауптвахту, манеж и конюшню.

Владельцем Каменноостровского дворца был Павел I, но императору здание не нравилось, и он здесь практически не бывал. В 1797 году дворец передали экс-королю Польши Станиславу-Августу.

Статус резиденции русских императоров был возвращен комплексу во времена правления Александра I. В этот период к главному корпусу был пристроен жилой флигель с кабинетом царя.

В 1917 году во дворце размещался госпиталь и колония для беспризорных детей. В 60-е годы здание было отдано санаторию ВВС, который находился в Каменноостровском вплоть до 2008 года. В 2008-ом был принят проект реконструкции дворца и переоборудования его под губернаторскую резиденцию.

В 2015 году от планов по организации в Каменноостровском дворце резиденции отказались. В здание переехала Академия талантов Петербурга. К настоящему времени Академия обладает детской телестудией, выставочным залом, театральной и концертной площадками, лабораторией, научным центром и пр. Это – одно из ведущих государственных учреждений внешкольного образования.

Каменноостровский дворец является объектом культурного наследия России, архитектурным памятником мирового значения.